Файл: Физиология и эргономическое проектирование рабочего места санитарки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д.СЕРИКБАЕВА

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту
по дисциплине «Физиология, психология труда и эргономика в производственных процессах »

Тема: Физиология и эргономическое проектирование рабочего места санитарки


Выполнил

студент группы

Карачевцева Ю.Г

подпись, дата
Руководитель

Старший преподаватель Васильева О.Ю

ШНоЗиОС подпись, дата

Усть-Каменогорск
2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1 Эргономическое проектирование

4

1.1 Эргономические требования к организации рабочего места санитарки

4

1.2 Эргономическое оборудование и приспособления для перемещения пациентов

5

2 Психологические и физиологические особенности трудовой деятельности санитарки

8

3 Обязательные показатели антропометрии в сестринском деле

10

3.1 Определение массы тела пациента

10

3.2 Определение роста взрослого человека

11

3.3 Определение окружности грудной клетки пациента

12

4 Охрана труда при работе санитарки

13

4.1 Опасные и вредные производственные факторы

13

4.2 Пожарная безопасность на рабочем месте

14

4.3 Требования охраны труда перед началом работы санитарки

14

4.4 Требования охраны труда во время работы санитарки

15

4.5 Требования охраны труда в аварийных ситуациях

17

4.6 Требования охраны труда по окончании работы санитарки

18

4.7 Профессиональные заболевания и травматизм на рабочем месте санитарки

19

5. Расчетная часть

21

5.1 Расчет тяжести труда санитарки

21

5.2 Расчет напряженности труда санитарки

23

5.3 Расчет рационального режима труда и отдыха для санитарки

25

6 Мероприятия по улучшению эргономики рабочего места санитарки

29

Заключение

33

Список использованных источников

34



Введение
Организация работы любого стационара направлена на то, чтобы создать безопасную среду как для самих пациентов, так и для медицинских работников. Труд санитарки относится к 1 категории напряженности. Он характеризуется с физической утомляемостью, воздействием высоких концентраций лекарственных и токсических веществ, вероятностью заражения инфекционными заболеваниями, нервно-эмоциональным перенапряжением. Что касается физических перегрузок, которые испытывают санитарки лечебно-профилактических учреждений, то им до последнего времени не придавалось должного значения. Особенно велики эти нагрузки у персонала, работающего с пациентами, лишенными возможности осуществлять самоуход. Так, во время работы санитарки нередко приходится поднимать, перемещать пациента, находиться в вынужденной позе в течение длительного времени, а значит подвергать большим нагрузкам опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник.

Предметом исследования является условия работы и типовое рабочее место санитарки.

Цель курсового проекта заключается в эргономическом проектировании рабочего места санитарки, с выбором рациональных мероприятий.

Задачи курсового проекта:

- провести обзор проектирование рабочего места санитарки;

- определить санитарно-гигиенические требования и требования техники безопасности и охраны труда, применимые к условиям труда и рабочему месту санитарки;

- определить психологические и физиологические особенности трудовой деятельности санитарки;

- оценить тяжесть и напряженность работ, выполняемых санитаркой;

- разработать мероприятия для эргономического проектирования рабочего места санитарки.

1 Эргономическое проектирование

1.1 Эргономические требования к организации рабочего места санитарки

Рабочим местом санитарки является моечная, которая оборудуется раковинами для замачивания и мытья посуды, шкафами и стеллажами для хранения посуды, столами, сушильными шкафами, устройством для ополаскивания посуды, сборником для очищенной воды. Желательна подводка очищенной воды по трубопроводу. Моечная должна, быть обеспечена моющими средствами, оснащена ершами, щетками, поддонами для сушки посуды [1].

Разработаны правила обработки, хранения уборочного инвентаря, оборудования, средств. Они включают:

- маркировку, не только цветовую, но и детальную (надписи «для стен», «пола», «санузла»);


- весь инвентарь применяют строго по назначению;

- в помещении (не менее 4 м. кв.) должна присутствовать система дезинфекции, обеззараживания, стирки, сушки;

- санитарные комнаты обустраивают: раковиной; выводами с низкими кранами для забора воды; местом для хранения мусора, использованных материалов (Рисунок 1).



Рисунок 1 - Комната уборочного инвентаря

В санитарной комнате (6-8 м2) готовятся маточные и рабочие растворы дезинфектантов (например, 10% маточный раствор хлорной извести), хранится уборочный инвентарь и производится дезинфекция подкладных суден, мочеприемников, уборочного инвентаря, ветоши, подкладных клеенок.

Уборка помещения, предметов обстановки производится 2 раза в день с применением дезинфицирующих средств:

- 1 % раствора хлорамина;

- 1 % раствора хлорной извести;

- 0,5 % раствора гипохлорита кальция.

Судна и мочеприемники замачиваются в специальных раздельных емкостях в 1 % растворе хлорамина на 120 минут. Затем ополаскиваются проточной водой, и хранятся на специальных полках с маркировкой «чистые судна», «чистые мочеприемники».

Подкладные клеенки замачивают в специальной емкости в 1 % растворе хлорамина на 60 минут, или протирают двукратно с интервалом 15 минут ветошью, смоченной 1 % раствором хлорамина.

Ветошь для протирания мебели:

а) погружают в один из растворов на 60 минут после использованием:

- 1 % раствор хлорамина;

- 0,5 % раствор гипохлорита кальция;

затем прополаскивают, высушивают и хранят в специальной емкости с маркировкой «чистая ветошь».

б) или кипятят в 2 % содовом растворе – 15 минут;

в) или кипятят в дистиллированной воде – 30 минут.

Уборочный инвентарь (маркированный) для мытья полов коридора погружают в раствор, затем промывают и сушат:

- 1 % раствор хлорамина – 60 минут;

- 0,05 % раствор гипохлорита кальция – 60 минут;

- 1 % раствор хлорной извести.

1.2 Эргономическое оборудование и приспособления для перемещения пациентов

Санитарка, владеющая эргономическими технологиями, максимально использует в практике ухода за пациентами различное оборудование и приспособления для поднятия и перемещения пациента. При любой возможности она избегает чрезмерных физических нагрузок и только в исключительных случаях, вынужденно, она прибегает к подъему и перемещению больного вручную, применяя различные эргономические приемы для перемещения пациента [2].


К эргономическому оборудованию и приспособлениям для подъема и перемещения пациента относятся:

- Скользящая двухсторонняя простыня. Мед. приспособление из спец. прочной ткани размерами 180х60 см, обладающей низким трением и способностью к легкому скольжению по различным сухим и влажным поверхностям. Используется для уменьшения чрезмерной физ. нагрузки при перемещении пациента в горизонтальной плоскости в пределах кровати, для изменения положения в постели, перемещения с поверхности на поверхность и эффективно облегчает труд санитарки;

- Скользящая двухсторонняя простыня малых размеров. Мед. приспособление, являющаяся аналогом макси-простыни. Имеет меньшие размеры 120х60 см. Эта двухсторонняя скользящая простыня также изготавливается из спец. ткани, обладающей прочностью, низким трением и способностью к легкому скольжению. Используется для уменьшения физ. нагрузки при перемещении пациента в горизонтальной плоскости в пределах кровати и для перекладывания с поверхности на поверхность пациента с весом не менее 60 кг.

- Скользящий мягкий рукав больших размеров. Макси-трансфер, изготовлен в виде трубы из спец. тканей и поролона. Обладает способностью к хорошему скольжению. Применяется для перемещения пациента в горизонтальном положении с одной поверхности на другую, находящуюся на том же уровне.

- Скользящий мягкий рукав небольших размеров. Изготовлен из мягких тканей и поролона, обладает способностью скольжения по разным поверхностям. Он может быть снабжен 4-мя ручками-креплениями или использоваться без них. Из-за высокой способности к скольжению, эффективному уменьшению физ.нагрузок на санитарку, простоты изготовления в практической медицине макси-тьюб называется "салазками". Служит для перемещения больного к изголовью кровати с посторонней помощью или для самостоятельного перемещения пациента.

- Удерживающий пояс. Эргономическое приспособление, представляющее собой многослойный пояс с 4-мя ручками креплениями и замком. В зависимости от размера талии пациента используют малый, средний или большой удерживающий пояс. Он необходим для уменьшения физ.нагрузки на санитарку при перемещении и передвижении пациента.

- Мягкие эргономические носилки. Для подъема и перемещения больного - это особо прочное мягкое изделие, изготовленное из спец. ткани и поролона, снабженное с двух сторон 6-ю ручками-креплениями. Используется для подъема и перемещения пациента в условиях "скорой помощи", в стационаре для перемещения с кровати на каталку или манипуляционный стол в горизонтальном положении, с каталки в ванну или душ и наоборот, на каталку с различных поверхностей, с пола при падении больного. Эргономические носилки удобны при уходе за т/б на дому.


- Эргономическая лесенка. Приспособление, изготовленное из деревянных брусков и прочного шнура. Используется для самостоятельного плавного перемещения из положения "лежа" в положение "сидя", плавного самостоятельного укладывания пациента в постели.


2 Психологические и физиологические особенности трудовой деятельности санитарки

Санитарка-палатная всегда производит на больного определенное впечатление, которое и является основой дальнейшего взаимодействия. В процессе этого взаимодействия она в равной степени способна воздействовать как на психику, так и на соматику пациента положительно и отрицательно [3].

Поэтому медицинскому работнику всегда следует помнить о том, что неудовлетворенность больного человека в ожидании помощи, поддержки и заботы часто проявляется в изменении психического состояния пациента. В свою очередь, психологическое состояние пациента имеет решающее значение для врача, определяет развитие и успех лечебных действий.

Специфика профессионального труда медработника состоит в следующем:

- труд ориентирован на больного человека, и его чрезвычайная сложность определяется особенностями функционирования физиологических систем человека в период заболевания, а также нарушением социальных связей. В отличие от здорового личность больного изменяется и дополняется теми особенностями, которые привносит болезнь.

- поведение санитарки оказывает влияние на течение болезни и состояние больного, и тем самым ее профессиональное общение соотнесено с такими факторами профессиональной деятельности, влияющими на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры.

- отсутствие у санитарки знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально непригодной.

Труд санитарок характеризуется значительными физическими нагрузками и психоэмоциональным напряжением, отмечен также высокий уровень заболеваемости данной профессиональной группы.

Было проведено обследование. В качестве испытуемых приняли участие 15 санитарок в возрасте от 25 до 45 лет и с различным производственным стажем от 3 до 25 лет. Средний возраст испытуемых составил 34,8 ±2,1; средний стаж - 12,6 ± 3,7 лет. Влияние производственных нагрузок оценивали по характеру изменения психофизиологического состояния организма после рабочей смены, а также после стрессовых рабочих ситуаций и в конце рабочего месяца. Анализировали функциональное состояние сердечно-сосудистой, центральной нервной и психоэмоциональной систем при помощи компьютерной кардиоинтервалографии, измерения показателей ЧСС и АД после локальной статической нагрузки , компьютерной регистрации психомоторных реакций. В качестве стрессовых ситуаций отмечены следующие: конфликт с непосредственным руководителем; отсутствие оплаты сверхурочных в расчетной ведомости; конфликт с «трудным» подростком; лабораторные манипуляции с грудным ребенком; появление аллергических реакций на медикаменты у пациентов; возникновение осложнений основного заболевания и т. д. Так, были выявлены изменения показателей работы сердца после локальной статической нагрузки в конце рабочей смены (табл.1).