Файл: Физиология и эргономическое проектирование рабочего места санитарки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1- Изменения показателей в конце рабочей смены.
Этапы исследования | Психомоторные тесты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Начало смены | 290.7 ± 12.30 | 470.12 ± 13.02 | 503.17 ± 15.40 | 364.33 ± 19.80 | 375.07 ± 19.50 | 1481.08 ± 34.20 |
Конец смены | 331.06 ± 15.20 | 413.17 ± 14.20 | 528.47 ± 22.02 | 486.31 ± 20.40 | 341.80 ± 15.40 | 1700.14 ± 40.50 |
P до и после смены | < 0.05 | < 0.05 | > 0.5 | < 0.05 | > 0.5 | < 0.05 |
Таким образом, данные исследования свидетельствуют об определенной степени физического и психоэмоционального напряжения организма в процессе трудовой деятельности санитарки. Психофункциональные показатели у них свидетельствуют о высокой «цене адаптации» сердечно-сосудистой и центральной нервной систем к производственным нагрузкам [4]. Под «ценой» адаптационного процесса обычно понимается степень напряжения регуляторных систем, которая необходима для обеспечения адаптивной деятельности человека. Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных резервов организма приводят, как правило, к их перенапряжению. Срыв адаптации, как следствие, ведет к невротическим и соматическим нарушениям функций организма. Для сохранения здоровья санитарок в процессе их трудовой деятельности необходима разработка и внедрение средств психофизической коррекции организма. Большое внимание следует уделять методам регуляции стрессовых состояний организма, в том числе релаксационным психофизическим упражнениям.
3 Обязательные показатели антропометрии в сестринском деле
Для диагностики нарушений здоровья санитарка проводит антропометрическое обследование, которое позволит определить степень удовлетворенности у пациента потребностей есть и пить.
Антропометрия – оценка телосложения человека путем измерения ряда параметров
, из которых основными (обязательными) выступают измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки. (Рисунок 2). Санитарка регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного [5].
Рисунок 2 - Обязательные антропометрические параметры.
а) определение роста; б) определение веса; в) определение окружности грудной клетки
3.1 Определение массы тела пациента
Необходимое оснащение: медицинские весы, салфетки одноразовые.
Измерять массу тела (вес) больного следует утром, после посещения им туалета (после освобождения кишечника и опорожнения мочевого пузыря) и до завтрака.
Порядок выполнения процедуры:
- подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.
- открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении», должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой части весов. - закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви) в центр площадки весов.
- открыть затвор и определить массу больного, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.
- закрыть затвор.
- помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.
- записать данные измерения.
Сегодня в клинической практике широко применяют расчёт так называемого индекса массы тела (ИМТ), или индекса Кетле, который в определённом смысле можно считать весоростовым показателем. ИМТ вычисляется по формуле: ИМТ = масса тела (кг) / рост (м) х рост (м). Идеальный ИМТ – 24 кг/м2. При таком ИМТ показатель смертности человека минимален. ИМТ более 30 кг/м2 свидетельствует об ожирении, менее 18 кг/м2– о недостаточной массе тела [6].
3.2 Определение роста взрослого человека
Необходимое оснащение: ростомер, салфетки одноразовые (желательно).
Порядок выполнения процедуры:
- подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.
- поднять планку ростомера и предложить больному встать (без обуви) на площадку ростомера.
- поставить больного на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.
- пустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале рост пациента по нижнему краю планки.
- помочь больному сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.
3.3 Определение окружности грудной клетки пациента
Необходимое оснащение: измерительная мягкая сантиметровая лента, 70% раствор спирта.
Порядок выполнения процедуры:
- поставить больного в удобное для измерения положение (измерять по возможности стоя).
- наложить измерительную ленту следующим образом: сзади туловища – на уровне нижних углов лопаток, спереди – у мужчин на уровне сосков, у женщин – на уровне IV ребра над молочными железами.
- снять показания с сантиметровой ленты во время «покоя» и при необходимости допуская движение сантиметровой ленты – при максимальном вдохе и выдохе больного.
- продезинфицировать спиртом измерительную ленту.
4 Охрана труда при работе санитарки
4.1 Опасные и вредные производственные факторы
В процессе работы на санитарку могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- повышенная психологическая нагрузка;
- вредные вещества в воздухе рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- отсутствие или недостаток естественного света;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- движущиеся транспортные средства;
- физические перегрузки;
- едкие или вредные для организма вещества.
Санитарка с учетом воздействующих опасных и вредных производственных факторов должна быть обеспечена средствами индивидуальной защиты, в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (табл. 2).
Таблица 2- Обеспечение средствами индивидуальной защиты.
Наименование работ | СИЗ |
При занятости санитаркой: | 1.Фартук ПВХ с нагрудником Бм |
2. Перчатки трикотажные Ми | |
3. Перчатки резиновые Бм, Ви | |
При влажной уборке и дезинфекции помещений дополнительно: | 1. Халат х/б ЗМи |
2. Головной убор из хлопчатобумажной ткани | |
3. Туфли цельнорезиновые В | |
При работе с дезинфицирующими средствами: | 1. Нарукавники ПВХ Бм |
2. Фартук ПВХ с нагрудником Бм | |
3. Очки защитные О или щиток защитный лицевой НБХ | |
4. Респиратор |
4.2 Пожарная безопасность
Санитарка должна выполнять следующие требования пожарной безопасности:
- знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
- курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Запрещается:
- хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
- применять керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также с аккуратностью использовать утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, соблюдая при этом правила противопожарной безопасности;
- отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления;
- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
- загромождать вещами и оборудованием проходы, двери, запасные выходы.
Санитарка должна контролировать выполнение требований пожарной безопасности пациентами.
4.3 Требования охраны труда перед началом работы санитарки
Заступая на дежурство, санитарка должна проверить:
- исправность и надежность крепления дверных ручек и фиксаторов дверей, предохранительных устройств и других приспособлений;
- исправность систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, внутреннего оборудования;
- исправность оборудования;
- наличие огнетушителей, средств индивидуальной защиты, медицинской аптечки;
- наличие и исправность белья и инвентаря, инструментов, приспособлений;
- наличие и исправность столовых приборов, развозной тележки, разносных судков, подносов, инвентаря посудомоечного отделения;
- наличие необходимого количества уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, мыла и полотенец.
Перед началом работы работники должны надеть полагающуюся им исправную санитарную и специальную форменную одежду и другие средства индивидуальной защиты, привести их в порядок:
- застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;
- заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали;
- подобрать волосы под шапочку, косынку.
Запрещается закалывать одежду булавками, иголками, держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
При уходе с работы санитарная одежда снимается. Не допускается носить расстегнутую специальную одежду и с подвернутыми рукавами. Закрепленные за работником специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру и росту.
Перед началом работы необходимо внешним осмотром проверить:
- достаточность освещения рабочей поверхности;
- отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
- наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения нагревательных поверхностей оборудования;
- отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг применяемого оборудования;
- отсутствие трещин, вздутия, значительных утолщений стенок сосудов, пропусков в сварочных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрывов прокладки и т.п. в варочном оборудовании;
- состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости);
- отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях производственных столов;
- исправность применяемого инвентаря, приспособлений и инструмента (поверхности разделочных досок, ручки совков, лопаток и т.п. должны быть чистыми, гладкими, без сколов, трещин и заусениц; рукоятки ножей должны быть плотно насаженными, нескользкими и удобными для захвата, имеющими необходимый упор для пальцев руки, не деформирующимися от воздействия горячей воды; полотна ножей должны быть гладкими, отполированными, без вмятин и трещин).
Обо всех замеченных недостатках и неисправностях сообщать администрации для их устранения.
Приступать к работе следует только после устранения неисправностей и недостатков.
4.4 Требования охраны труда во время работы санитарки
Во время работы младший медицинский персонал обязан:
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем; содержать в чистоте помещения в течение всего рабочего дня; при уборке помещений пользоваться щеткой, совком, тряпкой и т.п., не допускается производить уборку мусора и отходов непосредственно руками;
- перед мытьем полов следует убедиться, что на нем нет осколков стекла или других режущих предметов;
- при мытье полов избегать расплескивания воды и соблюдать меры предосторожности при ходьбе по скользкой поверхности;
- перед тем, как передвинуть мебель, оборудование и др. необходимо убрать с их поверхности предметы, которые могут упасть.
- уборку помещений, в которых находится включенная аппаратура, производить с мерами предосторожности, исключающими соприкосновение с аппаратурой и подключенными к ней проводами.
- при выполнении работ с приставных лестниц или лестниц-стремянок руководствоваться требованиями «Инструкции по охране труда при выполнении работ с приставных лестниц и лестниц-стремянок». Не допускается пользоваться вместо лестниц случайными подставками (столами, ящиками и т.п.);