Файл: 1. Понятие и система Особенной части уголовного права и уголовного законодательства. Соотношение Общей и Особенной частей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления:

Должностное лицо. (прим к ст. 285 УК)

Иностранное должностное лицо. Под  иностранным  должностным  лицом  понимается  любое назначаемое  или избираемое  лицо,  занимающее  какую-либо  должность  в  законодательном, исполнительном,  административном  или  судебном  органе  иностранного  государства,  и любое  лицо,  выполняющее  какую-либо  публичную  функцию  для  иностранного государства,  в  том  числе  для  публичного  ведомства  или  публичного  предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

Должностное лицо публичной международной организации. К  должностным  лицам  публичной  международной  организации  относятся,  в частности,  члены  парламентских  собраний  международных  организаций,  участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

По ч. 3 ст. 290 УК предусмотрена ответственность за получение взятки за совершение незаконных действий. Этот  признак  повышает  опасность преступления  за  счет  того,  что  виновный  получает  взятку  за  действия  (бездействие), которые  сами  по  себе  являются  незаконными  и  должны  быть  пресечены.  Суть  этого признака  может  выражаться  двояко: 

а)  взятка  получается  виновным  за  неправомерные действия,  не  составляющие  преступления  (внеочередное  неосновательное  получение квартиры, сокрытие прогулов, явка на работу в состоянии опьянения, нереагирование на допущенные проступки и т.п.)

б) за взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, соучастие в хищении, сокрытие преступления). Во втором случае  –налицо совокупность преступлений.

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (часть 3 статьи 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.


По ч. 4 ст. 290 УК наказывается получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ, главой органа местного самоуправления. (Прим к ст. 285 раскрывает эти понятия)

По ч. 5 ст. 290 УК предусмотрена за получения взятки группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством взятки и получением взятки в крупном размере.

Группой лиц по предварительному сговору. Суть заключается в том, что получение взятки совершено группой лиц, образующих одну из форм соучастия. При этом получение взятки по предварительному сговору группой лиц будет налицо при следующих условиях:

в получении взятки должно участвовать не менее двух должностных лиц;

между ними должно быть достигнуто  соглашение  о  получении  взятки  до  ее  получения;

каждый  участник  группы должен  совершить  хотя  бы  часть  действий  в  пользу  взяткодателя  с  использованием служебных  полномочий

каждый  из  участников  должен  получить  какую-то  часть взятки (или взяток).

Вымогательство взятки - состоит  либо  в  требовании должностного  лица  дать  взятку  под  угрозой  ущемить  (нарушить)  правоохраняемые интересы взяткодателя, либо в поставлении  последнего в такие условия, при которых он вынужден  дать  взятку  для  предотвращения  или  прекращения  нарушения  его  законных интересов.  Так,  например,  как  вымогательство  взятки  расценивается  требование  взятки под угрозой привлечения к уголовной ответственности и ареста за мнимое преступление.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя (уволить за систематические нарушения  трудовой  дисциплины,  передать  материал  о  преступлении  в  прокуратуру  и т.п.). Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкрепляя это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Для  квалификации  содеянного  по  п.  «б»  части  5  статьи  290  УК  не  имеет  значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у  лица,  передавшего  взятку  или  предмет  коммерческого  подкупа,  имелись  основания опасаться  осуществления  этой  угрозы  (например,  следователь,  зная,  что  уголовное  дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому  направить  дело  с  обвинительным  заключением  прокурору,  а,  получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).


По  пункту  «б»  части  5  статьи  290  УК  следует  квалифицировать  получение  и  в  том случае,  когда  вымогательство  с  согласия  или  по  указанию  должностного  лица осуществлялось  другим  лицом,  не  являющимся  получателем  взятки  либо  предмета коммерческого  подкупа.  Действия  последнего  при  наличии  оснований  должны оцениваться  как  посредничество  во  взяточничестве  по  соответствующей  части  статьи 291. 1 УК.

По ч. 6 ст. 290 УК наказывается получение взятки в особо крупном размере.

Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо – получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту «в» части 5 статьи 290 УК РФ.

Разграничение взяточничества от коммерческого подкупа

 

Коммерческий подкуп

Взяточничество

Родовой объект

Экономика

Государственная власть

Непосредственный объект

Нормальное функционирование коммерческих и иных организаций

Нормальное функционирование органов власти и управления в центре и на местах

Предмет

Предмет (незаконное вознаграждение) коммерческого подкупа

Взятка

Субъект

Лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации

Должностное лицо


87.Служебный подлог и его разграничение с другими преступлениями в сфере обращения с документами.

Объектом преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.


Предмет преступления – официальные документы, т. е. документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Объективная сторона состоит:

– во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений. В этом случае документ имеет все признаки подлинного, но в него вносятся заведомо ложные сведения, т. е. имеет место интеллектуальный подлог;

– во внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В этом случае в документ вносятся исправления путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

Состав преступления – формальный – считается оконченным с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи действий вне зависимости от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – действия с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Субъект преступления – специальный:

– должностное лицо;

– государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Для состава преступления необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то деяние может при определенных условиях квалифицироваться по ст. 327 УК РФ как преступление против порядка управления.


В тех случаях, когда виновный использует подделанный им документ для совершения еще какого-либо преступления, уголовная ответственность наступает по совокупности – за служебный подлог и за совершенное с использованием поддельного документа преступление. Так, использование должностным лицом изготовленного им заведомо фиктивного документа при совершении хищения надлежит квалифицировать по совокупности как служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и хищение (ч. 2 ст. 160 УК РФ).

Нередко служебный подлог предшествует мошенничеству, совершенному с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 159 УК РФ), и образует с ним совокупность.
88.Халатность.

Халатность (ст. 293 ук рф)

Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Непосредственным объектом преступной халатности является порядок исполнения должностным лицом своих обязанностей. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье другого человека (в ч. 2 и 3 ст. 293 УК). Объективная сторона характеризуется: 1) деянием - действием или бездействием (неисполнение или ненадлежащее исполнение должност­ным лицом своих обязанностей), 2) вредными последствиями (причи­нение крупного ущерба) и 3) причинной связью между указанными дея­ниями и последствиями. Неисполнение должностным лицом своих обязанностей совершает­ся путем бездействия. Ненадлежащее их исполнение возможно как пу­тем действия, так и бездействия. Ключевым моментом определения объективной стороны данно­го состава является установление двух обстоятельств: 1) были ли возло­жены на должностное лицо служебные обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло существенное наруше­ние прав и интересов граждан или организаций либо охраняемых зако­ном интересов общества или государства и 2) имело ли соответствующее должностное лицо реальную возможность (как объективно, так и субъ­ективно) для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Субъект преступления - должностное лицо. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной (как в виде легкомыслия, так и небрежности). Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (неис­полнения или недобросовестного исполнения своих служебных обязан­ностей), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчиты­вало на предотвращение этих последствий, либо не предвидело насту­пление указанных последствий, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть.