Файл: Сочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

09
«Дама с собачкой»
Темой рассказа является
любовь, посетившая двух совершенно разных людей. Он и она не свободны, у Гурова есть жена, дети, Анна Сергеевна замужем. Единственное, что
их связывает, это то, что они одиноки.
Несмотря на их семейные узы, они не испытывают счастья, и от этого одиночества, Гуров и Анна бросаются в объятия друг друга,
принимая
желаемое за действительность. Писатель показывает острую проблематику нравственных отношений- герои не испытывают настоящих чувств, они

лицемерят не только друг перед другом, но и
перед собой. Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено. Анна
Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила
Гурова. Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает
нравственное падение и моральную распущенность общества.
Проблема
ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев,
они ведут себя так же, как и все общество,
лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.
«Душечка»
Главная героиня –
воплощение тепла, ласки, доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя.
Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала
все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой
пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
«Ионыч»
Рассказ, состоящий из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.
В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож.
В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого
Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.

10
В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он
«ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно все равно, он нетерпелив и груб по отношению к ним.
Главная мысль -
пагубное влияние общества на человека. Чистая и интеллектуально развитая личность обречена на деградацию, если все окружение упорно тянет ее на дно. Старцев, попав в абсолютно инертное место, в котором люди ни к чему не стремятся, ничего не хотят, а их скучная, серая, однообразная жизнь их полностью устраивает, за несколько лет становится точно таким же человеком.
Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к
омертвению души.
«Крыжовник»
Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» –
наличие приёма
«история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.
Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая
мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Мечта превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя. Также поднимается тема
счастья. На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что,
пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше. Тему
маленького
человека автор жестоко высмеивает. Чехов изображает перед нами образ
жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть
крыжовник.


11
Романс «В дороге»
В рассказе ямщика прослеживается судьба крестьянки Груши, которая выросла в барском доме, но её выдают замуж за крестьянина (простого мужика, ямщика). Крестьянин недоволен женой, которая не выполняет своих обязанностей лишь по тому, что она не готова к жизни в крестьянской среде –
ведь воспитывалась Груша как барыня. В романсе прослеживается драма развитой личности в условиях крестьянства.
Произведения Н.А. Некрасова
В стихотворении «Размышления у парадного подъезда»
Некрасов использует обобщение о судьбе народной. В произведении 3 части, в которых представлена судьба народа. Так, в 1 части представлено обобщение
«холопский недуг» - это желание услужить важному лицу. Здесь Некрасов изображает уличную сценку и характеризует общество как «целый город холопских недугов». Во 2 части рисуется обобщенный портрет обездоленной
Руси, он раскрывается в образ деревенских мужиков. Величайшее бедствие для страны – «безысходное горе» крестьян. Кроме того, в образе мужиков прослеживается символ разделения нации на 2 неравные половины – богатых и бедных. В 3 части раскрывается обобщённый образ поэта-обличителя, цель которого – показать истинные силы народа.
Элегия «Тройка»
Молодая крестьянка загляделась на тройку с прекрасным юношей- аристократом. Рассказывая о крестьянской девушке, поэт рисует ее прекрасной и волнующей, но ярмо тяжелой жизни уже неотвратимо нависло над ней. Этому прекрасному цветку не останется ничего другого, как увянуть прежде времени от непосильной работы и сойти в могилу. Тройка дорогих лошадей – образ счастливой жизни, которая недосягаема для простой крестьянки.
Стихотворение «Железная дорога»
Здесь Некрасов описывает доказательство того, что крестьянский труд крайне важен. Маленький мальчик узнаёт, что именно крестьяне строят железную дорогу, они тяжело трудятся, погибают от тяжёлого физического труда. Поэт вызывает у мальчика любовь к крестьянскому труду. Главная мысль - это тяжелое положение крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами.


12
Стихотворение «Забытая деревня»
Некрасов отразил сочувствие к несчастным крестьянкам. Посвящено оно тяжёлой доле русской крестьянки. Ей ещё труднее, чем мужчинам, поскольку помимо работы на попечении у крестьянской женщины находились дети.
Основная мысль: судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному, сочувствие к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё.
Стихотворение «Поэт и гражданин»
Форма диалога-спора, в которых противопоставлены 2 взгляд на поэзию.
Некрасов выделяет ядро поэзии – её гражданское содержание. Некрасовский гражданин обличает обывателей, лень и равнодушие. По Некрасову недостаточно обладать поэтическим даром, поэзия должна служить всему народу, а не отдельным группировкам. Желание почестей заслоняют истинные цели и желания поэта, затмевают его настоящие идеалы гражданственности.
Призвание поэта – жертвенное служение гражданским идеалам, для него –
гражданский долг это главное.
Тут есть образ крови - широкая метафора, а не призыв к революции. Образ крови это: 1) символ максимальной отдачи поэтических сил для народа 2) образ жертвенности поэта. Поэт должен выполнять своё высокое служение, так как он прежде всего – гражданин. В погоде за жизненными благами люди забывают о предназначении быть честным гражданином. По Некрасову –
чувство гражданского самосознания необходимо для развития общества.
Стихотворение взывает к совести людей, озарённых славой.
«Несжатая полоса»
В первой части поэт рисует картину глубокой осени. С полей собран урожай, но автор замечает участок земли, где остались неубранные посевы. Во второй части поэт олицетворяет природу, наделяя её способностью чувствовать, переживать, разговаривать. Читатель слышит, как тревожно
«шепчут» колосья. Они не могут понять, почему пахарь не приходит на жатву.
В третьей части автор оживляет ветер, который приносит «печальный ответ» посевам о болезни пахаря. В стихотворении можно выделить широкую тему крестьянского труда времён крепостничества и частную – болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер –
связующее звено между ними.


13
«На Волге»
В данном произведении Некрасов скорее не столько пытается вызвать сочувствие читателя низшим слоям общества. Это скорее выражение его собственных чувств, изложенное в стихотворной форме. Сочувствие к обездоленным перемешано с досадой и сомнениями в достаточности его собственных усилий по изменению существующих порядков. В стихотворении не звучит уверенность в победе, он с горечью говорит о напрасно прожитых годах. Произведение написано очень эмоционально и представляет собой не просто призыв к обеспеченным и образованным людям задуматься об условиях, в которых живут людей из низших классов. Это, скорее яростный протест против социальной несправедливости, смешанный с реальными детскими воспоминаниями.
Поэма «Крестьянские дети»
Главную роль в поэме играют собирательный образ детей и лирический герой.
Крестьянское детство подаётся с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является дворянином. Он признаётся, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется им забавой. Но он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжёлый труд и бедную жизнь. Основная идея произведения заключена в демонстрации тяжести жизни простых людей. Автор привлекает внимание к их бесправному положению, учит ценить труд народа. У детей есть только несколько лет счастливой жизни, прежде чем повзрослеть и столкнуться с голодом, тяжелым трудом, безысходностью.
Стихотворение «Школьник».
Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы напутствием для тех людей,
которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком. Мальчик –
простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей,
очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.