Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
144
Подобная модель деятельности дает возможность студентам предложить собственное видение формата визуализации итогов проделанной работы, и как следствие формирует и совершенствует профессиональные и общекультурные компетенции.
Полученные результаты работы над проектом могут быть размещены в как в локальной сети, например, в электронной образовательной среде вуза
«ЭСО БГУ», так и в сети Интернет [7]. Что в свою очередь позволит получить обратную связь не только от коллег, но и внешних заинтересованных лиц (например, потенциальных инвесторов и/или заказчиков).
Использование веб-квестов как одной из форм внеаудиторной работы положительно влияет на вовлеченность студентов в научно- исследовательскую деятельность, дает возможность персонализировать построение самостоятельной внеаудиторной исследовательской траектории, позволяет не просто получать ответы на поставленные вопросы, но и способствует формированию собственной точки зрения [8].
Использование технологии веб-квеста позволяет решить проблему обеспечения непрерывного интенсивного общения студентов в информационно-коммуникационном пространстве как в аудиторной, так и во внеаудиторной самостоятельной работе и направлена на формирование комплекса общекультурных и общепрофессиональных компетенций, в том числе решение задач профессиональной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы
1. Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций
[Электронный ресурс].

Режим доступа: http://obzory.hr- media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika.
2. Joyteka – веб-квесты для обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://joyteka.com/ru/quest-room.
3. Genially – платформа для создания интерактивного контента
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genial.ly.
4. Wizer – сервис по созданию цифровых интерактивных листов
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://app.wizer.me/.
5. Иванова Н. А., Кубанских О. В. Цифровые инструменты и новые неформальные методы в образовательном процессе // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования в эпоху цифровизации: материалы
Всероссийской научно-практической конференции, Брянск, 21–22 апреля 2022 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2022. – С.
15-17.


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
145 6. Иванова, Н. А. Возможности применения цифровых инструментов при реализации студентами вузов исследовательских проектов / Н. А.
Иванова, О. В. Кубанских, И. Г. Степченко // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования :
Сборник тезисов докладов международной научной конференции, Елец, 30 сентября – 02 2022 года. – Елец: Елецкий государственный университет им.
И.А. Бунина, 2022. – С. 195-197.
7. Электронная система обучения БГУ [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://eso.brgu.ru/.
8. Иванова, Н. А. Из опыта использования цифровых инструментов в проектно-исследовательской деятельности студентов / Н. А. Иванова, О. В.
Кубанских, О. В. Карбанович // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2022. – № 14(22). – С. 95-97.
© Н.А. Иванова, 2022
© О.В. Кубанских, 2022
УДК 53.082.77
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА И ФОРМЫ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ
Казанцев Д.К.
Студент 1-го курса магистратуры
Казанский национальный исследовательский технический университет им.
А.Н. Туполева – КАИ
Кузнецов Д. И.
к. т. н., доцент кафедры КиТПЭС
Казанский национальный исследовательский технический университет им.
А.Н. Туполева – КАИ
Аннотация: Данная работа рассматривает алгоритм измерения тока и профиля пучка заряженных частиц в аналитическом и технологическом оборудовании. Метод определения профиля основан на проволочном измерении тока в поперечном пространстве пучка.
Ключевые слова:пучок заряженных частиц, профиль пучка заряженных частиц, пьезокерамика, измерение тока пучка заряженных частиц, электронная микроскопия
Пучок заряженных частиц используется в оборудовании, применяемом для различных областей науки и техники. Как пример можно привести установки: электронной сварки, ионной литографии, электронной

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
146
I
X
Проволока
0

Проволока
90

Проволока
45

микроскопии и т. д. . Во всех этих приборах одним из самых важных параметров является размер пучка и его форма, т.к. от площади взаимодействия пучка с объектом зависит качество исследования или обработки. Таким образом, необходима методика исследования размера профиля пучка заряженных частиц, для оптимизации технических характеристик приборов.
Пучок заряженных частиц, в зависимости от типа частицы, подразделяется на: электронный или ионный. Большинство установок, использующих пучок заряженных частиц, работают в условиях вакуума, что усложняет методику измерения. Пучок заряженных частиц можно сравнить с проводником, по которому течѐт ток, замкнув цепь пучка на землю можно измерить частичный ток пучка.
Одним из самых простых и распространѐнных методов измерения профиля пучка электронов является метод проволочного сканера [1]. Суть метода заключается в прохождении токопроводящей проволоки перпендикулярно пучку электронов с измерением значений тока в каждом положении. Такой способ измерения может использоваться в различных методах измерения профилей заряженных частиц, так, например, такой метод используется для измерения профиля пучка электронно-лучевой сварочной установки. Однако, для получения профиля недостаточно одного прохода измерительной проволочки. Т.к. профиль пучка электронов может иметь не только круглую форму. Для определения отклонения профиля от круглой формы производиться серия измерений в трѐх положениях: 0
⁰, 45⁰, 90⁰ (Рис.
1). Серия из трѐх измерений позволяет определить более точную форму пучка электронов. Перемещение проволочки (измерительной головки) осуществляется с помощью методов передачи винт-гайка или шаговыми электродвигателями (ШЭД) [2,3]. Измерение тока на измерительной головке производится различными методами: амперметр, преобразователь тока в напряжение и т. д.
Рис. 1. Схема измерения пучка в трѐх плоскостях.
Описанная выше методика имеет ряд ограничений:
Проволока
90

Проволока
0

Проволока
45

Профиль пучка электронов


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
147 1.
Отсутствие методов точного перемещения проволоки. Такие способы перемещения не могут обеспечить измерения малых размеров пучка порядка десятков микрометров – единиц нанометров.
2.
Отсутствие программного управления и преобразования данных о токе пучка в различных положениях в профиль пучка. При проведении измерения без программного управления возникает погрешность, связанная с человеческим фактором. При ручном измерении скорость измерения сильно меньше, чем при измерении с помощью программного обеспечения.
Для устранения описанных ограничений предлагается следующий подход (Рис. 2).
Рис. 2. Функциональная схема устройства
Для перемещения измерительного зонда используются два способа перемещения: с большим шагом ( порядка мм – мкм) и с малым шагом
(порядка мкм - нм). Использование эти способов по отдельности связана ч рядом ограничений:
1.
При использовании большого шага скорость определения тока и формы пучка достаточно большая, но при малом размере пучка, есть вероятность не обнаружить пучок.
2.
При использовании малого шага скорость определения тока и формы пучка мала, но область определения сильно ограничена, т.к. устройства для перемещения с малым шагом обычно имеют не большой диапазон перемещения. Однако, есть возможность определить малый размер пучка
Описанные выше проблемы для каждого способа перемещения зонда можно решить, объединив их в двухэтапную систему перемещения. Суть такой системы заключается в последовательном использовании перемещения с большим шагом и перемещения с малым шагом. Таком образом, поиск пучка заряженных частиц осуществляется перемещением с большим шагом
(грубое перемещение), а измерения профиля пучка и тока осуществляются перемещением с малым шагом (точное перемещение). Рассмотрим каждый этап перемещения подробнее:
Схемотехническая часть
ПК с ПО
Вакуумная камера
Измерительный блок, устанавливаемый на оптическом пути пучка заряженных частиц
Пучок заряженных частиц

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
148 1.
Грубое перемещение, осуществляется для быстрого перемещения измерительной головки и поиска пучка электронов. Представляет собой
ШЭД и драйвер управления с возможностью деления шага до 1/128.
Стандартный шаг винта для системы ШЭД с передачей винт-гайка составляет 5 мм на один полный оборот тогда длина одного шага (L) линейного ШЭД равняется:
Современные драйверы способны осуществлять дробления шага с коэффициентом до 1/128. Таким образом, размер шага с учѐтом дробления:
Таким образом, грубое перемещение имеет несколько режимов работы, где минимальный шаг ШЭД равен 2 мкм, а максимальный 250 мкм.
2.
Точное перемещение, представляет из себя пьезокерамический линейный привод. Линейные размеры которого пропорциональны приложенному напряжению. Такой линейный пьезоактуатор может обеспечивать точность перемещения порядка 1
Å
Реализация данного способа перемещения осуществляется с использованием связки микроконтроллер (МК) – компьютер, где микроконтроллер выполняет команды, поступающие от ПК и передавать ему измеренные данные. ПК, осуществляет обработку информации.
Способ измерения имеет следующую последовательность:
1.
Грубое перемещение шагами равными диаметру измеряющей проволоки. Такое перемещение позволяет осуществлять быстрый поиск пучка заряженных частиц. Пучок оказывается локализован в области равной диаметру проволоки.
2.
Далее зонд перемещается в обратную от направления движения сторону с минимальным шагом для грубого перемещения (2 мкм) до тех пор, пока не выйдет из области пучка.
3.
Далее перемещение с одновременным измерением осуществляется с помощью пьезоактуатора, передний край пучка определяется по появлению сигнала тока, задний край по максимальному току пучка.
4.
Пункты 1-3 повторяются в положениях 45
⁰ и 90⁰.
5.
По полученным данным трѐх массивов строится график. Крайние точки массивов представляют собой края профиля пучка электронов.
В данной статье предложен способ измерения тока и формы пучка заряженных частиц позволяющий производить измерения с большой точностью и скоростью. Такой способ имеет важное значение для измерения профиля пучка заряженных частиц и позволяет улучшить современные методы измерения.


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
149
Список литературы
1. Сухих,Л. Г.
Измерение размеров микронныхэлектронных пучков высокой энергии на основе переходного излучения спец.: 01.04.20 «Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника»: дис. … канд. ф.-м. наук /Сухих Леонид Григорьевич. – Томск, 2017. – 196 с. — Текст : электронный //
Корпоративный портал:
Томский
Политихнический
Университет.

URL: https://portal.tpu.ru/portal/pls/portal/!app_ds.ds_view_bknd.download_doc?fileid=
5360
(дата обращения: 23.07.2022). — Режим доступа: для всех пользователей.
2.
Младенов, Г. М. Электронно-лучевая сварка : монография / Г. М.
Младенов, Д. Н. Трушников, В. Я. Беленький, Е. Г. Колева. — Пермь :
ПНИПУ, 2014. — 374 с. — Текст : электронный // Лань : электронно- библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160760
(дата обращения: 23.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Бублей,А. В. Измерения профиля интенсивного электронного пучка
/ А.В. Бублей, В.М. Панасюк, В.В. Пархомчук, В.Б. Рева. — Новосибирск :
ИЯФ, 2004. — 22 с. — Текст : электронный // Институт ядерной физики. —
URL: https://inp.nsk.su/images/preprint/2004_077.pdf
(дата обращения:
23.07.2022). — Режим доступа: для всех пользователей.
© Д .К. Казанцев, Д .И. Кузнецов, 2022
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   44

УДК 37
«ВЛИЯНИЕ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
Какора Д. В.
Студент
ФГБОУ ВО: «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Научный руководитель: Иванова Лариса Владимировна
Аннотация:Получение образования является неотъемлемой частью эволюции общества. Чем дальше идет прогресс, тем сильнее это сказывается на всех сферах жизни, в том числе и образование. В данной работе я рассмотрела противоречивость этого процесса.
Ключевые слова: педагогика, прогресс, цифровизация, общество, личность, образование
Педагогика как наука.
Вначале своей работы предлагаю рассмотреть понятие «педагогика».
Педагогика является прикладной наукой, с помощью которой решаются

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
150 такие общественно – важные проблемы, как воспитание, развитие, образование, обучение. Ознакомимся с каждой проблемой подробнее.
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека.
Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.
Методы исследования– способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики– человек.
Предмет педагогики– это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно- воспитательных учреждениях)[0].
2. Изменение процесса обучения в связи развитием общества
Оглядываясь на историю человечества, мы видим, что цивилизация непрерывно развивается. На данный момент ни мировые войны, ни природные катаклизмы не смогли остановить мировой прогресс. Происходят научные открытия невообразимого уровня. Осваивается космическое пространство, создается искусственный интеллект и паровой двигатель, люди могут разговаривать в режиме реального времени, находясь на разных точках планеты, пересаживать человеческие органы, включать свет и охлаждать или нагревать воздух. Во всех сферах общества непрерывно происходят изменения. Уровень открытий с каждым годом все выше. Жизнь циклична.
На смену тем, кто совершает открытия сейчас, должно готовиться новое поколение. И ответственна за это именно педагогика и непосредственно преподаватели, которые являются проводниками юных представителей общества к олимпу знаний и открытий. Как я писала в своей статье раннее – с самой древности в первобытной общине было принято так, чтобы старшие, мудрые ее представители обучали младших. Чем дальше развивалось наше общество, тем более важным становился педагогический процесс. И вот уже несколько столетий, люди не представляют свою жизнь без обучения. Лишь маргинальные слои общества пренебрегают этим этапом. В своей работе я хочу рассмотреть какие изменения научно – технический прогресс внес в педагогический процесс. Хочу раскрыть эту тему с двух сторон: технической и психологической.
2.1. Для того чтобы качество получаемого образования соответствовало предъявляемым к нему современным требованиям, необходимо постоянно совершенствовать концепцию модернизации системы образования[2]. В двадцать первом веке регулярно происходят различные внедрения в программу обучения. В первую очередь речь идет о цифровизации.
Например, появление поисковых систем и интернета. Учащиеся получили в

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
151 свое распоряжение огромные базы данных абсолютно любой информации, которую они могут изучать и анализировать. Сейчас почти каждый учебный класс оснащен специальным техническим оборудованием в виде компьютеров, проекторов, сенсорных досок. Благодаря этому была разработана новая методика – обучение с помощью анимации. Живые картинки или короткие видео, которые могут объяснить, как решить сложную задачу или продемонстрировать какой-либо процесс, например, как развивался тот или иной город, с момента его основания. Анимации вызывают больший интерес, чем простое объяснение, что поможет вовлечь в урок максимальное число учеников[3]. Также многие школы и университеты практикуют дистанционный формат обучения, что создает более комфортную обстановку для обучающегося. Также любой желающий может в интернет пространстве найти себе образовательную программу по интересующей его тематике, причем эта возможность на многих платформах бесплатная. Я перечислила лишь малую часть тех нововведений, что есть в образовательном процессе. Далее я хочу рассмотреть, как же данные возможности с психологической точки зрения влияют на учащихся.
2.2. Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека.
Человечество сейчас характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции. Предоставление возможностей человеку постоянно развиваться и образовываться способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного капитала человека и зависит не только от состояния здоровья, но и от уровня осознанной ответственности. Обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организовать собственную жизнь и управлять ею
Если общество хочет долговременно и устойчиво развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, в его образование. Поэтому личностно ориентированный подход и провозглашѐн основным в последних документах
Министерства образования.
Создание новых программ и учебников, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, нацелено на повышение эффективности образования. Однако можно выделить тенденцию, в которой отношения «учитель-ученик» могут происходить по формуле «продавец- покупатель» [4]. Дело в том, что образовательный процесс иной раз превращается в коммерческую историю. Бесплатные факультативы для учеников школы – сейчас если не редкость, то очень часто лишь формальность. Единицы учителей готовы тратить свое свободное время, чтобы объяснить материал непонимающим. Также актуальна проблема получения высшего образования. Во – первых, катастрофически мало бюджетных мест, во – вторых, ребенок вряд ли сможет сдать хорошо вступительные экзамены, если у него не будет репетитора. Таким образом

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
152 получается, что уже на этапе юности многие ребята лишаются права стать частью тех, кто будет менять мир к лучшему. У них может и способностей не меньше, но финансовые возможности их ограничивают. Считаю необходимым отметить, что моя позиция не несет идею «без денежных средств у ребенка нет шанса выйти в люди». Мне лично посчастливилось работать с потрясающими преподавателями, настоящими фанатами своего дела, которые сделают все, чтобы тебя научить. Но, к огромному сожалению, это скорее исключение, чем правило.
Новый этап развития России привел к необходимости создания новой школы. Но оказалось, что попытки сделать это в отрыве от исследований психологов середины прошлого века не оградили ее от ошибок. Лозунг
«Долой старую школу» привел к уничтожению многих положительных сторон отечественного образования в разных типах школ, главные из которых - массовость обучения, насыщенность его образовательными технологиями, что давало детям возможность видеть свою жизненную перспективу, бесплатно продолжать образование. К сожалению, огромные заслуги ученых-психологов, методистов стали предаваться забвению, оказался невостребованным положительный опыт, накопленный в золотом веке советского образования[4]. Для меня ярким примером качества советского образования являются непосредственно школьники того времени, а ныне наши родители и бабушки и дедушки. Знания, заложенные им еще в школе, остались с ними до сих пор. Они смогут ответить на большинство заданных им вопросов по школьной программе. В то время оценка имела огромный моральный вес. Учиться на тройки было стыдно. Для того чтобы списать – требовалось сделать шпаргалку, то есть все же самому поработать с материалом. А сейчас достаточно открыть страничку в интернете и переписать, не задумываясь. Поиск информации закалял ученика. Ведь чтобы найти ответ на вопрос, требовалось огромное терпение и изучение многих книг. Цифровизация – это прекрасно! Она дает огромные возможности, однако для большинства это лишь возможность упростить для себя же процесс обучения. Также сейчас можно столкнуться с тем, что для школьника или студента преподаватель не является авторитетом. У каждого в его смартфоне целый огромный мир, с самыми известными людьми, персонажами. И не редко бывает, что учителю очень трудно добиться уважения. Что напрямую сказывается на том, как ученик будет усваивать преподаваемый ему материал.
Заключение
В своей работе я подняла тему изменения педагогического процесса в связи с научно – техническим прогрессом. Это влияние весьма противоречиво, собственно как и любой глобальный процесс, касающийся общества. С одной стороны, инновации в педагогике позволяют на максимум использовать человеческий ресурс. Однако наш мозг устроен таким образом, что он стремится найти пути более легкого решения задачи. Поэтому иной раз, современный студент огромные возможности цифровизации использует

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
153 их для того, чтобы быстрее справиться с заданием, а не обогатить себя новыми знаниями. Однако уже есть способ, как бороться с таким положением дел. Раннее я упоминала в статье, что у государства в приоритете гармоничное полноценное развитие личности. Сейчас существует огромное количество всевозможных конкурсов для школьников и студентов, целью которых является раскрытие потенциала обучающихся. И как раз - таки с помощью невероятных технических возможностей каждый год получается заинтересовать в научной деятельности все больше и больше ребят. У нас в стране колоссальное количество невероятно талантливых и умных детей, которые создают удивительные проекты. И все это происходит под чутким руководством их педагогов. Благодаря научно – техническому прогрессу, а также желанию преподавателей обучаться новому, педагогический процесс создает уникальных личностей, которые в скором времени будут удивлять и радовать мир своими открытиями.
Список литературы
1.
Педагогика как наука.
[Электронный ресурс].-
(
https://studfile.net/preview/3537758/
)
2.
Гершунский, Б.С. Компьютеризация в образовании: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
3.
Топ -10 инноваций в педагогике. [Электронный ресурс].-
(
https://nitforyou.com/top-10-innovacij-v-pedagogike-2020/#::text=Топ-
10%20инноваций%20в%20педагогике%3A%202020
)
4.
В.Г. Казанская Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии/ статья
УДК 614.84
АВТОМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Кинзябулатов Р.Э.
Студент
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический
университет»
Аннотация:В работе рассматриваются некоторые аспекты
применения автоматических установок пожаротушения напредприятиях
энергетики,делается упор на их эффективностьиз-за возможности
раннего обнаружения пожара.
Ключевые слова: пожары, тушение, пожарная безопасность,
системы пожаротушения, предприятия энергетического комплекса.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
154
Автоматические установки пожаротушения (АУП), по сравнению с системами сигнализации и устройствами ручного типа, считаются наиболее результативным способом устранения пожарных ситуаций. Они позволяют оперативно и с высокой результативностью создать ограничения для очага возгорания, обеспечивая при этом минимальный уровень риска. АУП предназначены для ликвидации пожара в помещении. При этом в соответствии с требованиями N 123-ФЗ ликвидация пожара должна быть произведена: до момента наступления критических значений опасных факторов пожара; до наступления пределов огнестойкости строительных конструкций; до причинения допустимого материального ущерба; до наступления опасности разрушения технологического оборудования [1, c.
570]. Перечень объектов, где в обязательном порядке должна применяться
АУП, установлен требованиями СП 486.1311500. В нем приведены основные группы объектов защиты и установлены критерии, при которых то или иное помещение (здание) необходимо защищать АУП.
АУП предназначены для своевременного активного тушения путем непосредственного воздействия тушащего вещества (вода, пена, газ, порошок, аэрозоль) на очаг возгорания. При этом участие человека не требуется, все делается в автоматическом режиме: обнаружение пожара извещателями, отработка приборной панелью управления необходимого алгоритма запуска систем пожаротушения с одновременным оповещением людей о возникшей ЧС, непосредственный запуск системы пожаротушения и подача огнетушащего вещества в зону пожара. АУП используются на объектах, где необходимо быстрое (1-2 минуты) принятие решения для тушения без участия человека (оператора), в данном случае от скорости принятия решения и непосредственно тушения зависит сохранность оборудования и ценностей [2, c. 156]. АУП сегодня широко применяются на объектах энергетики, так как они являются важным инфраструктурным объектом, вовлеченным в непрерывный процесс производства и распределения энергии в рамках единой энергосистемы государства.
Последствия возгораний на объектах и, как следствие, пожары приводят не только к материальному ущербу, порой весьма ощутимому с финансовой точки зрения, но и к частичной или полной остановке рабочего процесса. В связи с этим к проблематике правильной организации пожаротушения на различных типах объектов, а в особенности к внедрению
АУП как наиболее эффективных из-за возможности раннего обнаружения пожара, в настоящее время наблюдается особое отношение.
Список литературы
1. Бакиров И.К., Султанова Э.Ф. Проблемы пожарной безопасности объектов нефтяной промышленности // В сборнике: современные технологии в нефтегазовом деле – 2021. Сборник трудов международной научно- технической конференции. Уфа, 2021. – С. 570-573.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
155 2. Хуснутдинова И.Г., Баширов М.Г., Бакиров И.К. Анализ аварийных ситуаций в нефтегазовой отрасли при возникновении дефектов в металлических элементах оболочковых конструкций // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2017. – № 2. – С. 155-
164.
© Р.Э.Кинзябулатов, 2022
УДК 004.94
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОЦЕНКА ИТ-ПРОЕКТОВ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В
ОРГАНИЗАЦИИ
Касаткин П.А.
аспирант
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им.
Т.Ф. Горбачева»
Аннотация:В статье обоснована актуальность использования специализированного программного обеспечения для автоматизированной оценки ит-проектов. Проведена автоматизированная оценка экономической эффективности проекта по внедрению системы электронного документооборота в организации.
Для оценки использован автоматизированный финансово-аналитический комплекс, осуществляющий многопараметрический анализ оптимизационной модели инвестиционных проектов, позволяющей выявлять их экономический потенциал.
Ключевые слова:ит-проект, оценка экономической эффективности, математическое моделирование, системы электронного документооборота, системный анализ
Переход на цифровые технологии в корпоративных процессах приобретает все большее значение. Для организаций переход с бумажных носителей на электронные форматы документа является одним из наиболее важных и наиболее ощутимых шагов в процессе цифровизации.
Цифровизация документооборота – это процесс внедрения системы электронного документооборота в деятельность организации. Системы электронного документооборота представляют собой информационные системы для управления, создания, хранения, организации и извлечения документов в различных форматах в цифровом виде. В конечном счете целью внедрения таких систем является оптимизация документопотока

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
156 организации, увеличение эффективности основных бизнес-процессов и получение каких-либо конкурентных преимуществ для организации.
Внедрение системы электронного документооборота очень сложный и затратный процесс, требующий высокой квалификации специалистов, больших временных и денежных ресурсов. Необходимо на начальных этапах провести оценку проекта, определить все основные риски и возможные финансовые затраты. При цифровизации документооборота выделяют организационные, административные и технологические виды рисков. Если не учитывать все эти риски, в дальнейшем могут увеличиться финансовые затраты, сроки внедрения, и в последствии запланированный результат не будет достигнут. Для решения этой задачи необходимо использовать специализированное программное обеспечение для автоматизированной оценки проектов.
Программное обеспечение для автоматизированной оценки проектов позволяет учитывать и измерять каждый аспект проекта для четкого понимания всех последствий от внедрения системы электронного документооборота, например: материальные затраты на внедрение системы, масштабы внедрения, риски и рентабельность инвестиций, время на реализацию проекта, затраты на обучение сотрудников, производительность труда после и до внедрения системы и т.д. Также автоматизированная оценка позволяет учитывать факторы, способные негативно повлиять на реализацию проекта, эти данные могут подсказать экспертам, на что следует обратить внимание, чтобы понести меньше убытков. По сути, такое программное обеспечение дает возможность эксперту задать некоторые количественные показатели, которые позволят выявить слабые и сильные стороны проекта, покажет, что можно улучшить, на, что сократить расходы, а на, что увеличить, а также отразит общую картину и даст оценку эффективности внедрения системы электронного документооборота в целом. Можно сказать, что такой программный инструмент помогает в процессе оценки проекта, делая ключевые данные легкодоступными.
Использование программного обеспечения для автоматизированной оценки проектов дает ряд преимуществ по сравнению с ручными методами оценки:

Улучшенное управление проектом. Когда дело доходит до управления затратами, задачами, ресурсами и временем, автоматизированная оценка проекта поможет быстрее и легче найти области для улучшения;

Ускорение работы команды экспертов. Автоматизированная оценка проекта позволяет выполнять рутинные задачи в ускоренном режиме.
Позволяет вносить изменения различных показателей в режиме реального времени;

Улучшенные возможности планирования проекта. Помогает сравнивать исходные данные проекта с фактическими показателями для лучшего планирования и оценки на протяжении всего жизненного цикла.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
157
Программное обеспечение для выполнения автоматизированной оценки проектов может принести огромную пользу при внедрении системы электронного документооборота. Данное ПО обеспечивает большую мобильность, экономичность и повышенную производительность при планировании и моделировании прямо на ходу.
Рассмотрим информационно-технологический проект (ИТ-проект) автоматизации документооборота, который использует оптимизационную математическую модель работы [2], в которой, после расчетов, получаются оптимальные значения объемов производства продукции (услуги), объемов инвестиций и текущего финансирования проекта. Для автоматизированного получения указанных характеристик используем финансово-аналитический программный комплекс «Карма», работа которого описана в монографии [3].
Полученные в результате проведенной аналитической работы на рынке выполнения ИТ-проектов в организации оценки расходов и доходов
(экономия расходов на оплате труда), а также их пессимистические и оптимистические оценки представлены в таблице 1.
Таблица 1. Входные данные ИТ-проекта цифровизации документооборота
Показатель, единица измерения ([2])
Пессимистическое
Базовое Оптимистическое
Стоимость комплекта основных средств
(компьютер, оргтехника), руб
150000 75000 25000
Цена единицы услуги
(экономия оплаты труда менеджера, 1-2-3 чел), руб
20000 40000 60000
Срок службы АИС, мес
12 60 120
Производительность, ед прод
1 1
1
Стоимостной спрос, руб/мес
100000 100000 100000
Трудоемкость, доля оплаты труда в сумме всех затрат
0,6 0,4 0,2
Материалоемкость, доля материальных затрат
(расходные материалы, электроэнергия и пр.) в сумме всех затрат
0,01 0,01 0,01
Ставка дисконтирования в мес
0,0175 0,0175 0,0175

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
158
Ниже, на рисунках 1,2 изображены полученные по модели [2], с помощью программы, описанной в [3], графические зависимости чистой приведенной стоимости NPV от горизонта его планирования Т (рис.1) и ставки дисконтирования r (рис.2) при варьировании показателя P=20; 40; 60
Rтыс. Заметим, что значение параметра Р моделирует ситуацию экономии затрат на фонде оплаты труда менеджеров (в частности, значение 20 Rтыс соответствует месячной оплате труда одного, 40 Rтыс – двух, а 60 Rтыс – трех менеджеров).
Рис. 1. Зависимости NPV(Т) при P=20, 40, 60 Rтыс
Рис. 2. Зависимости NPV(r) при P=20, 40, 60 Rтыс
Рисунки 1,2 позволяют аналитику предварительно оценить жизненный цикл проекта цифровизации организации и осуществить его экономическую оценку для принятия инвестиционных решений, связанных либо с вложением средств в его развитие, либо с вложением средств в другие проекты, причем сразу по нескольким критериям: 1) NPV; 2) внутренней норме рентабельности (IRR); 3) период окупаемости (РР). В частности, в соответствии с рисунком 1, автоматизация документооборота задач менеджера, при базовом сценарии реализации проекта (высвобождение двух менеджеров), может принести организации значение NPV до 400 Rтыс на горизонте 12 месяцев. При этом проект далее не теряет своей финансовой

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
159 устойчивости (в отличие от пессимистического сценария в случае высвобождения одного менеджера). Кроме того, рисунок 1 позволяет сделать вывод о необходимости реинвестиций (например, на сопровождение программы, совершенствование аппаратного или программного обеспечения) в проект при пессимистическом сценарии его развития уже в окрестности
Т≈16-18 месяцев, хотя сроки PP окупаемости данного проекта не превосходят
1 месяца. По рисунку 2 аналитик может сделать вывод о том, что даже пессимистический вариант по значению внутренней нормы рентабельности
IRR≈60% позволяет высшему менеджменту организации выбрать сценарий инвестирования в проект.
Таким образом, анализ результатов, получаемых аналитиком с помощью программных систем типа [2], в целом указывает на жизнеспособность рассмотренного ИТ-проекта по критериям NPV и РР.
В заключении можно сказать, что использование программных средств для автоматизированной оценки позволяет осуществлять более глубокий анализ проекта, используя множество численных параметров модели, имеющих инвестиционный, производственный и финансовый тип.
Автоматизированная оценка дает возможность оперативно получать финансово-аналитическую информацию для анализа инвестиционно- производственных проектов в организации.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44