Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
335 мышлению связана с развитием беглости, гибкости, оригинальности, разработанности и систематичностью мышления. [Гилфорд, с. 120].
Вопросами дивергентного мышления занимались различные ученые и психологи. Так, Э.П. Торренс считает, что этот вид мышления способствует поиску неординарных идей, направленных на развитие исследовательского интереса и нестандартных форм деятельности, сравнивая его с креативностью [Torrance, с. 665]. М.А. Холодная проводит параллель между дивергентным и творческим мышлением. К.В. Дрязгунов описывает дивергентное мышление в качестве катализатора развития исследовательского поиска, способности анализа материала и развития новых направлений по нему.
К.В. Дрязгунов выделил следующие критерии дивергентности:
1) целостность и системность;
2) рефлексивность и оценка;
3) инновационность;
4) критичность;
5) гибкость и продуктивность [Дрязгунов, с. 135].
Человек, у которого развито дивергентное мышление свободен от стереотипов, благодаря гибкости мышления имеет развитую речевую активность, может придумать нестандартные решения задач, что актуально на сегодняшний день. Таким образом, дивергентным можно назвать особый вид мышления, которым обладают творческие личности.
В 1992 американский социолог У. Липпман впервые ввел наиболее четкое понятие «стереотип», изложив его в своей концепции. Автор
«Общественного мнения» подразумевает под стереотипами образцы восприятия информации, основанные на предшествующем социальном опыте. Это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой
«картинки мира» в голове человека, которые экономят усилия при восприятии сложных объектов мира и защищают его ценности, позиции и права [Липпман].
Стереотипность присуща любой деятельности, поэтому рассматривается в различных дисциплинах научной направленности: социологии, культурологии, различных отраслях психологии и физиологии, лингвистике и т. д., а также понятие стереотипа отражается в терминах:
Различные ракурсы рассмотрения объекта накладывают свою специфику на его определение и терминологическое обозначение, в связи с чем понятие стереотипа расщепляется на ряд специализированных понятий, отраженных в следующих терминах: социальный, мыслительный, поведенческий, культурный, этнический, расовый, гендерный, языковой, коммуникативный и т. д.
Культурные стереотипы могут включают в себя как социально желательные, так и социально нежелательные особенности. С точки зрения психологии эти черты в сознании людей группируются в два крупных измерения. Первое —компетентность, куда относятся черты, связанные


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
336 с интеллектом, знанием, профессиональным опытом, целеустремленностью.
Второе измерение —теплота, куда относятся характеристики, связанные с добротой, честностью, благонамеренностью, готовностью пойти навстречу другим людям. Нации, находящиеся на высоком уровне экономического развития, подчерчивают y себя такие качества, как ум, деловитость, предприимчивость, a нации c более отсталой экономикой – доброту, сердечность, гостеприимство.
В сфере научного исследования в области стереотипов прослеживается две тенденции: с одной стороны, стереотип имеет под собой негативный психологический контекст, являясь элементом социальной системы: он мешает объективно оценивать возникающие межличностные отношения и неоднозначно расценивать поступки людей; с другой, ученые отмечают полезность и даже необходимость стереотипов в любой социальной реальности: помогает адаптироваться и сориентироваться в непривычной ситуации.
Исследование культурных стереотипов в социальных сетях очень важно в современной жизни, они формируются при разных обстоятельствах, но создают образ другой культуры зачастую далекий от реальности, что может привести к конфликтам и недопониманием в моменте коммуникации.
Основные выводы в системе социального стереотипа сформировал британский социальный психолог Генри Тэшвел:
1) Стереотипы усваиваются и используются детьми очень рано еще до возникновения ясных социальных представлений;
2) Социальные стереотипы способны изменяться крайне медленно в зависимости от общественных изменений;
3) Стереотипы способны к гибкости: они становятся более отчетливыми в конфликтном состоянии между социальными группами или не выражены вовсе в мирном состоянии групп [Tajfel, Turner, Giles, с.144–
167].
По мнению О. Н. Шестопаловой «Стереотип – это приспособительная реакция организма к ситуациям, повторяющимся множество раз.
Социальный стереотип возникает в процессе совместной, устойчивой, повторяющейся деятельности людей и обеспечивает ее воспроизводство, выражаясь в привычно выполняемых действиях, правилах, нормах, традициях, обычаях общественной жизни» [Шестопалова, с. 106].
Проблема стереотипизации представлений о людях, обществе, мире в целом, о социально-политических и экономических процессах в социальных сетях все больше привлекает внимание исследователей.
Считается, что развитие дивергентного мышление является актуальным для дошкольников и младших школьников, поскольку у детей данного возраста хорошо развито воображение и творческий потенциал, но для раннего юношеского возраста, который охватывает период от 15 до 18 лет – это не менее важно. В юношеском возрасте хорошо развита рефлексия, что способствует осмыслению своих действий и их последствий, появляется


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
337 стремление к теоритическому и логическому мышлению, что тесно связано с развитием интеллекта и желанием внести что-то новое, так же явственно становятся индивидуальные отличия от сверстников: одни проявляют интерес к учебе и творчеству, другие - напротив. Данный этап совпадает с подготовкой к поступлению в вузы и выбор дальнейшего жизненного пути.
Гибкость разума, способность находить нестандартные решения, инициативность в творчестве – качества, которые необходимы будущим студентам, ведь помимо накопления знаний, умений и навыков, формируются новые идеи, именно поэтому развитие дивергентного мышления становится важным процессом юношеского возраста.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   44

Список литературы
1. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Turner J.C., Giles H.
(eds.) Intergroup behavior. Oxford : Basil Blackwell, 1981. Pp. 144–167.
2. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. P. 663-679.
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления; под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 456 с.
4. Дрязгунов
К.В.
Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания // Образование и общество.
2003. № 1. C. 132—140.
5. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. Москва : Институт Фонда
«Общественное мнение», 2004.
6. Сорокина Н. В. Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе // Язык и культура. 2013.
№ 3 (23). С. 120–139.
7. Шестопалова О. Н. Типология социальных стереотипов //
Актуальные проблемы социологии культуры. Известия Уральского государственного университета. Сер. 3. Общественные науки. 2007. №51 (3).
С. 106–110.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
338
УДК 82-32
«КРУГЛЫЕ» И «ПЛОСКИЕ» ПЕРСОНАЖИ НА ПРИМЕРЕ
СКАЗКИ О. УАЙЛЬДА «СОЛОВЕЙ И РОЗА»
Тиссон А.М.
студент
ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ
Аннотация: В статье анализируются персонажи произведения О.
Уайльда «Соловей и роза» по типологии, представленной Э.М. Фостером.
Ключевые слова: round characters, flat characters, теория персонажа,
«Happy Prince and Other Tales»,
«
The Nightingale and the Rose»,
О.Уайльд,
Э.М. Фостер
Сказка «Соловей и роза» («
The Nightingale and the Rose»
) была опубликована в первом сборнике прозы «Счастливый принц и другие сказки»

The Happy Prince and Other Tales»)
в 1888 году, являясь одной из самых известных произведений О. Уайльда. Весь сборник, состоящий из пяти рассказов, пропитан эгоизмом, осуждением, светлой печалью, горечью и всепоглощающим чувством сострадания к персонажам историй.
«
The Nightingale and the Rose
»- история о бессмысленной жертвенности и слепой вере в любовь, способная затронуть сердца не только детей, но и взрослых. Мы видим ее необычность, отмечаем возвышенность, лиризм стиля и содержания произведения. В ней показано множество второстепенных персонажей и один главный герой – соловей, но можно ли сказать, что все они являются «круглыми» персонажами? Попробуем охарактеризовать их по классификации Э.М. Фостера.
Для описания персонажей Э.М. Фостер использует термины «round character» и «flat character».[1]
Round character («круглые» персонажи):
1. Сложные персонажи, которые могут противоречить сами себе и меняться в ходе повествования;
2. Имеют много различных личностных качеств и способны приобретать новые;
3. Склонны к динамике и развитию
4. Не является стереотипными и предсказуемыми
5. Идея и сюжет построены вокруг них
6. Имеют убедительный образ.
Flat character («плоские» персонажи):
1. Простые персонажи, имеющие несколько характеристик;
2. Не претерпевают изменений и не развиваются;
3. Предсказуемы, соответствуют ожиданию читателя;
4. Статичны;
5. Построены вокруг сюжета и идеи. [1]


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
339
Рассматривая произведение «Соловей и роза», сразу обращаешь внимание на его оригинальную форму. Для того, чтобы охарактеризовать персонажей и проанализировать их по классификации Э.М. Фостера, обратимся к сюжету:
Студент страдает от неразделенной любви: предмет его воздыханий требует красную розу, которых нет в его саду. Если он ее не добудет, то девушка отказывается танцевать с ним на балу: сначала он только
«восклицает» («cried the young Student»), затем плачет («…and his beautiful eyes filled with tears»); потом шепчет, что сердце его разобьется, если она не удостоит его своим вниманием; в итоге юноша падает ничком на траву, закрыв лицо руками. Соловей в это время сидел на дубе, в своем гнезде, и, слыша стенания Студента, задумывается о силе любви. Он был очень внимателен к переживаниям юноши: услышав первый раз о горе студента,
Соловей, «удивленный, выглянул из листвы» («…she looked out through the leaves, and wondered.»), а увидев его слезы, подумал: «Вот он наконец-то, настоящий влюбленный» (―Here at last is a true lover‖). В противопоставление
Соловью выступают Ящерица, Бабочка, нежная Маргаритка. Они не знают чувства любви, даже не подозревают о его существовании, поэтому считают его смешным.
Большая часть истории повествует о попытках Соловья найти розу подходящего цвета. После трех неудачных попыток выясняется, что получить красную розу возможно только путем самопожертвования. Он понимает, что жизнь – слишком дорога и коротка, чтобы погибать ради розы, но любовь - благородная цель. Соловей должен создать красную розу из звуков песни при лунном свете, прижавшись сердцем к шипу. И соглашается на эту благородную смерть. Соловей спешит сообщить Студенту, что поможет ему, а в награду лишь просит быть верным своей любви. Дуб был опечален, он любил песни этой маленькой птички. Студент так и не понял, что пытался сказать ему Соловей, так как «знал только то, что написано в книгах». В этих словах звучит авторская ирония, которая является началом снижения образа данного героя, свидетельством его неспособности понимать прекрасное, его приземленности и неумении любить по-настоящему.
Соловей последний раз спел свою песню Дубу, на котором жил. Но Студент уже не слышал песни, он обвинял Соловья в формализме, в том, что искусство лишено практического значения, что Соловей - «мастер формы» - никогда не принесет себя в жертву («She would not sacrifice herself for others»). Студент больше не думал о любви, мыслями он всѐ дальше и дальше погружался в философию. Его не мучили думы, ничего не мешало ему быстро заснуть. А Соловей пел всю ночь о любви. Автор великолепно рассказывает о его пении, не жалея красок для того, чтобы нарисовать животрепещущую картину: «все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу»; «все мучительней и мучительней становилась боль, все громче и громче раздавалась пенье»; а голос Соловья все слабел и слабел» («Bitter, bitter was the pain, and wilder and wilder grew her song»). Ему удалось