Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
138 на Южном Кавказе и в Центральной Азии, которые не знали войны и по этой причине имели возможность торговать.
Реформа 1947 года была уникальной и, забрав большую часть денег из денежного обращения, смогла предотвратить инфляционный рост цен, неизбежный в условиях сырьевого голода, и сбалансировать финансовую систему для эффективной работы по восстановлению национальной экономики. и обеспечить как можно большую социальную справедливость для бедных. Мировое сообщество было поражено тем, что карточная система была отменена всего через два года после окончания войны и после неурожая
1946 года, а цены на основные продукты питания были сохранены на уровне рационов или даже снижены. Финансовая система Советского Союза функционировала в интересах его страны и на благо всего народа.
Список литературы:
1.
Л. Д. Зубкова.. ИСТОРИЯ ФИНАНСОВ [Электронный ресурс]: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,2015. 188 с.. 2015 2.
«Финансы и Кредит» №13 (181), 2005 г.
3.
Государственный банк СССР. М.: Госиздат, 1957 4.
Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917—1950 гг.). М., 1978 5.
Финансы. Учебное пособие// А.М. Ковалѐва 2005 г.
УДК 340
КОНЦЕПЦИЯ ОКТРОИРОВАННЫХ ПРАВ
Зацепина И.Ю.,
студент магистратуры
Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал
Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие октроирования, определены его основные значения. Также в работе выделена главная особенность октроированного права, приведены примеры законодательных актов, закрепляющих такие права.
Ключевые слова: право, октроирование, конституция, государство, дозволение, правительство, дарование.
Право играло и продолжает играть далеко немаловажную роль в жизни общества на всем этапе его развития. Одним из основных источников права

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
139 любого государства является конституция. В теории государства и права выделяют два вида конституций: народно-суверенную и октроированную.
Особый интерес занимает именно второй вид – октроированная. Теория октроированных прав берет свое начало в XVIII в. Рассмотрев еѐ, можно раскрыть сущность понятия октроирования и особенность таких прав.
Следует начать с рассмотрения самого понятия «октроирование», значение которого достаточно интересно. В переводе с французского языка
«октруа» (произошло от латинского auctorium) - это дозволение, согласие, разрешение, пожалование [1, с. 213]. В Средние века таким термином обозначалось исключительное право торговли и пошлины, которая взималась за ввоз товаров в государство [2]. Октруа в этом случае выступала особой формой дозволения для торговцев, которая была дана (дарована) им государством.
Но существует и более узкое понятие «октруа» - плата за разрешение на занятие тем или иным видом деятельности. Право сбора налога в этом случае передавалось частным лицам через указы государя, правительства. Но уже к концу XIX в. октруа были отменены, но сам термин продолжал использоваться немного в другом виде [1, с. 214].
Следует сказать о том, что между индивидами и государством всегда складывались достаточно специфические отношения. Согласно многим правоведам, например, известному советскому исследователю А.
Малицкому, источником и создателем права является именно государство, которое дарует права индивидам, то есть октроирует их [3, с. 257]. Это происходит без народного голосования и предварительного обсуждения. С помощью дарования прав государство не только увеличивает свободу своих граждан. Наделение таким образом граждан правами – это своеобразное определение государством сферы свободы личности, которая необходима для достижения не только личных целей человека, но и целей и интересов всего общества. Таким образом через механизм октроирования прав государство как бы настраивает граждан на всеобщий лад, направляет их жизнедеятельность на благо общества. Исходя из этого, можно дать определение понятия «октроированные права» - права, которые дарованы монархом или иным главой государства.
Как уже было сказано ранее, одним из основных источников права являются законодательные акты, особую роль среди которых играет конституция государства. Именно поэтому наиболее известными примерами применения октроированных прав является не что иное, как октроированные конституции. Ведь они представляют собой целый свод прав и свобод граждан.
Октроированные конституции получили свое большое распространение в период господства абсолютной монархии. При этом существовало несколько способов, с помощью которых осуществлялось октроирование прав:

путем дарования монархом прав через конституцию своим подданным;


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
140

путем дарования метрополиями конституции своим колониям при освобождении их от колониального господства [4, с. 46].
Впервые октроированные права было применено во Франции в 1814 г.
Тогда король Людовик XVIII даровал своим подданным конституционную хартию. Этот документ стал закреплением начала феодальной реакции, формально устанавливал всеобщее равенство, свободу вероисповедания, печати. После практика дарования прав достаточно активно развивалась [1, c.
215].
Среди конституций, принятых вторым путем, следует выделить конституции Вестминстерского образца, которые были дарованы бывшим колониям
Великобритании.
По ним колонии провозглашались независимыми, вместе с тем на их территориях устанавливался государственный строй, похожий на тот, который был установлен в королевстве.
Среди основных примеров дальнейшего октроирования в других государствах можно выделить права, закрепленные в следующих законодательных актах:

конституции Австрийской империи 1849 г., подписанной Францем Иосифом
I;

конституции Японии 1889 г., дарованной Мэйдзи;

конституции Монако 1962 г., дарованной Ренье III;

конституции Пакистана 1962 г., дарованной Айюбом Ханом;

конституции Фиджи 1990 г., принятой правительством [1, с. 215].
Некоторые из вышеупомянутых конституций действуют до сих пор, например, конституции Монако и Фиджи.
Следует упомянуть о том, что и в истории Российской Империи был пример октроированного права. Им можно назвать Манифест 17 октября
1905 г., который был подписан Николаем II. Этот манифест стал первым документом, который даровал ряд прав всем сословиям России. По нему люди получали права на свободу слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенность личности.
Основная особенность октроированного права вытекает из сложившейся юридической практики: тот, кто устанавливает правовую норму, закон, тот же может и отменить его. Именно это и является основной специфической чертой октроированных прав. Они могут быть не только дарованы главой государства, но и приостановлены им же в любой момент и на неопределѐнный срок, если глава государства посчитает это необходимым
[3, c. 104]. Нельзя не отметить, что в данном случае более широкие права остаются все-таки за тем, кто октроирует гражданам право – за монархом, парламентом. При октроировании прав заметно сужается народное представительство. Именно поэтому можно говорить о том, что дарование тех или иных прав в какой-то степени происходит для достижения интересов государства в целом, монарха, а не каждого отдельного гражданина.
В настоящий момент вокруг октроированных прав не проводится


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
141 масштабных научных исследований. Но тем не менее они представляют собой достаточно интересный предмет для изучения юридических и исторических наук. Это права, которые дарованы монархом своим подданным и, как правило, закреплѐнные в специальном своде – конституции.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   44

Список литературы
1. Ларина
О.Г.,
Емельянов
А.С.,
Ноздрина
И.О.
Теория октроированных прав: становление и развитие // Современная научная мысль. - 2018. - №5. - С. 212-216.
2. Словарь иностранных слов русского языка // Академик.ру: сайт. –
URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/24259/ОКТРУА
(дата обращения: 10.12.2022)
3. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. / В.С.
Нерсесянц. – М: Норма, 2015. – 656 с.
4. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 —
445 с.
УДК 004
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Иванова Н.А.
кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой
информатики и прикладной математики
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. ак. И.Г.
Петровского»
Кубанских О.В.
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры
информатики и прикладной математики
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. ак. И.Г.
Петровского»
Аннотация: В статье показаны особенности применения веб-квеста для организации внеаудиторной деятельности студентов в рамках выполнения проектно-исследовательских работ. Показаны варианты использования цифрового инструментария в рамках проектной деятельности студентов.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
142
Ключевые слова: веб-квест, проектная деятельность, научно- исследовательская деятельность, цифровые инструменты, компетентность.
Цифровизация экономики, переход на электронный документооборот, внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности государства и общества – это уже реальность. В настоящее время очень важно ориентироваться в современных технологиях, быть в курсе всех изменений и новаций. И не только ориентироваться, но и уметь применять их на практике.
Одним из важнейших профессиональных качеств современного специалиста является наличие цифровых компетенций (digital competencies), в том числе поиск и отбор необходимой информации, применение различных цифровых инструментов для создания уникального контента, цифровое сотрудничество с другими людьми и др. [1].
Веб-квест может использоваться как на одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности студентов. Это инновационные проекты, в рамках которых учащиеся не только получают теоретические знания, но и приобретают навыки исследовательской деятельности, а также умения применять эти знания на практике.
Веб-квест позволяет организовать проектно-исследовательскую работу учащихся, направленную на решение конкретной проблемы. Данный вид деятельности представляет собой совместное решение задач, которые имеют определенную цель, но не могут быть решены во время аудиторной работы при проведении учебных занятий (лекций, практических работ, семинарских занятий, лабораторных работ и др.). Это задачи, требующие от учащихся самостоятельного выбора способов и методов решения, а также поиска, обработки, анализа и представления информации.
Одним из важных элементов логической структуры проектной- исследовательской деятельности является поиск и обработка информации, ее анализ и синтез. Веб-квест можно представить как серию проблемных заданий, которые необходимо выполнить в рамках проведения проекта. Для выполнения веб-квеста предполагается получение данных из разных источников, которые могут различаться по качеству и точности: справочники, энциклопедии, учебные пособия, книги, публикации в
Интернет.
Выполнение задач веб-квеста способствует развитию у студентов практических навыков работы с информацией, а также создает условия для формирования у них профессиональных умений и навыков:
- сбор актуальной информации по теме исследования;
- работа с научно-методической и нормативно-правовой литературой
(учебники, энциклопедии, монографии, журналы, пособия);
- критический анализ данных, в том числе отсеивание информационного шума;


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
143
- сравнивать различные объекты и явления, понимать причинно- следственные связи между ними;
- способность оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- формулировка обоснованных выводов, позволяющих сформировать целостное представление о полученных результатах.
Задания разрабатываются с учетом современных требований и стандартов к организации и проведению проектно-исследовательских работ, а также с целью оценки компетенций, которые студенты должны приобрести.
Веб-квест направлен на развитие познавательной активности
(стремление узнать ранее неизвестные факты), критического мышления, креативности, исследовательских навыков, коммуникативных умений
(готовность к общению и обсуждению своих результатов), умения работать в команде. Все это необходимо для успешного взаимодействия в группе, для формирования коммуникативных навыков и умений, без которых невозможна продуктивная деятельность в коллективе.
Различные сервисы позволяют реализовать онлайн-квесты. Например, бесплатный сервис Joyteka предлагает реализацию квеста по типу «Выйди из комнаты» (Escape room), где участник, находясь запертым в виртуальной комнате, может ее покинуть только в случае правильности выполнения всех заданий [2]. Регистрация участников не обязательна. Начать выполнение заданий можно, указав ID-номер квеста непосредственно на сайте, использовав сгенерированный ранее QR-код или выполнив переход по полученной от преподавателя ссылке.
На сайте Genially можно реализовать задания для квеста из серии
«миссия» (Mission), где участнику необходимо последовательно выполнить несколько заданий, которые реализованы на основе имеющихся шаблонов
(«обучение», «путешествие», «детективная история» и др.) [3].
Еще один бесплатный сервис Wizer предлагает быстрые варианты по созданию интерактивных рабочих листов [4]. С его помощью можно проектировать веб-страницу (интерактивный рабочий лист) и разместить на ней не только теоретические сведения по теме исследования, но и интерактивные задания различного типа с автоматической проверкой правильности ответов.
С помощью различных цифровых инструментов участники проектной команды могут овладеть навыками систематизации материала по ранее проведенному сравнительному анализу и выявленным причинно- следственным связям, навыками визуализации больших объемов информации [5].
Результат выполнения может быть представлен в разных формах: карты разума (mind map), интерактивные плакаты, ленты времени (timeline), инфографика, причинно-следственная диаграмма Исикавы (fishbone diagram), визуальное ранжирование... Выбор того или иного инструментария предлагается сделать самостоятельно участникам проектной команды [6].