Файл: Реферат по дисциплине Теория и методика обучения базовым видам физкультурноспортивной деятельности. По теме Многодневный поход.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат по дисциплине:

«Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности».



По теме:
«Многодневный поход»

2020 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Понятия и виды, цели, туристических походов………………………………...4

2. Подготовка к проведению многодневного похода……………………………..6

2.1. Разработка маршрута и подготовка снаряжения……………………………..6

2.2. Упаковка и хранение продуктов……………………………………………….9

3. Основные рекомендации при проведении многодневного похода ………….12

3.1 Выбор места для бивака и установка палатки………………………………..12

3.2 Разведение костра и меры безопасности…………………………………...…13

3.3 Приготовление и прием пищи во время многодневного похода …………...15

Заключение…………………………………………………………………………18

Введение

Туризм в нашей стране приобрел большую популярность, стал одним из самых массовых видов физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта и активного отдыха молодежи. Самой распространенной и доступной для населения всех возрастных групп формой туристских походов являются походы выходного дня, участие в которых после напряженного недельного труда очень эффективно.7

Подготовка к походу со школьниками и проведение требует серьезного отношения. Эта работа проводится на учебно-тренировочных занятиях в секциях по туризму, создаваемых в коллективах физкультуры. Перед началом мероприятия необходимо определить место и срок его проведения, разработать маршрут следования, назначить ответственных и сопровождающих лиц. Соблюдение требований безопасности станет гарантией защиты прав и законных интересов детей. Экскурсии и любые культурно-массовые мероприятия за пределами школы проводятся только с санкции директора.

Организация и проведение прогулок на природе, походов выходного дня и многодневных путешествий не требует значительных материальных затрат, практически такие походы доступны каждому человеку. Цель продолжительных походов - не только познакомиться с неизведанными местами в горных, таежных районах, но и проверить физическую подготовку людей, их умение ориентироваться в необычных, нередко в трудных условиях. 4

Цель работы
: исследовать и изучить схему туристических походов.

Задачей работы является проанализировать схему организации и реализации туристических походов.


1.Понятия и виды, цели, туристических походов.

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта — скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределенными во времени нагрузками способствует излечению некоторых заболеваний.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной, ходьбе. В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.4

Туризм—прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.

Нужно помнить и о том, что в походе ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослым и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.3

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами.12

После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.


После того как проект похода разработан полностью, надо его утвердить и получить маршрутный документ. Прежде всего, все материалы похода (схема маршрута, график движения, список участников с визами врача или медицинскими справками, списки личного и общественного снаряжения, продовольственный рацион и смета) утверждаются администрацией учреждения, проводящего данный турпоход: если поход организован школьной секцией туризма — директором школы. Для многодневных путешествий все эти материалы, к которым добавляется приказ директора школы о проведении данного похода и назначении руководителя похода и его заместителя, представляются в РОНО. 6

Какие нормативные требования предъявляются к организации и проведению рекреационного похода? Для походов с учащимися Министерством образования подготовлена специальная «Инструкция по организации и проведению походов с учащимися». Данная «Инструкция» направлена в целом на соблюдение требований техники безопасности участниками и руководителями походов, определяет их права и обязанности в походе. Ни этим, ни иными нормативными документами не регламентируются количественные параметры оздоровительного похода (продолжительность похода и протяженность маршрута), выбор района похода, комплектование походной группы, выбор снаряжения и порядок питания участников в походных условиях и т.д. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждого конкретного похода будет диктовать основные требования к его организации и проведению.

2.Подготовка к проведению многодневного похода

2.1 Разработка маршрута и подготовка снаряжения

При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами

* Определяется необходимая протяженность маршрута (с учетом состава группы, намеченных целей похода).

* Определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

* Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач.


* Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

* На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные). 13

Сопровождающие детей и подростков лица до начала туристского мероприятия обязаны:

♦ пройти сами и обеспечить медосмотр всех участников с получением заключений о том, что состояние здоровья каждого не препятствует участию в походе;

♦ выяснить у медработников и родителей каждого несовершеннолетнего участника похода наличие хронических заболеваний, аллергическихреакций, травм, которые ограничивают переносимость неблагоприятных условий погоды, местности и при внезапном ухудшении состояния гут потребовать применения соответствующих лекарственных средств, получить у родителей и приобрести эти средства, уточнив дозировки порядок их применения;(записано и вложено в аптечку)

♦ изучить правила и меры безопасности, включая требования санитарно-эпидемиологической безопасности при проведении туристских мероприятий, правила и приемы доврачебной помощи обеспечить их изучение всеми участниками похо­да;(создать у детей примерный план действий в различных ситуациях)

♦ до начала туристского мероприятия спланировать и при необходимости согласовать с соответствующими спасательными и иными службами по­рядок вызова экстренной помощи, транспорта и эвакуации заболевших или травмированных в ближайшие медицинские учреждения, в случае если это поход пройти регистрацию в СС с указанием маршрута и согласовать телефон вызова СС

♦ при комплектовании туристских групп обес­печить их однородный по возрасту и физической подготовке состав;

♦ разработать и согласовывать с врачом уч­реждения образования или местного медучреж­дения меню пищи на каждый день.5

Общий вес личного снаряжения в зависимо­сти от возраста участника похода не должен пре­вышать:

♦ 12 лет-2,5 кг,

♦ 13-14 лет-3-3,5 кг,

♦ 15-17 лет -4-4,5 кг.

Зима и лето

Экипировка каждого участника туристс­кого мероприятия (похода) должна включать предметы индивидуального пользования.

Личное снаряжение:

♦ одежда по сезону, включая теплые вещи на случай непогоды и похолодания, непромокаемые (плащ, накидка) для защиты от дождя, основная и запасная пары обуви
;

♦ рюкзак объемом не более 20 л, весом без сна­ряжения и личных вещей не более 1 кг;

♦ спальный мешок с индивидуальным ворот­ником из хлопчатобумажной ткани;

♦ коврик пенополиуретановый многослойный;

♦ электрический фонарь с запасными элемен­тами питания;

♦ фляга или бутылка для воды;

♦ металлическая миска с высокими краями;

♦ металлическая кружка;

♦ столовая ложка;

♦ складной (перочинный) нож.

Посуда должна быть упакована отдельно от других вещей в отвечающие гигиеническим тре­бованиям полиэтиленовые пакеты.

Предметы личной гигиены:

♦ мыло;

♦ зубная щетка;

♦ зубная паста;

♦ полотенца - 2 шт.;

♦ бумага туалетная - 1 рулон;

♦ одноразовые дезинфицирующие салфетки -не менее 20 шт.

Каждая туристская группа должна быть обеспечена следующим снаряжением коллектив­ного пользования:

♦ палатки общей вместимостью, соответству­ющей числу участников похода;

♦ набор кострового снаряжения;

♦ набор инвентаря (топор, ножи и т.д.) и посу­ды (котелки, кастрюли) для приготовления горя­чей пищи;

♦ медицинская аптечка;

♦ швейный ремонтный набор (нитки, иголки, ножницы);

♦ запасные электрические фонари с резервным комплектом элементов питания - не менее 2 шт.;

♦ компасы - не менее 2 шт.;

♦ репелленты в количестве, достаточном для ис­пользования на протяжении всего похода в соответствии с его продолжительностью и численностью группы;

♦ термометр уличный.

На протяжении всего туристского мероп­риятия (похода) руководители групп, а также со­провождающие детей и подростков взрослые

обязаны спланировать, организовать и обеспечи­вать:

♦ постоянный контроль состояния здоровья детей и подростков;

♦ соблюдение всеми участниками похода мер безопасности и санитарно-эпидемиологических требований;

♦ оперативную доврачебную помощь заболев­шим и травмированным.

2.2 Упаковка и хранение продуктов

Туристская группа должна быть обеспече­на продуктами, соответствующими меню, согла­сованному с медработником учебного заведения или специалистом медучреждения в количестве, достаточном для полноценного питания не менее трех раз в день. В том числе - не менее одного ежед­невного приема пищи с горячими первым и вто­рым блюдами.

Продукты, которые особенно боятся влаги, например сахар, соль, сухое молоко, помимо этого, следует уложить в непромокаемые мешочки. Растительное масло заливают в обыкновенные алюминиевые фляги. Хлеб также обязательно укладывают в матерчатые мешки. Сухари рекомендуется упаковывать в длинные узкие мешки, плотно прижимая один к другому, чтобы они не терлись и не дробились друг о друга. Соль лучше всего хранить так же, как сахар, но с одним дополнением. Консервные банки в специальной упаковке не нуждаются. В летнее время колбаса довольно быстро портится, поэтому рекомендуется обмазывать колбасу снаружи жиром или маслом, хранить ее в полиэтиленовом пакете и периодически осматривать.