Файл: Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
позволяют своевременно заметить дискомфортное психологическое состояние этих воинов, своевременно предупредить их втягивание в конфликтную ситуацию.
Воинские коллективы второго типа отношений
В коллективах этого типа во взаимоотношениях военнослужащих особое значение приобретает национальная принадлежность воинов. По национальному признаку здесь образуются практически все неформальные микрогруппы воинов. Они активно включаются в борьбу за лидерство в коллективе. В результате традиции, нормы взаимоотношений, ценностные ориентации в подразделениях данного типа развиваются прежде всего в рамках отдельных национальных групп воинов. Взаимоотношения военнослужащих различных национальностей характеризуются высокой дина мичностью и напряженностью.
Обычно в коллективах «второго» типа, как показали наблюдения, военнослужащие группируются в три основных блока: «кавказский», «среднеазиатский» и «европейский»,
которые в свою очередь состоят из отдельных националь ных микрогрупп.
Военнослужащие славянских национальностей в коллек тивах, этого типа практически редко занимают лидирующее положение, иногда лишь соперничая с другими группами за лидерство. Но они, как правило, оказываются здесь на второстепенных ролях, а борющиеся за влияние в коллек тиве группы демонстрируют на них свое превосходство в сплоченности.
Огромную роль в этих коллективах играют лидеры на циональных микрогрупп,
выражающие и защищающие на ционально-групповые интересы воинов. В своих поступках и взаимоотношениях военнослужащие руководствуются в первую очередь национально-групповыми интересами. Опре деленное значение здесь сохраняет разделение воинов по сроку службы, по военной специальности, по интересам, но они здесь не являются определяющими в построении межличностных отношений.
Конфликтные ситуации на национальной основе косят в коллективах этого типа ярко выраженный национально-групповой характер. Эти коллективы отличаются повышенной конфликтностью.
Национальные и земляческие микрогруппы довольно многочисленны и устойчивы.
Отношения, которые формиру ются в коллективах между военнослужащими, чаще всего опосредованы влиянием подобных микрогрупп. Националь ные микрогруппы и землячества имеют свою мораль, при держиваются определенных правил в отношениях с други ми национальными группами, вырабатывают специфические механизмы регулирования конфликтных ситуаций на на циональной основе.
Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских кол лективах «второго» типа, основывается на особо вниматель ном отношении к содержанию складывающихся здесь на ционально- групповых отношений военнослужащих.
В коллективах «второго» типа командирам и политра ботникам прежде всего следует определить: сколько и ка ких национальных и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто из их членов пользуется у со отечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по от ношению к воинской службе,
боевой учебе, политической подготовке.
Для решения данного круга задач существует немалое число методов, рекомендуемых в военной социологии, воен ной психологии и военной педагогике. Среди них — метод наблюдения и фиксирования результатов в педагогическом дневнике; сбор информации по интересующим вопросам в процессе бесед с воинами, на политических занятиях, в дис куссиях и других формах общения, при проведении вече ров «вопросов и ответов»,
анкетировании и опросах воинов; социометрические методы изучения внутриколлективных отношений; обобщение и анализ информации, полученной из различных источников, по определенному алгоритму, и другие.


Разобравшись в структуре межличностных и межгруп повых отношений военнослужащих разных национально стей в основных сферах жизни и деятельности воинского коллектива (боевой подготовке и службе войск, обществен но-политической,
культурно-бытовой), можно углубить познание психологии коллектива, изучив состояние межлич ностных отношений в микрогруппах.
Опыт командиров и офицеров воспитательных структур передовых коллек тивов свидетельствует: самым действенным средством вли яния на общественное мнение в национальных микрогруп пах служит индивидуальная воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными вои нами.
Усилия, затраченные на их воспитание и ориентирова ние, с успехом компенсируются тем, что другие военнослу жащие данной национальности следуют примеру своего на‐
ционального лидера.
Воинские коллективы третьего типа отношений
Взаимоотношения военнослужащих в этих коллективах складываются как отношения прочного лидерства одной, численно преобладающей национальной (национально-тер‐
риториальной) группы. Они оказы вают друг другу определенную поддержку, однако особой сплоченностью в целом не отличаются.
Военнослужащие кавказских национальностей, если они из-за малочисленности не могут претендовать на лидерство, стремятся в коллективе этого типа занять обособленное, не зависимое положение.
Военнослужащие славянских национальностей занимают здесь в какой-то степени подчиненное положение. В целом взаимоотношения в коллективах данного типа довольно ус тойчивые. Быстро налаживаются внутриколлективные свя зи после каждого очередного призыва, если, конечно, не претерпевает значительных изменений национально-демо графическая структура подразделения.
Общественно-психологические особенности такого коллек тива основываются преимущественно на национальных осо бенностях преобладающих в коллективе национальных групп военнослужащих, как правило — воинов среднеази атских национальностей.
Социально-психологические особенности воинского под разделения, его нравственные нормы и традиции, коллек тивно одобряемые формы поведения,
разделяемые большин ством членов жизненные ценности и установки, служебные ориентации приобретают черты, характерные для конкрет ной национально-культурной общности, образований с их патриархальностью, непререкаемостью авторитетов,
общественным моральным судом, подчиненностью по старшинству и родовитости,
учетом социального статуса родителей.
Основу отношений в коллективе составляют не столько межнациональные отношения,
сколько внутринациональные отношения в национальных группах. Причем часто разделение воинов на микрогруппы в национальных группах происходит по самым различным основаниям — по сроку службы, по месту призыва, по социальному происхождению, по образованности, по воинским специальностям, по должностному положению и др. Отсюда число межнациональных конфликтов приблизительно уравновешивается та им же числом внутринациональных конфликтов. И те и другие конфликты можно считать, как уже отмечалось, возникающими на национальной основе.
Внутри национальных групп нередко складываются такие далеко не дружественные отношения, строящиеся на тех е принципах, что и в отношениях с другими национальными группами. Деспотический характер отношений в коллективах встречается в тех случаях, когда в подразделении запущена воспитательная работа, а боевая подготовка, служба войск не являются ведущими сферами деятельности.
Работа по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной основе должна исходить из того, что внутриколлективная жизнь подразделения строится на основе на‐
ционально-психологических особенностей военнослужащих одной-двух национальных

групп, а поэтому взаимоотноше ния, конфликтные ситуации приобретают национальную специфику как в развитии, так и в разрешении.
Традиционные формы организаторской и воспитатель ной работы, в том числе по профилактике конфликтных си туаций в коллективах этого типа, могут использоваться лишь на основе всестороннего учета национально-групповой расстановки сил в подразделении, глубокого знания нацио нальных особенностей и традиций преобладающей в кол лективе национальной или национально-территориальной группы.
Необходимо учесть и то, что формы разрешения межна циональных конфликтов в коллективах данного типа, как правило, могут быть далеко не цивилизованными, ставка в абсолютном большинстве делается не на урегулирование проблем путем переговоров,
достижение соглашений, а на физическое и моральное подавление соперников, на силу.
Конечно, есть и примеры образцовой организации воин ской службы, боевой подготовки и службы войск, форми рования в подразделениях данного типа здорового мораль но-психологического климата, высокой сознательности и от ветственности воинского коллектива и отдельных воинов за боевую готовность подразделения; Но это,
скорее всего, ис ключение. И причина тут одна — неготовность большинства офицеров к работе с многонациональными коллективами данного типа.
Профилактика конфликтов на национальной основе может строиться достаточно эффективно, если командирам и заместителям по воспитательной работе удастся сформировать дружественные отношения между лидерами национальных микрогрупп воинов.
В зависимости от уровня подготовленности руководителей воинского коллектива могут применяться для профилактики конфликтов на национальной основе и другие, описанные ранее методы и приемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемые методические рекомендации по профилак тике конфликтов в воинских коллективах, возникающих на национальной основе, не претендуют на всеохватывающий характер, а являются обобщением уже имеющегося в вой сках опыта работы командиров и их заместителей по воспитательной работе. Нет и не может быть единых рецептов на все случаи жизни и для любых подразделений и частей. Поэтому и предложена не совсем обычная классификация воинских коллективов по уровню многонациональности. Как мы убедились, она впол не приемлема и имеет право на существование, так как по зволяет оптимизировать весь учебно-воспитательный про цесс, а также систематизировать работу по профилактике межнациональных конфликтов и трений.
В данных рекомендациях сознательно опущены вопро сы, связанные с социальными,
нравственны ми проблемами межнациональных отношений, так как ос новное внимание было уделено социально-психологическим проблемам взаимоотношений военнослужащих разных на циональностей, психологическим аспектам жизнедеятель‐
ности многонациональных воинских коллективов.
В приложении описывается один из вариантов методики изучения командиром,
политработником неформальной структуры своего подразделения, существующих в нем дру жеских групп воинов, их направленности, взаимоотноше ний, лидеров. Приводится вариант графического оформле ния полученной информации и описания особенностей на‐
циональных микрогрупп, что позволяет существенно обога тить, систематизировать и сделать удобными для практиче ского использования имеющиеся сведения.
Использование подобных методик позволяет существенно повысить эффек тивность всей работы по профилактике межнациональных конфликтов в многонациональных воинских коллективах
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОПИСАНИЕ ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ


НЕФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО
ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Командиру, его заместителю по воспитательной работе для успешного управления воин ским коллективом, организации в нем воспитательной работы по предупреждению конфликтов на национальной основе необходимо хорошо разбираться в неформальных взаимоотношениях военнослу жащих. Для этого целесообразно не реже чем раз в полгода в рам ках индивидуальной воспитательной работы проводить целенаправ ленное изучение неформальной структуры подразделения.
Суть проводимой работы состоит в следующем. Из числа воен нослужащих подразделения подбирается 5—6 воинов разных перио дов службы, национальности и места призыва, хорошо знающих жизнь и личный состав коллектива. Они в качестве
«экспертов» по очереди приглашаются на беседу. Каждому предлагается по имен ному списку подразделения (по памяти) перечислить фамилии во еннослужащих, которые находятся друг с другом в дружеских отно шениях, оказывают взаимную помощь и поддержку.
Со слов каждого опрашиваемого определяется состав называе мых дружеских микрогрупп воинов. Важное требование, расходя щееся с общепринятым мнением о том,
что во время индивидуаль ной беседы не следует ничего записывать, состоит в привлечении «эксперта» к творческой работе по составлению и описанию системы внутриколлективных отношений. Откровенность разговора не снизит ся, если сделать акцент в вопросах именно на их положительном аспекте — о дружеских взаимоотношениях воинов. Запись по ходу беседы необходима для того, чтобы получить точную и полную ин формацию.
Каждому приглашенному на беседу эксперту предлагается озна комиться с выделенными с его слов дружескими неформальными группами воинов, внести при этом необходимые коррективы. После этого предлагается охарактеризовать каждую из выделенных микро групп. А именно:
а) определить, что именно объединяет ее членов — период слу жбы, национальность,
место призыва, общность интересов, сходство политических взглядов и т. п.;
б) охарактеризовать направленность настроений, целей деятельности каждой из этих групп с точки зрения их влияния на боевую готовность и дисциплину личного состава —
«положительная», «нейтральная», «отрицательная»;
в) оценить по пятибалльной шкале уровень их авторитетности в коллективе;
г) назвать лидеров или наиболее авторитетных в группе лиц, охарактеризовать слагаемые их авторитета;
д) охарактеризовать взаимоотношения между этими группами воинов —
дружеские, нейтральные, отношения соперничества и др.
Все эти известные для каждого члена коллектива вещи, о которых надо просто уметь спросить в привычных для воина выражениях, чтобы он понял, о чем идет речь.
Получаемая информация заносится на специально подготовленные бланки.
После проведения бесед со всеми «экспертами» полученная ин формация обобщается.
На ее основе составляется графическая схема взаимоотношений воинов и микрогрупп воинов в коллективе.
"Закрыть окно"