Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
206 различии. Предмет деятельности и способ действия социального агента отличается от характеристик других агентов.
Важную роль в понимании практики с позиции Бурдьѐ играет введѐнный им же термин «габитус» (habitus). Габитус – это продукт истории, прошлого опыта. Он производит и структурирует практику агента. Бурдьѐ определяет габитус как «систему устойчивых и переносимых диспозиций»
[1, с. 102]. Диспозиция – это устойчивая склонность воспринимать, мыслить и поступать определѐнным образом, чаще всего бессознательно. Габитус во многом определяет вкус, характерный образ жизни, систему ценностей, мимику, жесты – всѐ то, что является отличительными чертами представителей одной социальной группы, т.е. габитус выполняет и функцию опознания окружающих по принципу «свой – чужой».
Британский социолог Энтони Гидденс в своей теории структурации отводит социальным практикам главную роль в построении социальной реальности. Они ограничены рамками пространства и времени, привязаны к определѐнному контексту. Гидденс рассматривает социальные практики как основу формирования субъекта и социального объекта. Субъекту, или актору
(у Гидденса эти термины равнозначны), присуща способность осознавать свои поступки и в процессе взаимодействия с другими акторами осознавать и чужую деятельность. Анализируя и изменяя социальные практики, акторы оказывают воздействие на трансформацию социальных систем.
Информированность акторов о своей деятельности связана с практическим сознанием, которое состоит из неявно выраженных представлений, каким образом следует себя вести в определѐнных социальных условиях, как поступать в конкретной ситуации [4].
Гидденс сводит социальные практики к социальным действиям. В повседневной жизни происходит
«опривычнивание» большинства социальных действий. Общепринятая практика, рутина является главным элементом повседневности. Практики наделяются свойством рекурсивности, утрачивая характеристики единичного действия, благодаря чему в процессе ежедневной повторяемой деятельности акторами социальная практика не создаѐтся, а лишь многократно ими воспроизводится. Незначительные правила повседневной жизни способны таким образом оказаться каркасом социума, выполняя функцию смягчения источников подсознательной напряжѐнности [4]. Хабитуализация освобождает человека от решения типичных задач, вырабатывая набор определѐнных действий, и тем самым наделяет сознание индивида ощущением стабильности жизненного мира.
При рассмотрении феномена социальных практик очень важным оказывается вопрос «телесности». Тело является главным инструментом осуществления социальных практик, а также их «вместилищем».
Деятельность ограничена во времени и пространстве возможностями человеческого тела и особенностями физических сред. Отсюда возникают ограничивающие «пределы»: неделимая целостность тела человека ограничивает возможность передвигаться, конечность человеческой жизни


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
207 превращает время в дефицитный ресурс, лимитированная возможность одновременного выполнения нескольких задач, вызванная тем, что каждая имеет протяжѐнность во времени, порождает необходимость очерѐдности принятия решения и т.д. Эти «телесные» ограничения лежат в основе организации социальных практик. Человеку приходится реализовывать свою деятельность, используя ограниченные пространственно-временные ресурсы
[4].
Действие сочетает в себе коммуникативную и инструментальную составляющие. С инструментальной точки зрения проблема заключается в том, как преодолеть препятствия в достижении цели; с коммуникативной – как при этом, владея знаниями и осуществляя их обмен, избежать конфликтов.
Цель социальной практики достигается благодаря использованию различных подручных средств и инструментов: собственное тело, вещи, фразы повседневного языка, информация и прочее. Человек выступает как пользователь, имеющий необходимые навыки и знания, без которых любая социальная практика была бы не осуществима [2]. В практическом действии многое определяется компетенциями субъекта, его ресурсами. Чем больше его созидательный потенциал, чем разнообразнее используемые им ресурсы, тем эффективнее будет практическое действие, и тем больше возможностей для самостоятельного решения проблемы. Далеко не последнюю роль играет умение субъекта рационально использовать имеющиеся ресурсы и разворачивать проблемные ситуации в свою пользу.
Перестраивая социальный мир «под себя», изменяя социальную среду, человек в то же время самоизменяется. Вторжение в окружающее социальное пространство влечѐт за собой изменения на личностном уровне: самоограничение, отказ от некоторых условий привычного образа жизни, изменение внутреннего мира и т.д. [5].
Помимо названных выше характеристик социальных практик стоит отметить ещѐ некоторые. Социальные действия обладают рефлексивным характером. «Действия, посредством которых индивиды создают ситуации организованной повседневной деятельности и управляют ими, идентичны процедурам, к которым индивиды прибегают для того что бы сделать эти ситуации объяснимыми» [3, с.9]. Также свойством социальных практик является объяснимость, т.е. наблюдаемость и сообщаемость (несмотря на то, что на первый взгляд они могут казаться бессмысленными). Иными словами, они доступны субъектам как ситуативные практики видения и могут быть словесно выражены [3]. И последнее, что стоит отметить: любое социальное действие может быть понято только в своѐм определѐнном контексте. Нет какого-то общего стандарта, который может помочь осознать и описать практические действия. Социальная практика объяснима только с учетом реальной обстановки, в которой эта практика осуществляется индивидами.
Обобщая всѐ вышесказанное, стоит отметить, что единого понимания феномена «социальные практики» не сформировалось. Под данным феноменом можно понимать как ежедневные, рутинные, на первый взгляд


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
208 бессмысленные поступки индивида, так и целесообразную деятельность, которая направлена на изменение социальной реальности. Общими характеристиками практик являются наблюдаемость, сообщаемость и объяснимость, но только в рамках определѐнного контекста. Для осуществления социальных практик используются различные средства и инструменты, в ряду которых особое место занимает само тело человека.
Возможности человека ограничены, и эти «телесные пределы» лежат в основе практик, поэтому субъекту приходится реализовывать свои цели, используя ограниченные пространственно-временные ресурсы.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   44

Список литературы
1. Бурдьѐ П. Практический смысл. [Текст] / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов,
К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.
А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 2001 – 562 с.
2. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. [Текст] – СПб.:
Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. – 298 с.
3. Гарфинкель Г. Исследование по этнометодологии. [Текст] / Пер. с англ. З. Замчук, и др. – СПб.: Питер, 2007. – 334 с.
4. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.
[Текст]. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 528 с.
5. Резник Ю. Человек и его социальные практики. [Текст] // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 2. – М.: ИФ РАН,
2008. – С. 84 – 102.
УДК 336.3
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР
УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА СТРАНЫ
Медведева Ж.И.
студентка 2 курса факультета экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Пятигорский
институт (филиал) «СКФУ»
Агаян Ш.А.,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры финансов и
бухгалтерского учета,
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный
университет»,Пятигорский институт (филиал) «СКФУ»
Аннотация:В данной статье рассматриваются теоретические аспекты финансовой грамотности, а также изучается ее значимость для населения и

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
209 финансового сектора страны в целом. В том числе, раскрывается проблема финансовой грамотности в России и направления по ее решению.
Ключевые слова: финансовый рынок, финансовая грамотность, финансово грамотный человек, финансовое образование, финансы.
На данный момент разнообразие и сложность продуктов на российском финансовом рынке растет. В этом смысле финансовый рынок в целом стал важным вопросом, как для ученых, так и для государства, которые определили потребителя финансовых услуг как один из ключевых элементов его функционирования. Таким образом, иметь знания о финансах важно не только для организаций, но и для всех лиц, прямо или косвенно влияющих и находящихся под влиянием финансового рынка. В данном исследовании изучался вопрос финансовой грамотности населения и их влияние на национальную экономику страны.
Попытка рационально удовлетворить неограниченные потребности человека с ограниченными ресурсами зависит от принятия правильных финансовых решений на рынке, где предлагаются различные финансовые продукты. В процессе глобализации, ускоренной развитием технологий, доступ к информации стал проще и привел к расширению сферы влияния политических, экономических, социальных и технологических разработок, что увеличило частоту финансовой неопределенности населения. Данная проблема в личной и общественной жизни заставляет людей развивать свои навыки финансовой грамотности. Финансовая грамотность стала необходимой с точки зрения удовлетворения потребностей, повышения уровня индивидуального и общественного благосостояния и замены экономических интересов экономической безопасностью. Благодаря финансовой грамотности финансовые риски будут лучше управляться.
Уменьшить или устранить финансовые проблемы физических лиц и обеспечить финансовую эффективность в экономике можно с помощью финансовой грамотности [1].
Наука об управлении деньгами и денежными ценностями называется финансами. Лица с финансовой грамотностью должны знать важные финансовые понятия, включающие капитал, проценты, простые проценты, сложные проценты, дата платежа, облигации, акции и кредитная карта.
Изучая литературу по данному вопросу, можно сказать, что финансовая грамотность – это способность человека принимать решения, связанные с денежными средствами, чтобы эффективно управлять ими и тратить их. Кроме того, финансовую грамотность можно определить как способность, которая позволяет людям сохранять свои доходы, направлять свои сбережения в правильные инвестиционные каналы, формировать бюджет и эффективно управлять им.
Значение финансовой грамотности в последние годы возрастает в связи с развитием рынка и демографическими, социальными, экономическими и политическими изменениями в структуре общества. Отдельные лица и семьи


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
210 могут получить доступ к широкому спектру инвестиционных инструментов и типов кредитов онлайн, от банков и посреднических учреждений до государственных учреждений. С увеличением средней продолжительности жизни люди также хотят иметь сбережения, которых будет достаточно для более длительного пребывания на пенсии. Все эти события имеют очень важные последствия для людей, которые сберегают или инвестируют, используют кредиты или участвуют в банковской системе. На данный момент основная цель всех расчетов, методов, моделей и оценок в науке о финансах состоит в том, чтобы принимать правильные финансовые решения, поэтому каждый должен знать некоторую финансовую информацию, даже на базовом уровне [2].
Повышение уровня финансовой грамотности сейчас считается вопросом первостепенного значения для большинства стран, а не только для экономически продвинутых. Низкий уровень финансовой грамотности ведет к негативным последствиям не только для отдельных лиц и их семьи, но и всего общества.
Концепция финансовой грамотности включает в себя знание человеком финансовых вопросов, правильное финансовое поведение и принятие правильных финансовых решений. Ожидается, что от повышения финансовой грамотности выиграют как отдельные лица, так и семьи, финансовая система и экономика. Некоторые международные учреждения и страны осознали важность этого вопроса и проводят и поддерживают необходимые исследования.
Так кто же такой финансово грамотный человек? Финансово грамотный человек – это тот, кто обладает достаточными финансовыми знаниями и привычками, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Например, тому, кто финансово грамотен, не нужно знать оценку акций, но он должен, по крайней мере, знать, что такое акция и чем она отличается от облигации.
Финансовые специалисты, с другой стороны, обладают гораздо большими знаниями, опытом и знаниями в области финансового поведения, чем финансово грамотные.
Установлено, что наименее финансово грамотные люди совершают большие инвестиционные ошибки, которые приводят к кредитной задолженности и росту числа мошенничеств, что обостряет проблемы финансовой безопасности и снижает качество жизни. Другие последствия отмечены довольно широко в исследованиях и заключаются в следующем: менее грамотные люди участвуют реже на рынке капитала, имеют меньшее разнообразие портфеля, но прежде всего, они имеют более низкую склонность к сбережениям, чем большинство финансово грамотных людей, таким образом, накапливая меньше богатства, чем последние.
Все эти негативные факторы потом выливаются в общую экономику страны, насколько люди, неправильно распоряжающиеся своими сбережениями, получат в результате меньше денег, которые будут направлены на потребление, тем самым уменьшив спрос на товары, что