Файл: Сочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Рассказ повествует о жизни русской деревни в 1950 годы. По словам автора, произведение полностью биографично и достоверно. Прототип героини –
Матрёна Васильевна Захарова из деревни Мильцово Курловского района
Владимирской области. Рассказчик, как и сам втор, был учителем в деревне, а его отчество Игнатич созвучно с отчеством писателя Исаевич.
Первоначально рассказ имел название «Не стоит село без праведника», но название было не пропущено цензурой. В 1963 году опубликован в журнале
«Новый мир».
Матрёне 60 лет – она отражает народный характер. В рассказе «Матренин двор» повествование ведется от лица учителя математики Игнатьича, биография которого почти совпадает с писательской. Матрена и учитель - духовно близкие люди, они не требовательны в быту, их общее качество - самоограничение. Игнатьич не ищет себе в деревне квартиру с богатыми хозяевами, а остается у болеющей Матрены, живущей в запустении, убого, не имея заработка, пенсии, существующей благодаря огороду. Хозяйка и квартирант едят два раза в сутки, как на фронте, «картовь облупленную» и
«суп картонный» или кашу ячневую, так как другую крупу в магазин не привозят. Повествователь описывает каждодневные занятия Матрены - то, как она готовит еду, обихаживает огород, свою козу, ухаживает за любимыми фикусами и колченогой кошкой, которую она приютила, ходит воровать торф иногда и несколько раз в день, так как топить зимой нечем. Читатель узнает об её жизни в молодости, о не сложившейся семейной жизни, смерти шестерых детей. Образ Матрены в рассказе противопоставлен фигуре Фаддея, носителя потребительского начала. Жизнь Матрены полна драматическими событиями, но она не озлобилась, не отвернулась от людей и готова прийти на помощь каждому абсолютно безвозмездно. Она не способна анализировать жизнь с практической точки зрения, не может постоять за себя. Она человек, живущий в обществе и слитый с ним воедино, жизнь её обрывается трагически. В рассказе Игнатьич дает такую обобщённую характеристику
Матрене: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».
Этот рассказ о добре, которое всегда живет рядом со злом и которое после смерти человека высвечивается еще ярче. Матрёну так и не смогли принять в обществе, потому что она была совершенно чиста душой, не боялась признавать свои ошибки, всегда была открыта миру и людям. Даже после смерти односельчане пытались найти в ней изъяны – лишь бы доказать прежде всего себе, что они в ней действительно есть. Обычная русская крестьянка служит примером тому, как сложности и потери закаляют человека. Материальное не вечно, поэтому нужно судить об окружающих не по богатству, а по их нравственному облику.
А.И. Солженицын «Матренин двор»


15
Рассказ «Крепкий мужик»
Краткое содержание: Николай Шурыгин попросил у председателя колхоза разобрать церквушку — там был хороший кирпич, который он планировал пустить на свой свинарник. Председатель усомнился, что он сможет разобрать постройку: «там не кладка, а литье». Тогда Шурыгин предложил зацепить церковь тремя тракторами. Когда закрепили как следует бревна, люди поняли, что сейчас «произойдет нечто небывалое в деревне — упадет церковь». Стали раздаваться возмущенные голоса, но Шурыгин никак не реагировал, на переговоры отправили его жену Кланьку, но он прогнал её. Не помогли и трактористы, которым Шурыгин обещал по бутылке. Последняя надежда оставалась на учителя, которого все уважали в деревне. Он убеждал, что церковь — образец архитектуры XVII века, народное достояние, и её ни в коем случае нельзя сносить, но Шурыгин не реагировал. Тогда учитель встал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной, но его оттащили и никто не пошевелился. Спустя три часа церковь была разрушена.
Бригадира жители стали ненавидеть и оскорблять, и продавщица со злостью накинулась. Его мать была уверена, что местные жители обязательно проклянут Кольку. По итогу кирпичи с церквушки оказались непригодными
«действительно литье».
В рассказе автор описал судьбу русского народа, основанную на истории становления, с того момента, как была возведена церковь. Автор сохранил просторечие, простоту и разговорность. Шукшин демонстрирует образ современного человека — бездуховного, меркантильного, утратившего духовную связь со своими корнями. Без всякой надобности он безжалостно рушит древнюю святыню, в которой многие поколения черпали силы и уверенность. Церковь олицетворяется с домом и спокойствием, которых не хватает каждому человеку. Церковь давала людям силы. Она хранила в себе традиций и прошлое русского народа.
Образ главного героя представляет собой разрушительную силу русского человека, который может быть одержим какой-то идеей. Именно с этой идеей и сносили храмы в период революции и уничтожали друг друга люди, которые ранее в этих храмах рядом молились.
Произведения В.М. Шукшина

16
Рассказ «Срезал»
Основная тема рассказа – противостояние между городом и деревней, столкновение деревенского и городского миров, разница в понимании культуры городского и сельского населения.
Название «Срезал» полностью соответствует содержанию. Здесь один из деревенских жителей, Капустин Глеб, привык «срезать» всех, кому удалось вырваться из деревни в образованную среду. Капустин деревенский «чудик», завистливый, заносчивый и даже злой мужик. Он довольно хитер и ехиден, но начитан. С людьми данный персонаж любит посоревноваться в силе интеллекта.
Сюжет закручивается с того момента, когда к Агафье приезжают сын -
Константин с женой и дочкой из города. По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Житель деревни - Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя, то есть поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.
Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин, но и его жена.
Константин радостно встречает гостей, вспоминать детство, школьные годы, тем временем Капустин разговор не поддерживает и готовится к нападению.
Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о «первичности духа и материи»,
«понятии невесомости». Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку. Константин с женой теряются из-за потока явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.
Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера. Шукшин высмеивает невежественных людей, не способных принять чужого успеха и из чувства сильной зависти желающих унизить и как можно больнее уколоть действительно умного и образованного человека.
Противопоставлены два героя: Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни.
Константин Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием.
Автор с большим уважением относится к деревенским жителям. В этом рассказе много персонажей, которые получили хорошее образование, сделали карьеру и преуспели в этой жизни. Когда любой из этих людей возвращается в родную деревню, обязательным ритуалом является рассказ о своей нынешней жизни. При этом они идут на общение с народом с открытой душой, замечая в земляках искренний интерес к себе и своей жизни.


17
Повесть посвящена жизни в глухой деревне. Показана психология и быт этих людей, какими они были в середине прошлого века. Трудности жизни - это и есть «привычное дело» для обычного крестьянина.
Бедность и всякие проблемы и когда тебе никто не помогает, никто не сочувствует - самое обычное дело, оно вошло в привычку. То есть проблемы выживания в условиях деревни для обычного человека становятся привычным делом.
Главными героями повести становятся Иван Дрынов и его большая семья.
Иван оказался в числе спасшихся от цепких лап войны, у него много детей, и он их очень любит.
В «Привычном деле» нет какого-то захватывающего сюжета, мы видим жизнь обычной деревенской семьи. У крестьян в основном сложная, тяжёлая жизнь, которая заставляет ужасаться. Спустя столько лет после войны, деревня не может восстановиться, везде голод и нищета. Иван и его жена самоотверженно трудятся, чтобы прокормить большую семью, у них есть кормилица, член семьи – корова Рогуля. Именно ей они обязаны жизнью. Отец семейства тайком ночью крадет сено, но его уличают в этом, отбирают сено и грозятся судить за преступление. Не зная как дальше жить и кормить своих ребятишек, Иван вынужденно уезжает в Мурманск на заработки. Он очень опечален, его мучает тоска по своей семье и деревне, поэтому он возвращается домой, но тут его настигает удар – любимая жена Катерина скончалась.
Некоторые моменты, присущие жизни крестьян, приводят в ужас. Например,
Катерина, только что родившая ребенка должна была вставать ещё до рассвета, чтобы идти трудится на ферму. Носить тяжелые ведра воды и т.д.
Читая рассказ, мы понимаем, что Иван Дрынов любит выпивать, но при этом он трудолюбивый и имеет покладистый характер. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком.
Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически. Что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души.
1   2   3   4

В. Белов «Привычное дело»

18
"Поэзия подвига и героизма" – основа всей повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...".
Подвигом юных девушек мы восхищаемся до сих пор.
Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. Всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.
Писатель описывает нам судьбы совершенно разных девушек, не сопоставив даже по характеру. (Например, Рита- нежная и богатая душой. Женя - озорная и смешная. Соня - поэтическая натура, отличница. Лиза- влюбчивая и любознательная. Галя - смешная.)
Что может быть общего у этих разных девушек? Ничего. Но у них не возникает ни капли недопонимания,
потому что они сближены обстоятельствами. Старшина Федот даже называет себя братом девушек,
хотя намного старше их. Их всех сближает одно - они готовы отдать свою жизнь за Родину. И они не отступают ни при каких обстоятельствах.
Гибель Гали Четвертах нельзя назвать подвигом. Но она старалась по мере своих сил.
Смерть Сони Гурвич не случайна, она связана с самопожертвованием. Она бежала навстречу своей гибели, чтобы принести старшине кисет. Смерть
Лизы Бричкиной страшна и мучительна. Она пала, когда спешила поскорее перейти болото и привести подмогу.
Женя показывает свой героизм, убив немецкого солдата, чтобы спасти старшину. Она же бесстрашно купается на глазах у врагов, изображая деревенскую девушку. Она же отводит врагов подальше от раненой Риты.
Этим двум девушкам было суждено погибнуть. Старшине Васкову было суждено похоронить всех девушек и до конца дней нести тяжесть от того,
что не уберег их.
Каждая из девушек оплатила свой "личный счет" к захватчикам. У Риты
Осяниной на второй день войны погиб муж, у Жени на глазах расстреляли всю семью, родители Сони Гурвич погибли. Этот "личный счет" каждой связан со счетом всей страны. Огромное количество женщин и детей остались вдовами и сиротами. Поэтому, мстя немцам за себя, девушки мстили и за всю страну,
за всех ее жителей.
Повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие..." — это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек,
преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»


19
Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В
рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком.
Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.
Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.
Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр,
ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.
По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба.
Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных:
они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.
И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом- рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит. Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его... Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении. И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился
— не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.
Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».
Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении
Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о
Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести.
Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.
В. Астафьев «Царь-рыба»