Файл: Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профилактика конфликтов на национальной основе
(ОПЫТ, АНАЛИЗ, РЕКОМЕНДАЦИИ)
В учебно-методическом пособии излагаются вопросы профилак тики конфликтов на национальной основе. Проанализированы тен денции в нравственном климате некоторых воинских частей и под разделений. Даны конкретные рекомендации по учёту особенностей развития межнациональных отношений в многонациональных воин ских коллективах.
Пособие рассчитано на командиров, офицеров воспитательных структур, актив армии и флота. Оно также представит интерес для слушателей и курсантов военно-учебных заведений.
ВВЕДЕНИЕ
Вооруженные Силы Российской Федерации исторически сложились как многонациональные. До недавнего времени межнацио нальные отношения в воинских коллективах особого бес покойства не вызывали. Большинство конфликтов не носи ли национальной окраски. В подразделениях существовала здоровая моральная атмосфера.
Национальная принадлеж ность военнослужащих не играла особой роли.
Но так, повторяем, было недавно. Теперь же обстановка изменилась. Сложные процессы, возникшие в сфере межна циональных отношений, резкое изменение социально-демо графической ситуации в стране в связи с крайне неравно мерным приростом населения в разных регионах РФ, противоречивый характер отношений между отдельными республиками, возросшая актив ность неформальных общественных движений, организаций и групп, межнациональные распри и конфликты, - все это нашло свое закономерное отражение в качестве подготовки призывного контингента и в отношении молодежи к воен ной службе.
В связи с этими обстоятельствами и возникла необходи мость в обобщении и систематизации опыта, накопленного войсковыми и флотскими командирами и офицерами воспитательных структур в работе по профилактике и предупреждению конфликтов между военнослужащими на национальной основе.
Проведенные в войсках исследования, опросы свидетель ствуют о том, что военнослужащие в абсолютном большин стве отдают предпочтение принципу смешанного комплек тования подразделений, высоко оценивают воспитательные возможности многонациональных воинских коллективов. Они дорожат возникающей во время службы дружбой с представителями разных национальностей, с интересом от‐
носятся к их культуре, нравам, обычаям.
Вместе с тем в условиях воинской службы не исключа ются конфликты, связанные с национальной принадлежно стью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основные группы причин таких конфликтов:
-нахождение в воинских коллективах военнослужащих с отрицательными личностными качествами и негативной на правленностью, с предубеждениями к отдельным нацио нальным микрогруппам;
-недостатки и упущения командиров в воспи тательной работе с многонациональным личным составом. Отсутствие у руководителей учета национальных особенно стей воинов,
психологии многонациональных воинских кол лективов;
-упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставно го порядка. Игнорирование в обучении и воспитании вои нов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, матросов,
сержантов, старшин, прапорщи ков, мичманов и офицеров;
-отсутствие у командиров и офицеров воспитательных структур достовер ной и полной информации о положении дел в коллективах и об эффективности управления процессами, протекающи ми в сфере межнациональных отношений в подразделени ях,
частях, на кораблях.


Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе между военнослужащими руково дящему составу необходимо, прежде всего, глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений в мно гонациональных воинских коллективах, а также прочно ос воить различные методы их регулирования,
способы свое временного предупреждения даже мелких негативных яв лений.
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МНОГООБРАЗИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Какой бы армейский или флотский коллектив мы ни взяли, в его рядах несут службу представители многих на ций и народностей нашей страны.
Воинские коллективы существенно раз личаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. Происходит это следующим образом. В более технически оснащенные воинские части и подразделения подбираются соответствен но более подготовленные военнослужащие по уровню тех нической и общеобразовательной подготовки, по знанию русского языка, без чего невозможно глубоко освоить слож ные военные специальности.
Из-за неравномерной подготовленности к службе при зывников из различных регионов страны такой подбор ав томатически распределяет воинов по национальности, как бы мы ни стремились к достижению равного представитель ства. Скажем, в подразделения связи, разведки, плавсоста ва и др. попадают чаще военнослужащие славянских нацио‐
нальностей; в хозяйственные, военно-строительные, дорож ные и тому подобные подразделения — воины закавказских и среднеазиатских национальностей. Результаты такого подбора ощущаются как на уровне родов и видов войск, соединений, так и в отдельных воинских частях, на кораблях. Например, в большинстве обследованных флотских коллек тивов одного из соединений военнослужащие славянских национальностей составили 84%, воинских коллективов мо тострелкового соединения —
53%, военно-строительного соединения — только 30%. В самих соединениях встреча лись воинские коллективы, где преобладали военнослужа щие славянских национальностей, и те, где они были в меньшинстве.
Различие воинских коллективов но уровню многонациональности делает их неодинаковыми и по содержанию меж национальных общений военнослужащих, и по частоте воз никающих в них конфликтных ситуаций на национальной основе. Выделяется три типа отношений в воинских кол лективах, в которых межнациональные общения военнослу жащих строятся на принципиально различной основе.
Первый тип отношений складывается в традиционных для нашей армии и флота,
если рассматривать в историче ском плане, воинских коллективах, в которых численно пре обладают воины славянских национальностей. Жизнь и вза имоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян, что, мо жет быть, недостаточно осознается, но более всего совпадает с представлениями офицерского состава о том, какими должны быть взаимоотношения военнослужащих. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще вceгo принимают присущий для таких коллективов тип от ношений и нормы поведения. Здесь во взаимоотношениях военнослужащих огромную роль играет срок службы, сте пень освоения военной специальности.
Второй тип отношений формируется в распространенных сегодня воинских коллективах, где военнослужащие разных национальных
(национально- территориальных) групп примерно равны по численности и социальной активности.
Общественно-психологические особенности этих коллективов— традиции, нормы взаимоотношений и т. д. основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но и на чертах других, значительных по численности,
национальных групп. В качестве внешнего по казателя, по которому можно легко

выделить коллективы этого типа, может служить то, что в них доля военнослужащих- славян составляет около половины.
Третий тип отношений складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности, и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей воинов этой преобладающей группы. Соответствующий характер приоб ретают здесь межличностные отношения военнослужащих. В коллективах этого типа военнослужащие-славяне состав‐
ляют обычно меньшинство.
В воинских коллективах с разной национальной струк турой и содержанием межнациональных общений военно служащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ
В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Конфликты в многонациональном воинском коллективе могут иметь самое различное содержание. В данном случае нас интересуют те из них, о которых можно сказать, что они произошли на национальной основе. Как выделить их из общей массы?
Как известно, конфликтная ситуация разворачивается во времени и проходит определенные этапы, стадии разви тия:
- предконфликтный период, во время которого возника ет острое разногласие на почве расхождения интересов сто рон;
-собственно конфликт, когда первоначальное «соперни чество» сменяется противоборством участников;
- разрешение конфликта, включающее достижение цели одной или обе ими сторонами.
Сфера национальных отношений настолько тонка и де ликатна, что выделить какой-то внешний критерий, по ко торому можно было бы судить, является ли конфликт национальным или нет, невозможно. Поэтому, ориентируясь на национальную принадлежность участников конфликта, нельзя определить, имеет он национальную основу или воз ник по другой причине. Для этого необходимо разобраться в содержании конфликта по существу, проследить его раз витие на различных стадиях.
Конфликтную ситуацию можно считать на националь ной основе, если хотя бы на одной из стадий ее развития во взаимоотношениях военнослужащих ощутилось противо‐
поставление их национальных интересов, проявилась на циональная рознь как причина или следствие развития конфликта. Другими словами, о конфликтной ситуации в жизни многонационального воинского коллектива можно оказать, что она действительно имеет национальную осно ву, если под ее влиянием возник резонанс в сфере межнациональных отношений, если она осознается военнослужа щими как связанная с национальной принадлежностью ее участников.
Что же чаще всего становится причиной возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе в много национальных воинских коллективах? По мнению военно‐
служащих — было опрошено более 1000 человек — это прежде всего:
-негативное отношение к воинской службе солдат отдель ных национальностей,
формирующееся под влиянием анти армейских и пацифистских настроений,
антиармейской про паганды — 45% опрошенных;
-неудовлетворительное знание военнослужащими некото рых национальностей русского языка — 31%;
-наличие противоречивых национальных особенностей у военнослужащих, различие усвоенных с детства обычаев, традиций, норм общения и поведения, отсутствие реального опыта взаимоотношений с людьми других национальностей, низкая культура межнационального общения — 26%;
-наличие у некоторых военнослужащих националистиче ских взглядов, предубеждений,
установок, сформировавших ся как до службы в армии, так и возникших во время службы

из-за недостатков и упущений в воспитательной работе — 19%;
-различия религиозной ориентации отдельных народов, к которым принадлежат воины разных национальностей, со хранение в их исторической памяти взаимных претензий и обид, негативных стереотипов, в определенной мере про являющихся и в условиях службы"— 10%.
Для успеха профилактической работы следует также помнить, что конфликтная ситуация на национальной осно ве в многонациональном воинском коллективе может разви ваться на различных уровнях.
Внутриличностном — когда противоречие, столкновение мотивов, интересов и потребностей возникает у одного и то го же человека, например, в связи с противоречием между усвоенными с детства нормами поведения и требованиями к поведению в воинском коллективе. В этом случае воин как бы борется с самим собой и конфликт приобретает пси хологический характер.
Межличностном — когда люди, преследуя личные цели, либо придерживаются несовместимых ценностных ориента ции, моральных норм и пытаются реализовать их во взаи моотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.
Межгрупповом — в качестве конфликтующих сторон выступают определенным образом объединенные группы людей, преследующие групповые цели и своими практиче скими действиями препятствующие друг другу, например, в борьбе за лидерство в коллективе.
Очевидно, когда конфликтная ситуация приобретает межгрупповой характер, она становится более социально опасной.
Исследования показывают, что в воинских коллективах с различным уровнем многонациональности и содержанием межнациональных общений военнослужащих колеблется и частота возникновения конфликтных ситуаций на нацио нальной основе.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
В ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И ЧАСТЯХ
Воинские коллективы первого типа отношений
Решающее значение в системе отношений военнослужа щих в коллективах данного типа имеют срок службы, опыт, накопленный за время ее прохождения, практические на‐
выки, личностные качества воинов. В коллективах этого типа нормы взаимоотношений,
традиции, особенности ми ропонимания военнослужащих, основные принципы организации жизнедеятельности базируются на национальных особенностях, военных традициях русской, украинской и белорусской наций.
Здесь складываются соответствующие национальной психологии славян формы организаторской и воспитательной работы, система интернационального воспитания.
Конфликты в воинских коллективах возникают преиму щественно между воинами различных периодов службы. Конфликтные ситуации на национальной основе носят, как правило, эпизодический, индивидуально-личностный характер, связаны с трудностями обучения и воспитания отдельных представителей других национальностей из-за их недостаточной подготовленности к службе и слабого знания русского языка. Проблемы национально-группового общения — не актуальны.
Профилактика возникающих здесь конфликтных ситуаций на национальной почве основывается поэтому на усилении индивидуальной воспитательной работы, прежде всего по отношению к немногочисленным военнослужащим неславянских национальностей. Работа по изучению личностных качеств воинов начинается с изучения особенностей молодых солдат я матросов в период проведения сборов с молодым пополнением. В это время проводится первое углубленное изучение их личностных особенностей, выясняются жизненные установки воинов. Солдаты и

матросы рассказывают о себе, своих интересах, целях, планах по от ношению к предстоящей службе на собраниях личного состава, тематических вечерах
«Представляюсь коллективу», индивидуальных беседах с сержантами, прапорщиками и офицерами, партийными и комсомольскими активистами, наставниками молодых солдат и матросов.
Заполненные в процессе различных мероприятий анкеты, ланки тестов, опросные листы, написанные по стилизованной форме, автобиографии, а также выводы, сделанные офицерами, аккуратно собираются и сохраняются на весь период службы воинов.
Исходный банк информации о личностных особенностях, проявленных в период сборов молодого пополнения или обучения в учебном подразделении, ло вится в основу всей системы индивидуальной воспитательной работы в последующем периоде, помогает избежать Формализма и уравниловки в отношении к военнослужа щим. Это как раз тот случай, когда канцелярские методы помогают преодолевать бюрократическое отношение к людям.
В дополнение к этому родителям и по месту прежней работы или учебы воина посылается запрос. В нем, в частности, говорится о традициях части, корабля, излагается просьба поделиться советами по воспитанию сына, учащегося, воспитанника рабочего коллектива и т. д. Поступаю щие отзывы об увлечениях, интересах, особенностях харак‐
тера того или иного воина анализируются, обобщаются и вкладываются в своего рода
«личные дела» военнослужа щих. Впоследствии налаженная письменная связь с указанными адресатами регулярно поддерживается.
На протяжении всей службы продолжается изучение личности солдата, матроса.

Что нужно, чтобы «изучить личность воина»?
Для этого требуется:
-определить степень развития, образованности, эрудиро ванности, коллективизма,
трудолюбия, дисциплинированно сти, интернационального воспитания, национальных особен ностей, владения русским языком, а также волевых, эмо циональных и интеллектуальных качеств;
-выявить взаимосвязь, круг общения призывника, суще ствовавший до службы в армии и особенности социального окружения в воинском коллективе, проанализировать на правленность микрогрупп, членом которых является воен нослужащий, решаемые им социальные роли;
-учесть возрастные особенности личности, социальное влияние национальной среды,
возможный опыт антисоци ального поведения, который может привести к срывам в поведении и взаимоотношениях воина;
-проанализировать пройденный молодым человеком жиз ненный путь, его достижения и неудачи;
-учесть личностный опыт, систему сложившихся у чело века жизненных ценностей и ориентиров, наличие профес сионально-трудовых навыков;
-обратить внимание на физическое развитие, потенциаль ные возможности и устойчивость нервной системы воина, уровень физической и психической работоспособности, пси хологической устойчивости;
-определить задачи по обучению и воспитанию воина, этапы решения задач, выбрать промежуточные и конечные цели, способы и пути их достижения.
Работа по изучению личности солдата или матроса, на чиная со дня его прибытия в часть или на корабль, не должна прерываться при переводах воинов из подразделе ния в подразделение.
Проводимая целенаправленно индивидуально-воспита тельная работа, помощь в адаптации к службе, повышен ная забота и внимание к воинам неславянских националь‐
ностей, которых в коллективах этого типа совсем немного; положительно воспринимаются всеми военнослужащими в этих подразделениях, способствуют повышению в них Морально-психологического климата. Кроме того, внимательное проведение индивидуальной воспитательной работы с этими военнослужащими, связь с их родителями, педагогами, учебными и трудовыми коллективами по месту жительства