Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
211 приведет к снижению производства, инвестиций и, в конечном итоге, ВВП страны. Поэтому необходимы программы финансового образования для людей, чтобы предотвратить плохой финансовый выбор, но еще больше, чтобы предотвратить вспышку еще одного глобального экономического кризиса, тем самым поддерживая стабильность и эффективность финансовых рынков [3].
Проблема финансовой грамотности в России впервые была поднята в
2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.
Такими государственными документами, где указана государственная директива о повышении финансовой грамотности населения, являются
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации, распоряжение правительства РФ и др.
В настоящее время действует Стратегия повышения финансовой грамотности в России на 2017–2023 гг., определяющая приоритетные цели, задачи и пути эффективного достижения целей и решения задач в документе управления отношениями, возникающими в сфере финансовой грамотности населения.
В реализации
Стратегии участвуют другие органы исполнительной власти и организации, в том числе Минфин России,
Центральный банк Российской Федерации, Минобрнауки России и
Роспотребнадзор. Центральным понятием международной программы является «грамотность», которая также определяется в более широком смысле как функциональная грамотность. Только функционально грамотный человек может использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широких жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основными направлениями реализации данного проекта являются:
˗ разработка стратегии повышения финансовой грамотности;
˗ мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения;
˗ создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения;
˗ образовательные программы и информационные кампании по финансовой грамотности;
˗ совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг [5].
Формами участия государства в программах, направленных на повышение финансовой грамотности населения, являются: прямое финансирование программ и их выборочный аудит. Основным методом первоначального отбора таких программ является интернет-рейтинг, в силу его доступности и эффективности [4].


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
212
Также стоит отметить и вклад Центрального банка Российской
Федерации в повышении финансовой грамотности граждан, который создает правильный имидж отрасли, работая со СМИ, государственными учреждениями, участниками рынка, потребителями услуг: открыты горячие линии, куда можно обратиться с вопросом или жалобой о мероприятиях, предоставляются учебные печатные материалы. Специалисты проводят обучение в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в образовательных учреждениях» и по собственной инициативе.
Проводимые мероприятия уже благоприятно складываются на уровне финансовой грамотности населения и дальнейшее его повышение будет положительно влиять на экономический рост страны.
Таким образом, если резюмировать данные, полученные в ходе исследования роли финансовой грамотности в финансовом секторе, то можно отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения - важное направление государственной политики во многих развитых странах.
Список используемых источников:
1. Гребенкина Д.Ю., Зацепина В.В., Толкачева Е.С., Кириллова С.С.
Финансовая грамотность как основа успешного развития финансово- кредитной ситсемы страны // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 70.
2. Галишникова Е.В. Финансовое поведение населения: сберегать или тратить // Финансовый журнал. - 2018. - № 2. - С. 133-140.
3. Момунова
М.С. Повышение финансовой грамотности как инструмент увеличения благосостояния населения//Экономика России в XXI веке. -2020. - №5. – С.435-439.
4. Кузнецов О.В., Иванов А.В., Шевалкин И.С., Родионова М.Е.
Государственно-правовые механизмы институционализации системы повышения финансовой грамотности в Российской Федерации: пути повышения эффективности // Юридическая наука. 2019. № 12. С. 68–71.
5. Алиев М.А., Мусаева Э.Ш., Умалатова З.М. Повышение финансовой грамотности как составляющее развития экономического мышления населения // Мир науки, культуры и образования. 2021. №1 (86). С.179-182.
© Медведева Ж.И., Агаян Ш.А., 2022г.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
213
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ЭКОНОМИКА» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межуева Т.В.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Цифровой экономики и
менеджмента»
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и
технологий»
Аннотация:В статье обоснована объективная необходимость разработки новой системы профессиональных компетенций по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций – в операциях с недвижимым имуществом»). Разработанная в
2021 году система профессиональных компетенций базируется на профессиональных стандартах
08.025
«Специалист в оценочной деятельности» и 08.011 «Специалист по ипотечным кредитам и займам», которые в наибольшей степени отвечают профилю подготовки рассматриваемого направления. Но система профессиональных стандартов
(ПС) совершенствуется: Минтрудом разрабатываются новые ПС, отменяются раннее действующие. Поэтому необходимо отслеживать изменения и пересматривать систему профессиональных компетенций, закрепленных в учебных планах выбранного направления подготовки. Кроме того, формирование в процессе обучения профессиональных компетенций у обучающихся должно осуществляться на основе внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс.
Ключевые слова: профессиональные стандарты,образовательные стандарты, профессиональные компетенции, цифровые компетенции, цифровые инструменты.
Введение
В связи с утверждением 12 августа 2020 г. нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования –
(программа бакалавриата, направление подготовки 38.03.01 «Экономика») возникла объективная необходимость разработки новой системы профессиональных компетенций (далее – ПК). В модернизированном стандарте предусмотрено, что
ПК определяются организацией самостоятельно на основе выбранных профессиональных стандартов (далее –
ПС) соответствующих профессиональной деятельности выпускников. В условиях цифровизации образовательного пространства формирование ПК обучающихся должно происходить посредством введения в образовательный процесс цифровых инструментов.


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
214
Методы и материалы
В качестве методов исследования применены: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, экономический анализ.
При проведении исследования были изучены нормативные документы, такие как:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ
[1]
,
Приказ Миниобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954 [2], реестр профессиональных стандартов [3, 4, 5]; а также публикации по данной проблематике.
Результаты
В рамках ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» (далее – СГУГиТ) проделана большая многоэтапная работа по гармонизации образовательной программы бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций – в операциях с недвижимым имуществом») в соответствии с действующими профессиональными стандартами.
На сегодняшний день из принятого Минтрудом РФ перечня профессиональных стандартов [3] 45 относятся к области профессиональной деятельности 08 Финансы и экономика.
Из данного перечня ПС наиболее близки к должности экономиста в сфере операций с недвижимым имуществом:; 08.011 Специалист по ипотечным кредитам и займам; 08.020
Специалист по работе с залогами; 08.022 Статистик; 08.023 Аудитор; 08.025
Специалист в оценочной деятельности; 08.035 Маркетолог; 08.036
Специалист по работе с инвестиционными проектами; 08.037 Бизнес- аналитик [4]. 1 сентября 2021 года вступил в силу ПС 08.043 Экономист предприятия.
При актуализации учебных планов и рабочих программ дисциплин
(далее – РПД) по указанному выше направлению сотрудниками кафедры цифровой экономики и менеджмента (ЦЭиМ) СГУГиТ за основу были выбраны два профессиональных стандарта: 08.025 Специалист в оценочной деятельности [5]; 08.011 Специалист по ипотечным кредитам и займам [6].
Были пересмотрены дисциплины вариативной части учебного плана с целью их привязки к области профессиональной деятельности в рамках выбранных профессиональных стандартов.
Одним из требований, предъявляемых к программе бакалавриата и установленных ФГОС 3 ++ [2], является установление профессиональных компетенций. Универсальные и общепрофессиональные компетенции закреплены ФГОС 3 ++, а профессиональные компетенции определяются организацией самостоятельно на основе ПС. В связи с этим была разработана система компетенций на основе выбранных ПС [5, 6], отраженная в таблице 1.
Таблица 1. Система профессиональных компетенций
Профессиона льный стандарт
Трудовая функция
Формулировка ПК
08.025
В/03.6
ПК1 - способен получать и


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
215
Специалист в оценочной деятельности [5]
Определение стоимостей недвижимого имущества, за исключением недвижимого имущества, относящегося ко II и к
III категориям сложности [5] обрабатывать информацию из различных источников, используя современные информационные технологии и критически ее осмысливать;
ПК 2 - способен ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты исследований в форме отчетов, рефератов и публичных обсуждений;
ПК
3
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной статистики о социально-экономических процессах в стране и регионе расположения объекта оценки;
ПК
4
-
Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и информационные технологии
ПК
5
-
Способен исследовать рынок недвижимости с целью выявления ценообразующих факторов и расчета стоимости недвижимого имущества
ПК
8
-
Способен производить расчеты по определению стоимость объектов оценки современными методами и средствами в соответствии со стандартами оценки и представлять их результаты в форме итогового документа
ПК
9
-
Способен анализировать,

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
216 интерпретировать информацию, содержащуюся в отчетности организаций, и использовать еѐ в целях определения стоимости имущества
08.011
Специалист по ипотечным кредитам и займам
[6]
А/02.6 Оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика и анализ качества предмета ипотеки [6]
ПК
6
-
Способен проводить анализ качества предмета ипотеки
ПК
7
-
Способен проводить консультирование потенциального заемщика по процедуре оценки и перечню документов по предмету ипотеки
ПК
10
-
Способен проводить оценку платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   44

Обсуждение
Система профессиональных стандартов
(ПС) постоянно совершенствуется. Минтрудом РФ разрабатываются новые ПС. В начале
2021 года было разработано 38 ПС в области профессиональной деятельности «Финансы и экономика», а на сегодняшний день принято 45
ПС. Некоторые из стандартов претерпели изменения. Так, изначально в основу разработки системы ПС по рассматриваемому направлению был выбран стандарт 08.011 «Специалист по ипотечному кредитованию»
(принятый Приказом Минтруда РФ № 171н от 19.03.2015 г.). Но данный стандарт утратил силу с связи с вступлением 01.09.2021 г. Приказа Минтруда
РФ № 172н от 30 марта 2021 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по ипотечным кредитам и займам». Данный ПС действует до 01.09.2027 г.
В связи с этим необходимо отслеживать изменения и систематически пересматривать систему профессиональных компетенций, закрепленных в учебных планах выбранного направления подготовки.
Кроме того, в условиях цифровизации образовательного пространства происходит расширение сферы компетенций преподавателя. Возникла объективная необходимость повышать не только профессиональный уровень по читаемым дисциплинам, но и цифровую грамотность (изучать, по возможности применять на практике новые цифровые технологии), формировать цифровые компетенции у обучающихся.
Цифровая компетенция включает в себя ряд базовых цифровых навыков, охватывающих умения работать с информацией и данными,

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
217 онлайн-коммуникацию и взаимодействие, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем) [7].
Перед современным преподавателем стоит задача способствовать формированию цифровых компетенций у обучающихся посредством введения в образовательный процесс цифровых инструментов.
Современные студенты с большим интересом используют в учебной деятельности цифровые технологии и инструменты, которые они применяют в других сферах жизни (чаты, мобильные телефоны, планшеты и др.). У обучающихся возникает дополнительная мотивация за счет расширения применяемых технических решений в рамках поставленных задач.
Поэтому необходимо развивать цифровое и онлайн обучение посредством разработки цифрового наполнения курса в электронной информационной образовательной среде (ЭИОС).
Заключение
Введение в действие новых ПС предполагает преобразование учебных планов, рабочих программ в части проработки профессиональных компетенций с учетом цифровизации экономики. В числе новых методов обучения и подготовки могут быть:
- внедрение цифровых инструментов в образовательный процесс;
- развитие проектного обучения;
- использование программных продуктов, ЭИОС в преподавании дисциплин и подготовки ВКР [4].
ЭИОС дает больше возможностей получать знания самостоятельно, дистанционно, ориентироваться в больших объемах информации. При этом у обучающихся формируются компетенции, необходимые для работодателей в цифровой экономике.
Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ с изм. и доп. от 25.12.2018 [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. –
Загл. с экрана.
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от
12.08.2020 г. № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http:// https://base.garant.ru/74547939/. – Загл. с экрана
3. Реестр профессиональных стандартов Минтруда [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – М., 2022 – Режим доступа: https://profstandart- rosmintrud.ru/reestr-profstandartov/. – Загл. с экрана.
4. Убоженко Е.В., Охотникова Т.В., Лобанова Е.И., Межуева Т.В.
Особенности разработки ФГОС 3++ по направлению подготовки экономика