Файл: Физиология и эргономическое проектирование рабочего места санитарки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1- Изменения показателей в конце рабочей смены.

Этапы исследования

Психомоторные тесты

1

2

3

4

5

6

Начало смены

290.7 ± 12.30

470.12 ± 13.02

503.17 ± 15.40

364.33 ± 19.80

375.07 ± 19.50

1481.08 ± 34.20

Конец смены

331.06 ± 15.20

413.17 ± 14.20

528.47 ± 22.02

486.31 ± 20.40

341.80 ± 15.40

1700.14 ± 40.50

P до и после смены

< 0.05

< 0.05

> 0.5

< 0.05

> 0.5

< 0.05


Таким образом, данные исследования свидетельствуют об определенной степени физического и психоэмоционального напряжения организма в процессе трудовой деятельности санитарки. Психофункциональные показатели у них свидетельствуют о высокой «цене адаптации» сердечно-сосудистой и центральной нервной систем к производственным нагрузкам [4]. Под «ценой» адаптационного процесса обычно понимается степень напряжения регуляторных систем, которая необходима для обеспечения адаптивной деятельности человека. Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных резервов организма приводят, как правило, к их перенапряжению. Срыв адаптации, как следствие, ведет к невротическим и соматическим нарушениям функций организма. Для сохранения здоровья санитарок в процессе их трудовой деятельности необходима разработка и внедрение средств психофизической коррекции организма. Большое внимание следует уделять методам регуляции стрессовых состояний организма, в том числе релаксационным психофизическим упражнениям.
3 Обязательные показатели антропометрии в сестринском деле

Для диагностики нарушений здоровья санитарка проводит антропометрическое обследование, которое позволит определить степень удовлетворенности у пациента потребностей есть и пить.

Антропометрия – оценка телосложения человека путем измерения ряда параметров
, из которых основными (обязательными) выступают измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки. (Рисунок 2). Санитарка регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного [5].



Рисунок 2 - Обязательные антропометрические параметры.

а) определение роста; б) определение веса; в) определение окружности грудной клетки

3.1 Определение массы тела пациента

Необходимое оснащение: медицинские весы, салфетки одноразовые.

Измерять массу тела (вес) больного следует утром, после посещения им туалета (после освобождения кишечника и опорожнения мочевого пузыря) и до завтрака.

Порядок выполнения процедуры:

- подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

- открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении», должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой части весов. - закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви) в центр площадки весов.

- открыть затвор и определить массу больного, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

- закрыть затвор.

- помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

- записать данные измерения.

Сегодня в клинической практике широко применяют расчёт так называемого индекса массы тела (ИМТ), или индекса Кетле, который в определённом смысле можно считать весоростовым показателем. ИМТ вычисляется по формуле: ИМТ = масса тела (кг) / рост (м) х рост (м). Идеальный ИМТ – 24 кг/м2. При таком ИМТ показатель смертности человека минимален. ИМТ более 30 кг/м2 свидетельствует об ожирении, менее 18 кг/м2– о недостаточной массе тела [6].
3.2 Определение роста взрослого человека

Необходимое оснащение: ростомер, салфетки одноразовые (желательно).

Порядок выполнения процедуры:

- подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

- поднять планку ростомера и предложить больному встать (без обуви) на площадку ростомера.

- поставить больного на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.


- пустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале рост пациента по нижнему краю планки.

- помочь больному сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

3.3 Определение окружности грудной клетки пациента

Необходимое оснащение: измерительная мягкая сантиметровая лента, 70% раствор спирта.

Порядок выполнения процедуры:

- поставить больного в удобное для измерения положение (измерять по возможности стоя).

- наложить измерительную ленту следующим образом: сзади туловища – на уровне нижних углов лопаток, спереди – у мужчин на уровне сосков, у женщин – на уровне IV ребра над молочными железами.

- снять показания с сантиметровой ленты во время «покоя» и при необходимости допуская движение сантиметровой ленты – при максимальном вдохе и выдохе больного.

- продезинфицировать спиртом измерительную ленту.


4 Охрана труда при работе санитарки

4.1 Опасные и вредные производственные факторы

В процессе работы на санитарку могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- повышенная психологическая нагрузка;

- вредные вещества в воздухе рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- движущиеся транспортные средства;

- физические перегрузки;

- едкие или вредные для организма вещества.

Санитарка с учетом воздействующих опасных и вредных производственных факторов должна быть обеспечена средствами индивидуальной защиты, в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (табл. 2).

Таблица 2- Обеспечение средствами индивидуальной защиты.

Наименование работ

СИЗ

При занятости санитаркой:

1.Фартук ПВХ с нагрудником Бм

2. Перчатки трикотажные Ми

3. Перчатки резиновые Бм, Ви

При влажной уборке и дезинфекции помещений дополнительно:

1. Халат х/б ЗМи

2. Головной убор из хлопчатобумажной ткани

3. Туфли цельнорезиновые В

При работе с дезинфицирующими средствами:

1. Нарукавники ПВХ Бм

2. Фартук ПВХ с нагрудником Бм

3. Очки защитные О или щиток защитный лицевой НБХ 

4. Респиратор



4.2 Пожарная безопасность

Санитарка должна выполнять следующие требования пожарной безопасности:

- знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

- курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;

- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Запрещается:

- хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

- применять керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также с аккуратностью использовать утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, соблюдая при этом правила противопожарной безопасности;

- отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления;

- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

- загромождать вещами и оборудованием проходы, двери, запасные выходы.

Санитарка должна контролировать выполнение требований пожарной безопасности пациентами.

4.3 Требования охраны труда перед началом работы санитарки

Заступая на дежурство, санитарка должна проверить:
- исправность и надежность крепления дверных ручек и фиксаторов дверей, предохранительных устройств и других приспособлений;
- исправность систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, внутреннего оборудования;
- исправность оборудования;
- наличие огнетушителей, средств индивидуальной защиты, медицинской аптечки;
- наличие и исправность белья и инвентаря, инструментов, приспособлений;
- наличие и исправность столовых приборов, развозной тележки, разносных судков, подносов, инвентаря посудомоечного отделения;
- наличие необходимого количества уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, мыла и полотенец.

Перед началом работы работники должны надеть полагающуюся им исправную санитарную и специальную форменную одежду и другие средства индивидуальной защиты, привести их в порядок:
- застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;
- заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали;
- подобрать волосы под шапочку, косынку.
Запрещается закалывать одежду булавками, иголками, держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
При уходе с работы санитарная одежда снимается. Не допускается носить расстегнутую специальную одежду и с подвернутыми рукавами. Закрепленные за работником специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру и росту.


Перед началом работы необходимо внешним осмотром проверить:
- достаточность освещения рабочей поверхности;
- отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
- наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения нагревательных поверхностей оборудования;
- отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг применяемого оборудования;
- отсутствие трещин, вздутия, значительных утолщений стенок сосудов, пропусков в сварочных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрывов прокладки и т.п. в варочном оборудовании;
- состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости);
- отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях производственных столов;
- исправность применяемого инвентаря, приспособлений и инструмента (поверхности разделочных досок, ручки совков, лопаток и т.п. должны быть чистыми, гладкими, без сколов, трещин и заусениц; рукоятки ножей должны быть плотно насаженными, нескользкими и удобными для захвата, имеющими необходимый упор для пальцев руки, не деформирующимися от воздействия горячей воды; полотна ножей должны быть гладкими, отполированными, без вмятин и трещин).

Обо всех замеченных недостатках и неисправностях сообщать администрации для их устранения.
Приступать к работе следует только после устранения неисправностей и недостатков.

4.4 Требования охраны труда во время работы санитарки

Во время работы младший медицинский персонал обязан:
­ выполнять только ту работу, которая поручена руководителем; содержать в чистоте помещения в течение всего рабочего дня; при уборке помещений пользоваться щеткой, совком, тряпкой и т.п., не допускается производить уборку мусора и отходов непосредственно руками;

- перед мытьем полов следует убедиться, что на нем нет осколков стекла или других режущих предметов;

- при мытье полов избегать расплескивания воды и соблюдать меры предосторожности при ходьбе по скользкой поверхности;

- перед тем, как передвинуть мебель, оборудование и др. необходимо убрать с их поверхности предметы, которые могут упасть.

- уборку помещений, в которых находится включенная аппаратура, производить с мерами предосторожности, исключающими соприкосновение с аппаратурой и подключенными к ней проводами.

- при выполнении работ с приставных лестниц или лестниц-стремянок руководствоваться требованиями «Инструкции по охране труда при выполнении работ с приставных лестниц и лестниц-стремянок». Не допускается пользоваться вместо лестниц случайными подставками (столами, ящиками и т.п.);