Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Пути развития администрирования на современном этапе
На сегодняшний день проведено очень мало информации о том, как совершенствовать системы госуправления. Основной упор исследователи делают на анализ эффективности бизнес-структуру: много глубоких,
интересных и практически значимых исследований, посвященных процессам повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий.
Однако исследователи провели анализ эффективности различных правительств и
выяснили,
что помогает правительству выстроить преуспевающую экономику и обеспечить стабильный рост благосостояния населения. Раби Абучакра и Мишель Хури занимают руководящие должности в Управлении по стратегическим вопросам правительства Абу-Даби. За плечами у обоих значительный опыт работы в сфере стратегического планирования в государственном секторе. Автор предисловия, Робин Батлер,
барон Брокуэлл, занимал должность руководителя аппарата пяти премьер- министров Великобритании. В исследовании представлены новейшие идеи современного государственного управления. В нем описываются текущие тенденции в практике управления, предлагаются варианты операционных моделей, процессов и инструментов, исследуются способы, которыми правительства пытаются ответить на сложнейшие вызовы современности.
В работе рассмотрена роль государства в современном мире. Наиболее значимые факторы влияния на деятельность правительств разных стран - глобальные кризисы, геополитические трансформации, климатические изменения, революционное развитие технологий, демографические сдвиги,
новые ресурсы, изменения требований и ожиданий граждан, и многие другие.
Правительства всех стран, не только наиболее развитых, вынуждены менять подходы и инструменты управления социально-экономическими
5
1
100
1

39
процессами, расширять спектр предлагаемых услуг, менять формы взаимодействия с
гражданами,
бизнесом,
СМИ,
некоммерческими организациями. В исследованиях представлены новейшие идеи о том, каким должно быть современное государственное управление с учетом анализа результатов текущих тенденций практики управления. Разрабатываются разнообразные варианты моделей, процессов и инструментов управления,
предлагаются способы, которыми правительства смогут управлять и воздействовать на сложные вызовы современности.
Успех процессов реформирования во многом зависит от существующих политических условий: уровень вмешательства государства в экономику,
взаимодействие регионов, периоды кризисов, и пр. При этом движущими силами реформы могут быть как политика или идеология, так и система государственного управления, либо, в идеале, обе силы, взаимодействующие согласованно.
Многочисленные исследователи отмечают, что идеология патернализма стала важнейшим негативным фактором развития российской экономики.
При этом действенность реформ и достижение целей реформирования во многом определяется местом и влиянием общества, особенно в условиях финансовых и социально-экономических кризисов.
Помимо общества,
на достижимость целей реформ влияет преобразовательная деятельность чиновников как движущей силы преобразований.
Следует отметить,
что именно эффективность и
профессиональная компетентность бюрократического – административного аппарата (в положительном понимании роли административного аппарата)
являются решающими факторами успеха государственных реформ.
Тем не менее, в любых условиях стоит проблема выработки критериев успеха и адекватной оценки реформ.
В 1995 году был создан совещательный орган при президенте страны -
«Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской
Федерации». Формально он просуществовал до 2009 г. Следует отметить, что
1
26


40
его роль могла бы быть более высокой в вопросах социально-экономического развития страны. Круг вопросов, который должен был рассматриваться этим
Советом крайне актуален и четко определен. Однако на практике эта инициатива не была реализована. Это показало, что недостаточно только инициатив по проведению тех или иных мероприятий, гораздо большее значение имеет возможность их реализации и получения положительного эффекта.
Поэтому остается актуальной задача реформирования государственной власти.
Рис.13 Инструменты административной реформы
Управление по результатам предполагает финансирование ответственных структур в соответствии с достигнутыми результатами.
Оптимизация функций предполагает регулярный пересмотр содержания функций каждого органа власти с целью замены, не продемонстрировавших свою эффективность не в смысле карательных мероприятий, а как наличие положительного результата.
Стандартизация и
регламентация государственных функций преследует цель обеспечения прозрачности деятельности его органов.
Оптимизация ресурсного обеспечения предполагает открытость и прозрачность бюджетных расходов, их обоснованность и прозрачность, а также подконтрольность общественному одобрению.
Повышение эффективности взаимодействия государства и народа предполагает создание открытой системы оценки проводимых мероприятий и результатов деятельности по итогам года или периода.
Реформирование государственной службы – «один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления
Российской Федерации. Задачи российского государства, в первую очередь в
1
2
32

41
социальной сфере и экономике, предполагают самый высокий качественный уровень развития государственной службы. Отражая публичный характер деятельности, она тесно связана с процессами формирования и реализации управляющих воздействий и является не только одним из важнейших социальных факторов функционирования»
31
В соответствии с разработанным Минфином РФ "Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)
32
,
выделены следующие основные задачи реформирования государственной службы:
- реформирование государственной гражданской службы будет направлено на качественное улучшение кадрового потенциала гражданской службы,
которое позволит успешно решать актуальные задачи государственного и общественного развития;
- планируется расширение участия в составе конкурсных и аттестационных комиссий представителей гражданского общества (за счет включения в их составы представителей общественного совета при государственном органе);
- предстоит создать систему кадровых резервов на гражданской службе,
формируемой на конкурсной основе и по результатам аттестации, внедрить институт наставничества в целях организации передачи своих знаний более опытными сотрудниками.
- будет внедрена система комплексной оценки деятельности гражданских служащих, и на ее основе разработан особый порядок оплаты труда гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности.
- существенные изменения претерпит система дополнительного профессионального образования гражданских служащих в соответствии с
ᱸˌˎˑ˓
31
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Реформа государственной службы.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://studbooks.net/1115062/pravo/reforma_gosudarstvennoy_sluzhby
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
32
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030
года" (разработан Минэкономразвития России)
ᱹˌˎˑ˓
32
2
106
1
15


42
актуальными направлениями и задачами повышения эффективности государственного управления.
Именно такая перестройка процессов управления позволит получить поставленные цели по повышению эффективности государственного управления, а также снижения отрицательного воздействия внешних кризисов. В частности, административная реформа должна иметь место по мере устаревания ее функций или их неэффективности.
3.2 Реформирование государственного управления в условиях
социально-экономических кризисов
В современное время государства имеют методы и инструменты воздействия на экономические процессы, в том числе и кризисные. Так правительства разрабатывают меры по предотвращению или смягчению кризисов, либо быстрейшему выходу из кризиса.
К наиболее важным таким инструментам относят фискальную и монетарную политику. Реализуют их государственные органы.
Важнейшие мероприятия антикризисной политики в периоды бумов:
1. Денежно-кредитная политика – повышение учетной ставки, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
2. Фискальная политика

сокращение расходов госбюджета,
повышение налоговых ставок.
3. Политика заработной платы и тарифов – понижение заработной платы.
4. Политика государственных инвестиций

затормаживание государственного строительства.
Важнейшие мероприятия антикризисной политики в
периоды
депрессий:
1. Денежно-кредитная политика – понижение учетной ставки, покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке.
15
2
1
3
1

43 2. Фискальная политика – дополнительные расходы госбюджета,
понижение налоговых ставок.
3. Политика заработной платы и тарифов – повышение заработной платы.
4. Политика государственных инвестиций – ускорение осуществления инвестиционных программ.
В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева»
экономики проводит политику сдерживания деловой активности.
В период спада все мероприятия государства направляются на стимулирование деловой активности.
Благодаря выработанным мерам регулирования общая картина современного рыночного хозяйства не совпадает с традиционной схемой: все фазы цикла не имеют теперь ярко выраженного характера и плавно переходят одна в другую.
Экономика России на современном этапе все более приобретает черты государственного-монополистического капитализма, что связано с крайне слабыми позициями рыночных структур, слабой конкурентной составляющей инфраструктуры. Это еще более ослабляет ее перед лицом кризисов, как мировых, так и внутренних. Для качественного совершенствования экономики страны необходима дальнейшая структурная реформа государственного управления на базе инновационных технологий и механизмов рыночной конкуренции.
В целях повышения конкурентоспособности экономики страны наиболее важное значение имеет реформа АПК с учетом позитивного и негативного опыта реформ российского сельского хозяйства участия государственного управления в преобразовании аграрного сектора. Важно выбрать модель развития, не обусловленную политическими причинами.
Аграрные реформы часто оправдывались национальными интересами в периоды влияния кризисов внешних и внутренних (высокой инфляции,
военных действий, политических волнений крестьянства). Однако на деле эти
1
2


44
реформы не имели отношения к стимулированию экономики АПК. Поэтому предпринимаемые меры экономической политики должны быть направлены на реализацию таких институциональных преобразований, которые будут служить поддержкой подъема сельского хозяйства. Реорганизация аграрного сектора позволит значительно смягчить влияние финансовых кризисов на уровень жизни населения.
Экономическая политика
России должна обеспечивать преемственность экономических решений, последовательность проводимых реорганизаций, учитывать предыдущий опыт правительственных реформ.
Необходим поиск правительством успешных и зарекомендовавших себя мер по выводу страны из социально-экономического кризиса, в случае его проявления, и ускорению экономического роста – в периоды относительно устойчивого мирового развития.
В Республике Дагестан особенно остро проявляются мировые кризисы,
кроме того, кризисы России накладываются на внутренние проблемы республики.
Так, например, пандемия 2020 года не только отразится на темпах развития экономики, но и в целом на отношении и взаимоотношениях власти и населения.
Пандемия наглядно продемонстрировала неготовность региональных структур к быстрой и своевременной реакции на возникающие проблемы,
крайне высокая зависимость от федеральных распоряжений, неготовность к принятию ответственности за происходящие события, неспособность использовать имеющиеся и предоставляемые ресурсы, низкую защищенность населения от бюрократических структур.
Поэтому особенно важно иметь и реализовывать эффективную политику антикризисных мероприятий по разным направлениям:
1) меры денежно-кредитной политики – снижение процентных ставок по кредитам, предоставление льгот банковским сектором малому бизнесу;
2

45 2) меры фискальной политики

дополнительные расходы регионального бюджета на социальную поддержку малообеспеченных и
слабозащищенных слоев населения,
понижение налоговых ставок и отсрочка налоговых платежей;
3) меры бюджетной политики – оптимизация перераспределительных отношений, реализация политики прозрачности доходов и расходов регионального и местных бюджетов;
4) регулирование уровня и ставок заработной платы и тарифов –
повышение величины заработной платы, почасовых ставок, и пр.;
5) меры по реализации государственных инвестиционных проектов –
ускорение реализации запущенных инвестиционных программ,
дополнительная поддержка реализующихся проектов, вовлечение в финансирование новых инвестиционных проектов, и пр.
Кроме того, необходимо проведение работ по совершенствованию инфраструктуры экономики, например:
- масштабная цифровизация региона,
- совершенствование инфраструктуры малого бизнеса и
предпринимательства,
- адресная помощь малому бизнесу,
- развитие эффективных коммерческих связей с другими регионами,
- поддержка экспорта и импорта товаров,
- развитие транспортной инфраструктуры,
- поддержка народных промыслов и ремесел,
- предоставление возможности получения бесплатного образования и профессиональной переподготовки.
Такие мероприятия позволят государству и региональной власти своевременно оказывать противодействие финансово-экономическим кризисам, оказывать действенную помощь населению, снижать уровень бедности и кредитной зависимости населения.
2
6


46
3.3 Повышение эффективности государственного управления на
современном этапе
Эффективность экономики определяет уровень социального благополучия населения, его предпринимательскую активность. Поэтому крайне важно оказывать своевременную помощь жителям в решении наиболее важных социальных проблем.
Так, наиболее важная проблема: формальный подход к определению эффективности управления. Например, установка Правительства РФ на формирование бюджетного профицита. Министерство финансов РФ оценило профицит федерального бюджета 2019 года в 1,967 трлн. Руб., или 1,8% от уровня ВВП
33
. В свою очередь региональное руководство также изменило политику формирования бюджета и
поставило задачу достижения профицитных бюджетов без учета реальных потребностей региона и сложившейся конкретной социально-экономической ситуации. Так, в
Республике Дагестан, Парламент принял бюджет на 2019 год с профицитом в
457 млн. руб.
34
При этом «увеличить прогноз доходной части удалось за счет большего объема помощи из федерального центра и уточнения налоговых и неналоговых поступлений, которые выросли на 308 млн рублей»
35
По данным социологического исследования Всероссийского агентства
РИА «Рейтинг» на 2019 год Республика Дагестан оказалась на одном из самых последних мест в
России по рейтингу
«социальной ориентированности бюджета», оказавшись на 80 – м месте из 86 регионов
Российской Федерации
36
. Под социальной ориентированностью бюджета понимаются расходы на здравоохранение, образование, культуру и искусство,
спорт и физическую культуру, социальную политику.
ᱸˌˎˑ˓
33
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Информационное сообщение.
Министерство финансов
РФ.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://www.minfin.ru/ru/press- center/?id_4=36930-informatsionnoe_soobshchenie
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
34
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
М
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ ахачкала
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
, 20
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.12. 2018
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
/ТАСС/.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ https://tass.ru/ekonomika/5934850
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
35
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Исаев С., п
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ редседатель комитета Народного собрания Дагестана по бюджету, финансам и налогам
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
/ТАСС/.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ https://tass.ru/ekonomika/5934850
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
36
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Рейтинг
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ регион
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ ов по
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ социальной ориентированности бюджетов
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
. РИА новости.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ https://ria.ru/20200525/1571927178.html
ᱹˌˎˑ˓
12
32

47
Очевидно, что в ситуации, когда уровень социально-экономической обеспеченности населения республики является одним из самых низких показателей в РФ, профицит бюджета демонстрирует формальный подход к решению социальных проблем населения.
Очевидно, что простое формирование профицитного бюджета не отражает социального благополучия населения.
Поэтому, с одной стороны, важно принятие регулирующих решений на уровне страны, с другой стороны, необходимо повышение ответственности регионального руководства за достигнутый уровень социального благополучия населения.
Таким образом, перед органами власти стоят проблемы.
Рис.14 Мероприятия по повышению эффективности экономики
Задачи социально-экономического развития требуют повышения качественного уровня государственных служащих. В целях решения этой задачи, которая определена в рамках долгосрочного развития РФ,
Министерство финансов РФ предусматривает выделение бюджетных средств на повышение квалификации служащих, а также на обеспечение методических разработок по совершенствованию оценки качества работы служащих
37
Региональный уровень реформы государственной службы на региональном уровне преследует цель формирования кадрового потенциала гражданской службы
38
,
совершенствования методологии оценки профессиональных навыков и результатов труда служащих, мотивация служащих посредством индивидуальных карьерных планов, индивидуальных графиков повышения квалификации, и др.
ᱸˌˎˑ˓
37
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030
года
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
. М
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ инэкономразвития Р
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Ф.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
38
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Реформа государственной службы.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://studbooks.net/1115062/pravo/reforma_gosudarstvennoy_sluzhby
ᱹˌˎˑ˓
1   2   3   4   5