Файл: 1. Понятие и система Особенной части уголовного права и уголовного законодательства. Соотношение Общей и Особенной частей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

84.Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Субъект этих преступлений.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Эти преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

– они совершаются специальными субъектами, исключение составляет ст. 291 УК РФ (дача взятки), где субъект общий;

– совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

– они посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Виды этих преступлений:

– злоупотребление должностными полномочиями

(ст. 285 УК РФ);

– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

– присвоение полномочий должностного лица (ст. 288

УК РФ);

– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

– получение взятки (ст. 290 УК РФ);

– дача взятки (ст. 291 УК РФ);

– служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

– халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях
, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке.
85.Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий.

В качестве основного объекта преступлениявыступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.Дополнительный объект– права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления –использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблениеммогут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.


При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными,необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторонавыражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект– специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286

УК РФ)

Объективная сторона –совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона– прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект– должностное лицо.

86.Взяточничество. Его разграничение с коммерческим подкупом.

Термин «взяточничество» в широком смысле включает в себя три самостоятельных, но близких состава преступления:

Получение взятки (ст. 290 УК);

Дача взятки (ст. 291 УК);

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК).

Объект преступления – нормальная деятельность органов власти и управления в центре и на местах. Нормальной является регламентированная нормативно-правовыми актами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.


Получение взятки – самое тяжкое из анализируемой группы преступлений. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает авторитет государственной власти, престиж государственной службы, создает у многих людей  впечатление  о  том,  что  все  их  желания  и,  прежде  всего,  те,  для  удовлетворения которых  нет  оснований,  могут  быть  удовлетворены  за  плату. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Статья 290 УК: Получение взятки

Объект - законная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет преступления – взятка, которая может быть следующих видов:

Деньги;

Ценные бумаги;

Иное имущество;

Услуги имущественного характера – предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи – оказываются безвозмездно, но должны подлежать оплате. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление  должностному  лицу  в  качестве  взятки  любых  имущественных  выгод,  в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита  с  заниженной  процентной  ставкой  за  пользование  им,  бесплатные  либо  по заниженной  стоимости  предоставление  туристических  путевок,  ремонт  квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)

Иные имущественные права. Имущественные права включают в свой состав как право на  имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица  юридически  закрепленной  возможности  вступить  во  владение  или  распорядиться чужим  имуществом  как  своим  собственным,  требовать  от  должника  исполнения  в  его пользу имущественных обязательств и др.


Взятка всегда имеет имущественный характер.

Размеры взятки:

Простая взятка (ч.1) – до 25 тыс. руб.;

Взятка в значительном размере (ч.2) – свыше 25 тыс.руб. до 150 тыс.руб.;

Взятка в крупном размере (п. «в» ч.5) – свыше 150 тыс.руб. до 1 млн.руб.;

Взятка в особо крупном размере (ч. 6) – свыше 1 млн.руб.

Объективная сторона – получение лично через посредника взятки за действия  (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Действия (бездействие), за которые дается взятка:

Такие действия входят в служебные полномочия.  Суть этой формы состоит в получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг его прав и полномочий (решение кадровых вопросов, распоряжение  денежными  средствами  и  кредитами,  взыскания  и  поощрения,  непроведение инвентаризаций и ревизий, сокрытие недостачи у подчиненных материальных ценностей и т.п.). Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Оно в силу положения может способствовать действиям – значимость и авторитет занимаемой должности, т.е. использование возможностей  воздействовать  на  других  лиц,  от  которых  зависит нужное для взяткодателя решение (связей, авторитета, взаимных услуг).

Общее покровительство – необоснованное повышение в должности, поощрения, способствование продвижению в службе.

Попустительство по службе – непринятие мер за упущения совершенные лицом. Попустительство также должно носить конкретный характер (непринятие мер по фактам недостач материальных ценностей, нереагирование на правонарушения, прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.).

Состав формальный, преступление окончено с момента получения взятки хотя бы в ее части. Получение  взятки  сконструировано  как  преступление  с  формальным  составом.  Оно окончено, когда должностное лицо получает обусловленную взятку. Если взятка не получена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, хотя предпринимались меры для ее вручения, содеянное образует покушение на получение взятки. Получение  взятки,  в  том  числе  через  посредника,  если  указанные  действия осуществлялись  в  условиях  оперативно-розыскного  мероприятия,  должны квалифицироваться  как  оконченное  преступление  вне  зависимости  от  того,  были  ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.