Файл: Сочинения 01Ф. М. Достоевский Преступление и наказание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
«Прощание с Матерой» – это твердое убеждение В. Г. Распутина в том, что человек является частью природы, а потому не может быть победителем.
Вся его агрессия против природы – всегда проигрыш человека. Автор демонстрирует это одной из самых трогательных сцен – прощание Дарьи с могилами родителей: «Воротца на кладбище были распахнуты, а сразу за
воротцами, на первой же полянке, чернела большим пятном выжженная земля.
Дарья вскинула голову и не увидела на могилках ни крестов, ни тумбочек, ни
оградок под один огонь и дым сделано Дарья не почувствовала ни возмущения,
ни обиды – один конец. Много чего было видано и вынесено с той поры – сердце
закаменело. Один, один конец... Она повернула влево и отыскала в глубине
леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик
был запачкан землей от вывернутого креста. Она прикрыла глаза, чтоб не
видеть ни дыма, ни разоренных могил...».
Старики Матеры, отстаивая свое право жить согласно издревле установленным традициям, в глазах автора – настоящие святые. Авторский выбор выглядит одновременно и естественным, и необычным. С благодарностью и любовью рисует В. Г. Распутин людей, отдавших силы земле, слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть.
Он выстраивает четкую организацию Матеры как деревни (человеческого сообщества) и как острова (части флоры и фауны). Кроме описания ветхих домиков и уклада жизни жителей Матеры, здесь присутствуют обильные лесные и луговые пейзажи, символ острова «царский листвень». Остров, полный жизни, обречен на погибель, потому что так решил Человек. Распутин не соглашается с такой позицией:
– Человек – царь природы, – подсказал Андрей.
– Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет. .. [ответила Дарья].
Природа – мать, которую следует беречь; недаром автор берет в качестве названия острова однокоренное слово «Матера». От «матери» и «Матеры» получается одно прилагательное – «материнский». Выходит, что отношения матери и сына в произведении мы видим не только на частном примере Дарьи, ярой защитницы родной земли, и Павла, который сомневается в правильности борьбы за остров, но в глобальном смысле – Природе противостоит своей части в лице Человека.
Распутин не является противником прогресса, но он протестует против потери связи людей и фауны. Устами Дарьи он говорит, что человек теряет себя в погоне за инновациями и начинает служить машинам.
В. Распутин «Прощание с матерой»


21
Константин Михайлович Симонов
К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта .
«Жди меня» самое известное стихотворение военных лет. Война здесь отображается в призме личных отношений, обострения родственных и любовных чувств. Анафорический повтор, сакральное «Жди» звучит как молитва. Тягостность ожидания очень выразительно передает обращение к смене времен года, перечисление череды возможных событий. Вместе с тем в стихотворении доминирует уверенность в грядущей встрече, а значит и уверенность в победе. В первой части он рассказывает о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта – времена года сменяются, письма перестали приходить, многие женщины уже разуверились в том, что их солдат вернётся.
Вторая часть самая эмоционально насыщенная, развивающая идею: уже и её любимого никто не ждёт. Мать, родители, ребёнок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу.
Третья часть – это награда за ожидание, за преданность. Герой выжил и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.
Также всенародное признание имеет стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (1941), Драма вынужденного отступления воспринимается лирическим героем как глубоко личная трагедия.
Выразительные детали скорбных пространств — кресты деревенских погостов — передают боль переживаний о потерянных друзьях-товарищах.
Дождь — слезы, устойчивый поэтизм и воспоминания о «бесконечных злых дождях» вызывают ассоциацию со злыми, горькими слезами отступавших солдат. Образ родины- матери олицетворяется в образе «усталой женщины», не осуждающей отступающих, а несущей им хлеб, «как встарь повелось на великой Руси». Выразительно слово «встарь»: перемогли, переможем! Отсюда проистекают гордость лирического героя за свою Родину, за свой народ и уверенность в победе.
Стихотворения К. Симонова

22
В центре авторского внимания человек, терзаемый внутренними противоречиями, неспособный достигнуть гармонии.
Таков герой первой многоактной пьесы
Вампилова «Прощание в июне» - студент-биолог Колесов. Пьеса имеет кольцевую композицию, что придаёт ей ярко выраженный притчевый характер. Драма начинается и заканчивается на автобусной остановке, где Колесов познакомился с Таней; рядом, в старом доме, звучат кем-то разучиваемые гаммы, молодые герои мечтают о любви, о
«беге босиком по лугу». Казалось бы, ничто не предвещает неприятностей: герой вот-вот закончит университет, он умён и талантлив, его ждёт карьера учёного. Но неожиданно в действие пьесы врывается целый каскад случайностей, на первый взгляд смешных и нелепых, однако влекущих за собой серьёзные последствия -вплоть до милицейского протокола, наказания за мелкое хулиганство и исключения из университета.
Драматург ставит своего героя перед жёсткой необходимостью выбора между конформизмом и независимостью: или диплом, или встречи с Таней, которая оказывается дочерью ректора Репникова. Поначалу Колесов надеется «выиграть время» и не принимать окончательного решения, не починяться правилам игры Репникова, но тот настроен резко недоброжелательно.
Жизнь, действительно, быстро корректирует мечты и надежды Колесова, ему приходится сдаться. Но и на этом мучительные сомнения героя не прекращаются. В ответ на вопрос Золотуева: «Получил, значит, образование?
Как это ты? Сколько дал?» - герой с горькой иронией отвечает: «Много дал…
Много, дядя, вам столько и не снилось…»
В самом деле, стоит ли диплом (а значит, возможность устроиться в жизни) отказа от самого себя? Ведь Колесов не Таню предает, а свои собственные убеждения. В финале он рвёт злополучный диплом, за который так дорого заплатил. Спасёт ли это разрушенные отношения, вернёт ли душевный покой и былую уверенность в своих силах? Этот вопрос Вампилов оставляет открытым.
Произведения А.В. Вампилова


23
Пьеса «Утиная охота»
написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий:
типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок,
свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова,
главного героя произведения.
Главной проблемой, положенной в основу этого произведения, является снижение роли духовных ценностей. Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни Виктора Зилова. Его воспоминания становятся сюжетной линией. Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Это избавление, начало нового и счастливого пути. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющих постепенно,
отчего жизнь пуста и способен ли изменить ее. Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: "Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В
то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда". Напоминает Евгения Базарова - небрежность, скука,
уверенность в себе:происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.
Зилов одинок, и "одинокость" его усиливается после скандала. "Друзья"
присылают венок. И Зилов готов принять их вызов - покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих «спасателей".
Психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными,
ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.

24
Герой поэмы – Венечка, алкоголик, спившийся интеллигент, отправляется на электричке из Москвы в Петушки в поисках упоения. Если в литературе предшествующего периода Москва являлась сакральным центром, к которому устремлялись герои, то для Венечки таким сакральным местом становятся Петушки.
«Это место, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин, где птичье пение не молкнет ни ночью, ни днем, где его ждут любимая женщина и ребенок». Исходный же пункт, Москва, ассоциируется с дьявольским началом.
На сюжетном уровне текст представляет собой достоверную картину похмельной исповеди философствующего алкоголика. Алкоголь является тем стержнем, на который нанизан сюжет Ерофеева. Герой проходит все ступени опьянения: от первого спасительного глотка до мучительного отсутствия последнего. И в строгом соответствии этого пути выстраивается композиция. По мере продвижения к
Петушкам в тексте нарастают элементы бреда и абсурда.
Параллельно этому через монологи, диалоги раскрывается сокровенная душа героя. Образ главного героя не соответствует литературным канонам 70х гг.: он лишен социальной детерминированности,
общественно значимой мотивированности, он политически неграмотен, но парадокс в том, что именно эти черты позволяют его назвать положительным героем, человеком непонятым,
отвергнутым.
Его характер создается как характер человека,
смиренно принимающего несправедливость мира, покорно терпящего пренебрежение окружающих. Его пьянство – не проявление слабости характера, не следствие социальных пороков и не протест против существующих порядков; это мученичество, страдание, возложенное героем на себя сознательно и добровольно.
Тип поведения героя определяется по-разному исследователями. Некоторые считают, что это форма юродства, шутовства, некоторые относят логику поведения героя к традиции русского скоморошества. Однако иронический ракурс в поэме позволяет некоторым ученым считать, что это не собственно ирония, а противоирония, т.е. выворачивание иронического наизнанку и восстановление серьезности, но без прямоты и однозначности.
На это указывает обилие библейских цитат и реминисценций. Пародийно- иронический персонаж становится воплощением больной совести человечества. И
подобно Христу он берет на себя грехи и расплачивается за них собственной жизнью.
В. Ерофеев «Москва-Петушки»


25
Действие романа разворачивается в Москве 1990-х годов. Главный герой романа

Вавилен
Татарский,
интеллигентный юноша,
выпускник
Литературного института. Он собирательный образ «поколения П»
(поколения семидесятых).
Роман представляет собой пародию на антиутопию с описанием многочисленных рекламных роликов и изображением выдуманной реальности.
Сюжет: Благодаря случайности он попадает в мир рекламы и открывает у себя талант — сочинять рекламные слоганы. Он становится сначала копирайтером, затем «криэйтором». Задачей Вавилена - адаптация рекламы зарубежных товаров к отечественной ментальности. Затем Татарский становится творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую.
Татарский участвует в
создании телеобразов государственных деятелей и самой политической жизни страны с помощью компьютерных технологий. Однако он постоянно мучается «вечными вопросами», кто же всё-таки этим управляет, и в конце становится живым богом, земным мужем богини Иштар.
«Generation П» — роман, поднимающий вопрос власти. По мнению Пелевина,
быт и обыденность оттесняют стремление к свободе. Власть это прекрасно осознает, и для большей зависимости народа «вкачивает в мозги потребителя» фальшивые символы: утюг, лимонад, кроссовки и многое, многое другое, что можно встретить на рекламных вывесках и в рекламных акциях.
Это, казалось бы, делает человечество свободным, на самом же деле порабощает его, делает зависимым от вещей. Пелевин как писатель новой эпохи не может мириться с
создавшейся действительностью.
Неудовлетворенность жизнью заставляет его задуматься над тем, где же истина. И не находя ответа на этот вопрос, человек вынужден прийти к выводу, что жизнь состоит из бессмыслицы и обыденности. Пелевин много раз доказывает своим читателям, что не всегда реальное — реально, а нереальное
— нереально. И как бы парадоксально это ни звучало, все же позиция писателя была принята общественностью и оценена по достоинству.
1   2   3   4

Роман В. Пелевина «Generation П»

26
«Чапаев и Пустота» — третий роман Виктора Пелевина, написанный в 1996 году. Пелевин окончательно размывает границы между явью и сновидением.
Смысл названия: Само название романа концептуально. Пустота здесь одновременно фамилия главного героя (Петра) и Пустота как широкое физическое или философское понятие, означающее отсутствие содержания, также неясность, отсутствие понимания, термин, близкий к «ничто», а временами совпадающий с ним.
Композиция: состоит из десяти частей, представляющих собой строгое чередование событий, напоминая раскачивание маятника.
Направление: постмодернизм. Многие российские критики не преминули назвать произведение первой в России книгой, написанной в соответствии с философией «дзен-буддизма».
Главные герои и характеристики: 1. Пётр Пустота – герой произведения, занимающий собой сразу два временных пространства.
2.
Григорий Котовский представлен в произведении неким «демиургом».
Проблематика: проявление слабости и силы, непонимание хода истории, слабости человеческие.
Чему учит: Важно быть человеком, способным жить нормально в любых условиях. Моральные принципы не должны исчезать, когда возникают сложные жизненные ситуации.
Сюжет: Поэт-декадент Пётр Пустота перемещается между двумя мирами.
В одном он воюет на фронтах Гражданской вместе с Василием Чапаевым —
который, сохраняя черты легендарного комдива и героя анекдотов, предстаёт ещё и просветлённым восточным мудрецом.
В другом измерении Пётр — пациент психиатрической лечебницы, которого пытаются вернуть к реальности из мира навязчивых фантазий. Во множественной вселенной Пелевина анекдоты, блокбастеры и поп-хиты оказываются отражением древних архетипов, а вышедшая из колеи реальность 90-х объявляется иллюзией, порождением беспокойного человеческого ума.
В. Пелевин «Чапаев и пустота»

27
В повести «Олеся» затрагивается проблема трагической любви, природы и цивилизации, точнее, проблема столкновения естественного человека, дитя природы, и цивилизации. Олеся хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире. В повести «Олеся» Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.
Проблема
столкновения
«естественного
человека»
и человека цивилизации разрешается драматически, автор показывает, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.
Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами: -противопоставление двух миров - мира реального,
который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;
-обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;
-идея
«естественного человека»,
человека природы,
то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси. Сначала произведение можно охарактеризовать по стилистике
как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт крестьян. Однако
романтическое начало
предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси - дочери лесов.
Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности - изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д. Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».
В произведении описывается любовь
реального человека и романтической
идеальной
героини.
Иван
Тимофеевич попадает в
неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она - в его реальность.
Идеальность Олеси, заключается в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями. Таким образом, в произведении прослеживаются черты,
как реализма, так и романтизма.
Мир предстает перед нами в двух реалиях -
реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).
Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры
реальный и
идеальный. Реальный мир - это Петербург и его «высший свет»; идеальный
мир - это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.
А.И. Куприн «Олеся»