Файл: Александрийский погром (38 год).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 посетил Александрию. Хотя Филон отмечает, что Агриппа стремился сохранить свой визит в тайне и не создавать ажиотаж, еврейская община восторженно встретила царя[комм. 2][46]. С другой стороны, Флакк видел в иудейском царе возможную угрозу своему положению, а греки, хотя и завидовали имеющим «своего» монарха евреям, знали подоплёку внезапного возвышения Агриппы. Кто-то из них устроил пародию на торжественную встречу Агриппы: в театральной пантомиме юродивого по имени Карабас (имя означает «капуста») нарядили в царскую одежду и в насмешку оказывали ему царские почести, называя его сирийским титулом «марин» («господин» или «наш царь»)[50][51][52]. Многие историки вслед за Филоном согласны с тем, что именно визит Агриппы стал катализатором межобщинного насилия из-за зависти греков к тому, что у евреев есть царь[53][54]. Видимо, в этот момент Агриппа покинул город[55]. Обстоятельства, при каких царь иудеев покинул город, Филон не уточняет, что, по мнению профессора А. Керкеслагера (Allen Kerkeslager) из Пенсильванского университета, указывает на желание философа скрыть реальные причины дальнейших трагических событий и связать их с попустительством Флакка[56][57].Точный порядок последующих событий невозможно восстановить из-за непоследовательности изложения в произведениях Филона[50]. Вероятно, акты уличного насилия начались сразу после насмешек над Агриппой. Возбуждённая толпа потребовала, чтобы в синагогах были поставлены статуи императора[55][57]. Флакк соглашался на все требования толпы[комм. 3], которая с каждой уступкой префекта становилась более дерзкой. Флакк издал эдикт, в котором он называл иудеев «чужаками и пришлыми» (
др.-греч. ξένους καὶ ἐπήλυδας)). Он, вопреки закону, освобождавшему евреев от соблюдения «культа императора», приказал поместить в синагогах статуи, особым эдиктом лишил евреев гражданских прав и даже разрешил их общее преследование. В ответ на жалобу еврейской общины он запретил праздновать субботу и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов. В 1976 году британский историк Мэри Смоллвуд[en] назвала александрийский квартал Дельта, куда были переселены евреи, первым гетто в истории, и многие историки согласны с ней[59][60][50]. Несколько синагог было разрушено или осквернено изображением Калигулы. Толпы греков напали на еврейское население Александрии; их жилища и лавки, закрытые в связи с трауром по скончавшейся 10 июня сестре Гая, Юлии Друзилле, были разграблены[комм. 4]. Самих евреев жестоко мучили и убивали, а трупы уродовали[62][63][11][64]. Еврейских женщин хватали, унижали на сценах театров, заставляли есть свинину[50]. Отдельные высказывания Филона можно понять как указание на сопротивление евреев, ранивших некоторых нападавших. Как отмечал в 1938 году Э. Гудинаф, если сопротивление действительно имело место, оно могло быть нарушением действующих законов и подлежало наказанию[65].Филон Александрийский описывал наблюдаемые им события как акты иррациональной агрессии[36]:Не в силах более терпеть нужду, одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.— 
Филон Александрийский. Против ФлаккаБедствия евреев усугубило лишение Флакком их прав как «чужаков и пришельцев». Позволив убедить себя в том, что в беспорядках евреи виноваты не меньше, чем греки, он приказал, чтобы 38 членов герусии заковали в кандалы и в день рождения императора (31 августа, что в 38 году выпало на шаббат[66]) отвели в театр, где на глазах своих врагов их публично высекли, некоторых до смерти[67][50][52]. Следующим предпринятым Флакком шагом стали поиски оружия в домах евреев. Филон находит такие действия, после всех предшествующих актов насилия, удивительными и говорит, что с бо́льшим основанием такие поиски следовало бы проводить в домах египтян — истинных мятежников и изменников[68].В середине октября 38 года Флакк был внезапно отозван из Александрии и сослан на остров Андрос, где был казнён по приказанию императора Калигулы осенью следующего года[52][69]. Причиной отставки Флакка Филон называет то, что префект не переслал в Рим поздравления Гаю от евреев в честь вступления на престол. Как оказалось, недоразумение разрешилось благодаря Агриппе, передавшему повторное поздравление и извинения[68]. Тогда же выяснилось, что Исидор и Лампон, ставшие главными обвинителями Флакка, всегда были его врагами[70]. Радость евреев была преждевременной, поскольку их положение не улучшилось, и они по-прежнему были вынуждены проживать на небольшой территории[47].Посольства к Гаю и Клавдию[править | править код]
КалигулаНовый префект Гай Витразий Поллион[en] прибыл в Александрию 20 октября 38 года. Он расследовал беспорядки и разрешил двум делегациям — еврейской и греческой — отправиться с докладом к императору[71]. В «середине зимы», как сообщает Филон, эти две делегации, еврейская во главе с философом Филоном и греческая во главе с литератором Апионом, отправились в Рим[72]. Современные историки согласны с тем, что речь идёт скорее о зиме 39/40, чем о зиме предшествующего года[73][69]. Греки имели основания рассчитывать на удовлетворение своих ожиданий, поскольку Гай был к ним более расположен, помнил о поддержке, которую греки оказали его прадеду Марку Антонию, и о восторженной встрече своего отца Германика в Александрии в 19 году[74].Дождавшись императора из похода против германцев[комм. 5], обе делегации изложили жалобы на своих врагов и просили защиты. Как сообщает Филон, на первой встрече Калигула благосклонно выслушал выступление евреев[комм. 6], после чего отменил планы по превращению Иерусалимского храма в святилище императорского культа[en]. Однако на состоявшейся несколько дней спустя второй встрече позиция императора относительно освобождения евреев от поклонения себе изменилась («Вы что, богоненавистники? Уже весь мир признал меня богом, а вы не верите и богом не зовёте?»). Объяснения евреев, что они приносят многочисленные жертвоприношения 
в честь него, Калигула признал несостоятельными, требуя жертв именно себе[77]. Филон недвусмысленно указывает, что идею божественности внушали императору его египетские слуги, «порочное семя, смешавшие в душах своих нрав крокодила и яд змеи», среди которых был особенно заметен некий Геликон[78]. Далее Гая заинтересовало, почему евреи не едят свинину, и объяснение через традиционные диетические предпочтения его в целом удовлетворило. Третий вопрос, обсуждавшийся на встрече, о гражданских правах евреев в Александрии, не был тщательно рассмотрен. Завершая встречу, император пришёл к выводу, что «эти люди скорее несчастны, чем порочны, и лишь по неразумию своему не верят, что я божественной природы». Греческая делегация с энтузиазмом реагировала на остроты Гая, но окончательного решения в оставшиеся недели его жизни принято не было[52][79]. В то же время Гай собирался отдать приказ о возведении своих статуй в Иерусалимском храме, однако чёткой связи тут с событиями в Александрии не прослеживается[80].Весть об убийстве Калигулы 24 января 41 года и восшествии на престол Клавдия (правил в 41—54 годах) достигла Александрии в начале марта и вызвала новую вспышку насилия. На этот раз инициаторами были евреи, накопившие силы с 38 года и привлёкшие в качестве союзников единоверцев из прочих частей Египта, а также из Сирии и Иудеи. Поллион подавил выступление и обратился за инструкциями к Клавдию. Ещё до того, как о беспорядках узнали в Риме, император дал указание отменить наиболее тяжёлые наказания, наложенные на евреев[79][7]. Под влиянием Агриппы I и Ирода Халкидского Клавдий принял эдикт[комм. 7], в котором подтверждалась древность жительства евреев в Александрии и восстанавливались их права, дарованные Августом