Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28
Наиболее значимые по объему инвестиций национальные проекты представлены по следующим направлениям:
Таблица 4
1
«Демография»
4,2 млрд. руб.
2
«Безопасные и качественные автомобильные дороги»
2,2 млрд. руб.
3
«Здравоохранение»
1,2 млрд. руб.
4
«Экология»
938 млн. руб.
5
«Образование»
859 млн. руб.
6
«Жилье и городская среда»
859 млн. руб.
Предусмотрены средства в порядке государственной поддержки секторов экономики, в том числе сельского хозяйства с суммой расходов более 2,5 млрд рублей, малого и среднего предпринимательства – 377 млн рублей.
Одним из основных инструментов развития социальной и инженерной инфраструктуры территорий республики остается
Республиканская инвестиционная программа, на реализацию которой в 2021 году планируется направить 12,9 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей – федеральные субсидии.
8
7

29
Рис.10 Меры по поддержке малого и среднего бизнеса
Объемы финансирования проекта Республиканской инвестиционной программы на 2021-2023 годы
Рис.11 Объемы финансирования проекта Республиканской инвестиционной программы на 2021-2023 годы
Всего в 2021-2023 годах предусмотрено финансирование 248 объектов.
В Программу включены все стройки на территории республики, в том числе объекты в рамках госпрограммы РФ «Комплексное развитие сельских территорий».
Основные параметры республиканского бюджета на 2021 год составили:
 по доходам – 134,1 млрд рублей, или со снижением к текущему году на
4,5 млрд рублей, что объясняется существенным уменьшением (на текущий момент) федеральных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
26
8
8

30
 по расходам – 137,3 млрд рублей – с уменьшением против 2020 года на
1,2 млрд рублей;
 дефицит – 3,2 млрд рублей.
Источниками финансирования дефицита определены остатки бюджетных средств.
Источники финансирования бюджета дефицита
Таблица 5
Для обеспечения сбалансированности бюджета республики проводится взвешенная долговая политика.
В течение последних пяти лет (2016-2020 годы) не принимались решения о предоставлении государственных гарантий.
Привлечение коммерческих кредитов также не предусматривается.
В 2021 году на погашение части реструктурированных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета, предусмотрено 468 млн. рублей.
В
отношении муниципальных образований планируется предоставление бюджетных кредитов в сумме 100 млн. рублей, а также возврат ранее предоставленных сумм в размере 413 млн. рублей.
8
8
134
8


31
Рис.12 Долговая нагрузка на бюджет Республики Дагестан
Таким образом,
анализ основных показателей социально- экономического развития региона позволяет сделать выводы о его эффективности, дать прогнозы развития, выявить отклонения, и является базой оценки эффективности государственного управления экономикой региона. Такой анализ строится на выявлении отклонений плановых показателей от фактических, расчета темпов изменения показателей,
выявлении объективных и субъективных причин таких отклонений, а также графического представления показателей.
2.2. Организация государственного управления и ее реформа
в Республике Дагестан
Административная реформа в Республике Дагестан осуществляется в рамках общегосударственных мероприятий, однако учитывает особенности административного устройства республики,
на котором отражаются территориальные, национальные и социальные ее особенности.
8

32
Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики
Дагестан. Правительство Республики Дагестан формируется Президентом
Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики
Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан
18
:
 обеспечивает проведение государственной политики по экономическому и социально-культурному развитию Республики
Дагестан; осуществляет меры по развитию науки, образования,
культуры, рациональному использованию и охране природных ресурсов;
 осуществляет меры по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также по обеспечению защиты прав и свобод граждан;
Порядок деятельности
Правительства
Республики
Дагестан определяется законом Республики Дагестан.
Столицей Республики Дагестан, и ее самым крупным городом является город Махачкала. Махачкала сегодня - один из самых быстрорастущих из крупнейших российских городов, крупнейший город Северного Кавказа,
один из его культурных, экономических и научных центров. Является ядром
Махачкалинско-Каспийской крупной агломерации, численность населения которой уже приближается к миллиону.
Промышленность города представлена предприятиями оборонной,
лесной, метало-перерабатывающей, электронной, рыбообрабатывающей и др.
отраслей. На территории города реализуется ряд крупных инвестиционных проектов.
ᱸˌˎˑ˓
18
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Власть. Исполнительная.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ http://president.e-dag.ru/home/respublika/2013-03-24-22-54-30/ispolnitelnaya
ᱹˌˎˑ˓
53
53
53
53
1


33
В прогнозах социально-экономического развития Республики Дагестан заложено осуществление крупных инвестиций в развитие городов и поселений, осовременивание их инфраструктуры, обновление жилищного фонда, стимулирование предпринимательства, повышения налоговой базы,
создание новых производств, повышение уровня комфорта для жителей республики, и др.
19
Нормативно-правовая база регулирования взаимоотношений органов управления Республики Дагестан и города Махачкала, в том числе
Программы и проекты:
 Конституция
Республики
Дагестан
(принята
Конституционным
Собранием 10 июля 2003 г.) (с изменениями и дополнениями). Глава 8.
Местное самоуправление, статьи 98-100
 Государственная программа "Управление региональными и
муниципальными финансами Республики Дагестан на 2015-2020
годы"
20
 Постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014
г. № 647 об утверждении государственной программы РД "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан на 2015-2020 годы"
Конституция РД содержит отдельную главу, посвященную статусу местного самоуправления – глава 8. «Местное самоуправление», состоящая из трех статей (с соответствующими разъясняющими подпунктами).
В соответствии с данным, основным, документом РД: местное самоуправление в Республике Дагестан обеспечивает «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»
21
ᱸˌˎˑ˓
19
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030
года" (разработан Минэкономразвития России)
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
20
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Министерство финансов РД. Программы и проекты
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ http://minfinrd.ru/uchastie_v_tselevykh_i_inykh_programmakh
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
21
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Конституция РД. Глава 8. «Местное самоуправление». Статья 98.
ᱹˌˎˑ˓
1
46
49
4
32
42
10
53

34
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно»
22
Местное самоуправление в Республике Дагестан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
С учетом тех изменений, которые внесены в Конституцию РФ органы местного самоуправления будут встроены в систему органов государственной власти.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования,
глава муниципального образования, администрация муниципального образования,
контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
23
Таким образом, очевидно, что в Республике Дагестан создана структура органов управления полностью идентичная структуре власти в целом по
России.
2.3 Эффективность государственного управления на современном
этапе в Республике Дагестан
ᱸˌˎˑ˓
22
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Конституция РД. Статья 99.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
23
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Местное самоуправление.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ http://president.e-dag.ru/home/respublika/2013-03-24-22-54-30/mestnoe- samoupravlenie
ᱹˌˎˑ˓
53
53
53
1
26
127
31
126
127
26
137
1


35
Эффективность государственного управления проявляется в
параметрах социально-экономического развития, показателях уровня жизни,
культурного развития населения, и др.
Наиболее очевидно состояние социально-экономического развития республики демонстрируют основные макроэкономические показатели.
Анализ бюджета республики позволил выявить тенденции развития региона. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет Республики Дагестан
24
включает 759
бюджетов, из них 52 бюджетов городских округов и бюджетов муниципальных районов,
707
бюджетов сельских поселений,
республиканский бюджет. В качестве исходных данных при формировании бюджета на 2021 год предполагается, что ВРП - валовый региональный продукт – будет произведен в объеме 728,5 млрд. рублей
25
, в том числе:
- доходы - составят в объеме 134,1 млрд. рублей,
- расходы – запланированы в сумме 137,3 млрд. рублей,
- дефицит - составит 3,2 млрд. рублей.
Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований представлены на сайте Министерства финансов
РД
26
Основные показатели социально-экономического развития РД
27
ᱸˌˎˑ˓
24
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ по состоянию на 1 января 2019 года
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
25
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ с учетом инфляции цен
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
-
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ индекс потребительских цен
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
-
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ составит 104,2% к предыдущему году
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
26
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Территориальный орган ФСГС по РД
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://dagstat.gks.ru/main_indicators
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
27
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Министерство финансов РД. Отчет об исполнении консолидированного бюджета.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ http://minfinrd.ru/otchetnost
ᱹˌˎˑ˓
1
4
41
127
28
28

36
Таблица 6
№ Показатели
2017 2018 2018/
2017 2019 2019/
2018 2020
план
2021
план
1
Валовой региональный продукт, млрд. руб.
627554,9 666223 6,16 710233,1 6,61 760490,8 728,5 2
Объем отгруженных товаров
(работ,
услуг)
в сфере производства промышленной продукции, млн. руб.
67730 72821,2 7,52 81114,7 11,39 92056,7 3
Продукция сельского хозяйства,
млн. руб.
123119,1 132052,5 7,26 142004,4 7,54 152417,8 4
Инвестиции в
основной капитал,
млрд. руб.
187,3 200,3 6,94 216,6 8,14 234 5
Оборот розничной торговли, млрд. руб.
690,3 711 3,00 735,3 3,42 772,5 6
Среднемесячная заработная плата,
руб.
18633,4 20850,8 11,90 22060,1 5,80 23472,8 7
Инфляция (декабрь к декабрю), %
101,9 103,1 1,18 102,9
-0,19 103,4 8
Население, тыс. чел.
3052,9 3101,8 1,60 3126,5 0,80 3151,6
Как видно из таблицы выше, несмотря на рост показателей в натуральном выражении, темпы роста остаются практически неизменными,
В связи с пандемией ряд показателей социально-экономического развития оказался ниже, чем ожидался. Так, в 2019 году планировался рост наиболее важных показателей развития, таких как:
- ВРП – на 6,6% - также, как вырос этот показатель в 2018 году,
- объем сельскохозяйственного производства – на 7,4%, всего на 0,28%
более, чем в 2018году.
- планировалась увеличить инвестиции на 8%
28
, всего на 1,2% выше,
чем в 2018 году.
- наибольший рост ожидался показателя «Объем отгруженных товаров»
- на 11,3%, что на 3,87% выше, чем в 2018 году по сравнению с 2017 году.
ᱸˌˎˑ˓
28
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Статистика выполнения прогнозных показателей 2019 года на сегодняшний день отсутствует.
ᱹˌˎˑ˓
28
10
26


37
В целях выявления источников развития представляет интерес анализ доходов регионального бюджета.
Взаимоотношение органов власти в субъектах РФ носит сложный характер, а в перераспределительных бюджетных отношениях так и не достигли эффективности.
Пандемия 2020 года внесла свои коррективы в развитие экономики региона,
однако снижение показателей социальной обеспеченности населения отразится крайне отрицательно на уровне жизни населения. В
апреле 2021 Парламент РД, в рамках очередной сессии, внес коррективы в бюджет 2021 года, и, соответственно, на плановый период 2022 и 2023 годов,
в том числе:
- доходы бюджета - увеличиваются на 6,6 млрд. руб., из которых 6,3
млрд. руб. составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета
29
, т.е. общая сумма доходов бюджета - составит 159,9 млрд. руб.,
- расходы бюджета – составят 173,2 млрд. руб.
Дополнительно выделенные средства имеют целевое предназначение и будут направлены на «ремонт дорог, приобретение лекарств для лечения больных,
закупку медоборудования,
увеличение финансирования инвестпрограммы»
30
, и пр.
Только принятие эффективных управленческих мер может способствовать поддержанию экономики региона.
ᱸˌˎˑ˓
29
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
М
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ инистр финансов
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Республики
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Дагестан Саадуев
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Ю.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
30
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Рамблер
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Бюджет Дагестана на 2021 год претерпел изменения
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
. 22.04.2021.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ https://finance.rambler.ru/economics/46275880/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_sou rce=copylink
ᱹˌˎˑ˓
5
1
130
26
41
32

38
1   2   3   4   5