Файл: Создание финансовопромышленных групп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У финансово-промышленных групп существует одна характерная особенность - это отсутствие формально закрепленной, организационной структуры. Границы той или иной ФПГ очерчиваются исследованием связей и зависимостью корпораций от состава пайщиков и их долей в акционерном капитале, состава членов правлений, советов директоров и т.д., характера и условий кредитных сделок, от систематических контрактных соглашений.[7, c.78]

Запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ существует из-за стремления максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.

В настоящее время основной структурообразующий элемент ФПГ - это финансово-кредитный институт.

Существует мнение, чтопо-настоящему эффективными и прочными могут стать лишь те ФПГ, которыеинициированы именно банками, а не группами промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные банки малопродуктивны. [9, c.91]

1.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка
Создание ФПГ отвечает, прежде всего, интересам государства. Последним получается возможность в обеспечение более высокого уровня эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но и интересы участников ФПГ в свою очередь совпадают с интересами государства.

В такой ситуации, очевидно, что в процессе создания ФПГ государством должна оказываться поддержка их становления и развития. При этом не только в форме предоставления дотаций и субсидий. [11, c.54]

Основным вопросом взаимодействия государства и ФПГ выступает определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, который обеспечивали бы положительный эффект.

В этой связи комплекс конкретных мер, который может положительно повлиять на организацию ФПГ, характеризуется следующим:

1. Погашением задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, которые подлежат ими к уплате в бюджеты. 

2. Отменой для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.

3. Зачетом убытков, которые понесли участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия. 


4. Разрешением продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.

5. Единовременным списанием затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, который уплачен поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, который подлежит уплате в бюджет.

6. Осуществлением экспортно-импортных операций предприятиями-участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен.

7. Наделением участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, которая производится в рамках ФПГ.

9. Образованием инвестиционных и стратегических фондов ФПГ и направление в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды. 

10. Созданием фондов ФПГ (медицинского страхования, социального страхования, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений. 

11. Допущением отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, которая направляется на инвестиции в отечественную экономику и подлежит налогообложению по действующему законодательству.[22, c.8]

При воплощении хотя бы некоторых мер, произойдет стимулирующее воздействие на формирование ФПГ в России. Создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах содействия государства процессу формирования и развития ФПГ.

Глава 2. Перспективы развития российских финансово-промышленных групп

2.1 Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп РФ
При анализе деятельность российских ФПГ можно выделить основные проблемы, характеризующиеся общеэкономическим, законодательным (правовым), организационно-структурным и концептуальным характером, которые присущи всем без исключения группам, и оказывающие непосредственное влияние на процесс их становления и функционирования.

Проблемы общеэкономического характера зависят от производственного, инвестиционного и финансового кризиса в стране.

Несмотря на то, что экономическое развитие России приобрело сегодня определенную устойчивость, следует не упускать из вида значительный спад ВВП. Поэтому остаются проблемы, которые связаны с сокращением платежеспособного спроса, что способствует усилению напряженности в межкорпоративных отношениях.

При наличии свободных мощностей ослабевает мотивация к поиску взаимоприемлемых уступок, и подталкивает к налаживанию собственного производства получаемой по кооперации продукции. [14, c.35]


Кроме того, центральная проблема как для российской экономики в целом, так для большинства финансово-промышленных промышленных групп в частности, является несоответствие реальных инвестиций тому их уровню, который обеспечивал бы масштабную модернизацию российской экономики. В свою очередь, данная проблема характеризуется тремя составляющими: слабостью банковского сектора, неразвитостью фондового рынка, истощением амортизационного потенциала производственных предприятий.

Слабость банковского сектора российской экономики выражена малым количеством мощных кредитно-финансовых организаций и слабой их заинтересованностью в инвестициях в реальный сектор. В России в настоящее время основа банковской системы страны - это средние и малые банки.

Таким образом, расчет на то, что банки могут выступать в качестве самостоятельных инвесторов или источников серьезных инвестиций в промышленность России и стран СНГ в ближайшем будущем абсолютно не возможно.[20, c.4]

При истощении амортизационного потенциала промышленных предприятий, сохраняющейся относительной слабости мотивации к использованию этого потенциала по назначению, оказывается непосредственное влияние на инвестиционную ситуацию в российской экономике. Стимулы использования средств для развития связаны напрямую с ожидаемой предпринимателями прибылью, а, следовательно, с общим состоянием дел в экономике.

Проблемы концептуального характера.  Яркой формой данных проблем выступает полное отсутствие ясно сформулированной стратегии государства по отношению к процессу развития ФПГ, отсутствие реальной государственной поддержки российских групп на фоне общеэкономического кризиса. В большинстве стран мира возникновению и развитию высоко интегрированных ФПГ способствует непосредственное участие и активная поддержка со стороны государства. Без этого данный процесс просто немыслим.

Государственная поддержка - основа становления любой из ФПГ, особенно актуальна после экономического спада, который поразил все отрасли народного хозяйства. Она была заложена во все документы, которые связаны с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента РФ [4] №2096 от 5.12.1993 г. (ред.от 22.06.2007).Особое место уделяется мерам государственной поддержки и в Федеральном законе «О финансово-промышленных группах» (ред.от 22.06.2007), а также в ряде президентских указов и правительственных постановлений. Но по факту, государственная поддержка в реальной деятельности ФПГ не реализуется.


Например, в рамках Федерального Закона предусмотрена возможность для банков-участников ФПГ, которые осуществляют в них инвестиционную деятельность, получать льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанком РФ не только не выполняется данное положение, но и вводятся все новые ограничения, которые направлены на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.

По разным причинам не выполняются и другие обязательства государства, которые изложены в Федеральном Законе. ФПГ не имеют права самостоятельного определения сроков амортизации и использования амортизационных отчислений, им не даются льготы и государственные гарантии по привлекаемым инвестициям, не освобождаются от налога дивиденды по акциям ФПГ, не снижаются налоги на прибыль банков при кредитовании участников ФПГ.[13, c.210]

Сложности, которые возникают на стадии официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходим неординарный экономический проект (организационный план), в котором нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Наличие идеального организационного плана вовсе не означает скорого признания со стороны регистрирующего органа - Минпромнауки РФ, так как требуется согласование с другими министерствами. Также могут быть потребованы экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.

Другой важной причиной, которая тормозит развитие ФПГ, - это отсутствие адекватной законодательной базы (госгарантии, залог, траст), которая облегчает привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ.

Неотработанность процедур и механизмов формирования и развития отражается и на деятельности межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп РФ.[20, c.4]

Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась уже достаточно развитая правовая база, которая регламентирует вопросы создания и работы ФПГ, вместе с тем она носит ограниченный характер. Например,

1. Федеральные Законы «Об акционерных обществах» и «Обществах с ограниченной ответственностью», антимонопольное законодательство, Гражданский и Налоговый Кодексы РФ не содержат ни одного слова о ФПГ.


2. опираясь на определение, финансово-промышленная группа не является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, которые предусмотрены ГК РФ. С другой стороны, ФПГ наделены отдельными элементами правосубъективности в правоотношениях, которые регулируют антимонопольное и налоговое законодательства. Так, статьей 4 Федерального Закона «О конкуренции и монопольной деятельности на товарных рынках» финансово-промышленная группа признается «группой лиц» или единым хозяйствующим субъектом.

Основными противоречиями с другими сферами Законодательства являются возможность и порядок ведения сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ, а также признания ФПГ группой консолидированных налогоплательщиков.

Все налоговые льготы, которые предоставляются ФПГ, из-за не разработанности процедуры их применения, не признаются налоговыми органами. Кроме того, возможность налогового консолидирования противоречит действующему общему Налоговому законодательству - консолидирование между разными юридическими лицами однозначно запрещено. Одновременно, Налоговым Кодексом [2, c.167] не проясняются следующие, достаточно важные для ФПГ вопросы:

  1. создание консолидированной группы налогоплательщиков с участием иностранных юридических лиц (что имеет место в транснациональных и межгосударственных ФПГ);

  2. создание Центральной компанией ФПГ и других участников ФПГ консолидированной группы налогоплательщиков, которая объединяет финансовый институт и промышленные предприятия;

  3. наименование документов, необходимых для создания и официального признания консолидированной группы налогоплательщиков.

Следует более подробно рассмотреть Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах»[5]. Отдельные нормы и положения Закона не соответствуют сложившимся за последние годы нормам, правилам и практике корпоративного, налогового, бюджетного и банковского регулирования.

  1. Рекомендации Федерального Закона «О ФПГ» о возложении функций центральной компании ФПГ на инвестиционный институт («Центральная компания ...как правило, является инвестиционным институтом...») могут иметь неоднозначные последствия. Само понятие инвестиционный институт не отражено в частях I и II Гражданского Кодекса РФ.

  2. Федеральным Законом предусматривается организационно-правовая форма Центральной компании «…допускается создание Центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза». Однако создать центральную компанию в организационно-правовой форме ассоциации достаточно проблематично, так как это означает невозможность непосредственного осуществления ею предпринимательской деятельности.Если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация согласно закону подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 121 ГК РФ)[1, c.243]. Опираясь на задачи формирования финансово- промышленных групп, трудно представить центральную компанию, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Следовательно, формирование центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли возможно, да и не целесообразно.

  3. При действующем Законодательстве банк не может быть участником сразу нескольких ФПГ. Государственной Думой была разработана поправка к Федеральному Закону, которая отменяет данное положение, но она не была одобрена Президентом.[12, c.65]

  4. В соответствии со Статьей 14 Федерального Закона, участниками финансово-промышленной группы несется солидарная ответственность по обязательствам Центральной компании финансово-промышленной группы, которые возникли в результате участия в деятельности финансово- промышленной группы. Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. Формируя ФПГ на основании договора о создании группы и учреждения центральной компании получается, что участниками ФПГ несется солидарная ответственность по обязательствам своего дочернего общества. При этом следует иметь в виду, что по гражданскому законодательству (п. 2 ст. 105 ГК РФ), солидарная ответственность основного общества установлена по конкретным сделкам дочернего, которые совершены при исполнении обязательных указаний основного общества. Если центральная компания создана в форме ассоциации, то положение о солидарной ответственности участников по обязательствам центральной компании противоречат норме п. 1 ст. 121 ГК РФ, согласно которой членами ассоциации несется субсидиарная ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, который предусмотрен учредительными документами ассоциации. [20, c.4]

  5. ФПГ холдингового типа, где полномочия центральной компании выполняет основное общество, является не чем иным, как холдинговой компанией, состав участников которой характеризуется банкам, кредитными организациями, иными инвестиционными институтами. Все отношения внутри ФПГ такого вида должны подчиняться правилам взаимоотношений основного и дочерних хозяйственных обществ. Закон о ФПГ данные отношения совсем не регламентирует, содержание Закона направлено на регулирование создания и деятельности ФПГ другого вида, которые основаны на договоре о создании ФПГ (простого товарищества) и учреждения центральной компании, делегирующей полномочия по ведению дел группы.

  6. Ликвидируя ФПГ остается нерешенным вопрос дальнейших действий центральной компании: подлежит ли она ликвидации или может продолжать свою деятельность, но уже исключив из своего наименования указание на функцию центральной компании ФПГ.[21, c.23]