Файл: Физиология и эргономическое проектирование рабочего места санитарки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 5 относятся к классу 2. Учитывая пояснения (при наличии 2-х и более показателей класса 2, общая оценка повышается на одну степень), окончательная оценка тяжести трудового процесса санитарки - класс 3.1.
5.2 Расчет напряженности труда санитарки
Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса «.
Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
Проведем оценку напряженности трудового процесса санитарки и внесем данные в протокол (табл.5).
1. Нагрузки интеллектуального характера
1.1 «Содержание работы» - 1 класс.
1.2 «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» – 2 класс.
1.3 «Распределение функций по степени сложности задания» - 1 класс.
1.4 «Характер выполняемой работы» - 1 класс.
2.Сенсорные нагрузки
2.1 «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» – 1 класс.
2.2 «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» - 1 класс.
2.3 «Число производственных объектов одновременного наблюдения» - 1 класс.
2.4 «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» - 1 класс.
2.5 «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - 1 класс.
2.6 «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)» - 1 класс.
2.7 «Нагрузка на слуховой анализатор» - 1 класс.
2.8 «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)» - 1 класс.
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» -1 класс.
3.2 «Степень риска для собственной жизни» - 1 класс.
3.3 «Степень ответственности за безопасность других лиц» - 1 класс.
-
Монотонность нагрузок
4.1 «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - 1 класс.
4.2 «Продолжительность (в сек.) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» – 2 класс.
4.3 «Время активных действий (в % к продолжительности смены)» - 1 класс.
4.4 «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» - 1 класс.
5. Режим работы
5.1 «Фактическая продолжительность рабочего дня» – 2 класс.
5.2 «Сменность работы» - 1 класс.
5.3 «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)» - 1 класс.
Краткое описание выполняемой работы санитарки: осуществляет уход за лежачими больными, содержит чистоту палат, коридоров и кабинетов отделения.
Таблица 5 - Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса санитарки
Показатели | Класс условий труда | ||||
| 1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 |
1. Интеллектуальные нагрузи | |||||
1.1 | + | | | | |
1.2 | | + | | | |
1.3 | + | | | | |
1.4 | + | | | | |
2. Сенсорные нагрузки | |||||
2.1 | + | | | | |
2.2 | + | | | | |
2.3 | + | | | | |
2.4 | + | | | | |
2.5 | + | | | | |
Продолжение табл.5
2.6 | + | | | | |
2.7 | + | | | | |
2.8 | + | | | | |
3. Эмоциональные нагрузки | |||||
3.1 | + | | | | |
3.2 | + | | | | |
3.3 | + | | | | |
4. Монотонность нагрузок | |||||
4.1 | + | | | | |
4.2 | | + | | | |
4.3 | + | | | | |
4.4 | + | | | | |
5. Режим работы | |||||
5.1 | | + | | | |
5.2 | + | | | | |
5.3 | + | | | | |
Количество показателей в каждом классе | 19 | 3 | 0 | 0 | |
Общая оцен ка напряжен ности труда | + | | | | |
Так как 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу, общая оценка напряженности санитарки оценивается как 1 класс («Оптимальный»).
5.3 Расчет рационального режима труда и отдыха для санитарки
Внедрение рациональных режимов труда и отдыха способствует предупреждению преждевременного наступления производственного утомления организма, увеличению периода устойчивой работоспособности организма, повышению производительности труда на 3-8%.
В целях предупреждения преждевременного наступления производственного утомления общее время на отдых и личные надобности должно быть распределено таким образом, чтобы в течение смены предусматривалось цикличное чередование периодов работы и отдыха.
Одним из инструментов для исследования является фотография рабочего дня(табл.6).
Таблица 6 – Фотография рабочего дня санитарки
№ | Что наблюдалось | Текущее время, часы, мин | Продолжительность, мин |
1 | Прием смены у дежурной санитарки | 8:00-8:15 | 15 |
2 | Получение дезинфицирующих средств | 8:15-8:50 | 35 |
3 | Влажная уборка кабинетов | 8:50-9:50 | 60 |
4 | Влажная уборка коридоров, лестниц, лестничных проемов | 9:50-10:20 | 30 |
5 | Обработка уборочного инвентаря | 10:20-10:30 | 10 |
6 | Дезинфекция отработанных материалов в перевязочной | 10:30-11:00 | 30 |
7 | Сбор и вынос мусора из рабочих кабинетов | 11:00-12:00 | 60 |
8 | Обед | 12:00-13:00 | 60 |
9 | Влажная уборка кабинетов | 13:00-14:10 | 70 |
10 | Влажная уборка коридоров, лестниц, лестничных проемов | 14:10-14:40 | 30 |
11 | Уборка подсобных помещений | 14:40-15:20 | 40 |
12 | Обработка уборочного инвентаря | 15:20-15:50 | 30 |
13 | Помощь медсестре в уходе за пациентами | 15:50-17:00 | 70 |
Исходя из состава операций при работе санитарки и продолжительности ее работ, определим энергозатраты (ЭТф) и калорический эквивалент (Кэ) (табл.7).
Таблица 7 - Показатели энергозатрат и калорического эквивалента санитарки
Состав работы | Продолжительность операции, (Т) мин | Энергозатраты на 70кг веса человека, ккал/мин (ЭТф) | Калорический эквивалент, ккал (Кэ) |
Уборка кабинетов | 130 | 2,5 | 326 |
Уборка лестниц | 60 | 2,6 | 157 |
Обработка уборочного инвентаря | 40 | 2,5 | 100 |
Дезинфекция отработанных материалов в перевязочной | 30 | 2,6 | 78 |
Сбор и вынос мусора из рабочих кабинетов | 60 | 2,6 | 157 |
Помощь медсестре в уходе за пациентами | 70 | 2,8 | 196 |
Итого: Затраты на оперативную работу и технологические перерывы | 390 | 2,6 | 1014 |
Подготовительно-заключительная работа | 50 | 2,52 | 126 |
Отдых и личные надобности | 40 | 0,82 | 33 |
Всего | 480 | - | 1173 |
Отнесение состава (труда санитарки) работы к той или иной категории тяжести работ осуществляется путем суммирования калорического эквивалента (ккал) на непрерывную работу по процессу в целом и деление полученного результата на сумму затрат времени по элементам.
Этф = (326+157+100+78+157+196) / (130+40+60+30+60+70) = 2,6 ккал/мин
Это число соответствует энергозатратам на 70 кг веса тела человека и показывает степень труда при выполнении процесса.
Для работников занятых трудом II категории тяжести, время на отдых и личные надобности принимается в размере 12,5 % сменного времени, из которых 8,5 % приходится на отдых и 4% на личные надобности.
Таким образом, время на отдых составит:
Нот = 480×8,5/100 = 40,8 мин, (1)
Время на личные надобности составит: