Файл: Александрийский погром (38 год).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[25]. По-видимому, часть александрийских евреев, включая Филона и его близких родственников, имела гражданские права в полном объёме[26].Гипотеза об извечном характере межобщинных противоречий, основанных на существовании «древней вражды» между евреями и греками, восходит к утверждениями Филона и Иосифа Флавия. Культурные различия между обеими этническими группами отмечают и современные историки[27]. Напряжённость росла и по причине экономического соперничества: евреи нередко были сборщиками налогов[28][19][12]. Поддержка, оказанная евреями римлянам в 55 году до н. э. во время вторжения Авла Габиния, а также в ряде других подобных эпизодов, также не способствовала улучшению отношений между народами[13].Состояние источников[править | править код]Единственным источником сведений о событиях погрома являются два произведения Филона Александрийского — «Против Флакка» (лат. In Flaccumдр.-греч. Φιλωνος Ιουδαιου εις Φλακκον) и «О посольстве к Гаю» (лат. Legatio ad Gaiumдр.-греч. Φιλωνος Ιουδαιου περι αρετων α΄ ο εστι της αυτου πρεσβειας προς Γαιον)[29][30]. Первый из них полностью посвящён событиям 38 года в контексте трагической судьбы префекта
 Авла Авилия Флакка, а второй описывает состоявшееся после погрома посольство к императору Гаю (Калигуле). Обещанная в конце «Посольства» палинодия (опровержение сказанного) не сохранилась. Оба произведения сохранились не полностью, их место в творчестве Филона не вполне понятно[30][31]. Их жанр условно определяется как исторический, исследователи обнаруживают в них черты богословских трактатов и утешительной литературы[32]. Дата создания произведений неизвестна, но вряд ли между их написанием и событиями в Александрии прошло много времени[33]. По вопросу об отношении Филона, одного из немногих евреев-граждан Рима, к Римской империи высказываются противоположные мнения. Американский антиковед Эрвин Гудинаф[en] полагает, что отношение Филона к римлянам не лучше, «чем у шкипера маленькой лодки к урагану», тогда как израильский историк Марен Нихофф[de] называет его симпатии проримскими[34]. Историк Колледжа Статен-Айленда[en] Сандра Гамбетти пишет, что современная наука за редкими исключениями считает изложение событий Филоном корректным[7], однако Джон Аткинсон[en] из Университета Кейптауна называет Филона тенденциозным автором[35]. Р. Олстон отмечает полемические элементы у Филона, а сложную литературную форму его трудов ставит в один ряд с традиционными иудейскими религиозно-историческими повествованиями, такими как 
Третья книга Маккавейская[36].«О посольстве к Гаю» Филона проливает свет на события после погрома только с еврейской точки зрения, и о том, что в Рим было направлено греками другое посольство во главе с Апионом, известно из написанного в конце I века полемического трактата[en] Иосифа Флавия[37]. Из него следует, что для одного из лидеров греческой общины, грамматика Апиона, было важно не допустить получения евреями полноценных гражданских прав[38]. О событиях собственно погрома Иосиф не сообщает, упоминая лишь, что в Александрии были волнения, после чего сразу переходит к рассказу о посольствах[39]. О событиях в Александрии между посольствами и восшествием на престол Клавдия в 41 году в источниках сведений нет[37].Помимо рассказа Филона, о периоде правления Флакка известно из крайне небольшого числа документов. По их данным, в 33 году, через год после вступления в должность, он провёл перепись населения. Год спустя Флакк столкнулся с недовольством населения, а в 35 году были составлены списки подлежащих налогообложению и освобождённых от уплаты лаографии[40]. Сведения Филона об отношениях евреев с греками и египтянами дополняют папирусные фрагменты, известные под названием «Деяния александрийских мучеников[de]». «Деяния» являются своеобразным литературным жанром, появившимся в Александрии. В форме вымышленных судебных протоколов представители александрийского демоса высказывали свои претензии римским императорам из-за злоупотребления местных властей. Из них три фрагмента, в которых упоминаются Исидор и Дионисий, имеют явную антиеврейскую направленность
[41]. Фрагмент CPJ 156, по выражению британского археолога Идриса Белла, «один из интереснейших примеров александрийской пропагандистской литературы», повествует о суде императора Клавдия над гимнасиархом Исидором[42][43]. Плохо сохранившийся CPJ 155 дополняет рассказ Филона о посольствах к Гаю[44].Ход событий[править | править код]
События 38 года[править | править код] Филон АлександрийскийВ 38 году римский префект Египта Авл Авилий Флакк внезапно лишил евреев всех имевшихся на тот момент гражданских прав. По мнению Филона, предшествующие пять лет до описываемых событий Флакк был образцовым губернатором, но с восшествием на престол в марте 37 года Калигулы он, стремясь завоевать доверие не симпатизирующего ему нового императора, запутался в политических придворных интригах. Флакк поддержал антиеврейские группировки и одобрил преследование евреев со стороны греков[7][45]. Убийство в Риме соправителя империи Тиберия Гемелла и префекта претория Макрона означало утрату Флакком поддержки в столице. Греческие лидеры города (Филон называет «прихвостня толпы» Дионисия, «крючкотвора» Лампона и «предводителя черни, сутягу, злодея, возмутителя городов» Исидора) воспользовались непрочностью положения губернатора и смогли настоять на своих требованиях[46]. Они предложили Флакку сделку: снова поддержать императора в обмен на контроль над городом[47].Летом 38 года[комм. 1] иудейский царь Агриппа по пути из Рима в своё царство в северной Иудее