Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский государственный социальный
университет
Итоговый контроль
по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения с
применением дистанционных образовательных технологий
»
Москва 2023
ФИО студента
Борисова Екатерина Владимировна
Направление подготовки
Психолого-педагогическое
Группа
ПЕД-СП-М-1-3-2022-1

Контрольные вопросы и задания к разделу 1
«Дидактические основы дистанционного, электронного обучения и обучения с
применением дистанционных образовательных технологий»
по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения с применением
дистанционных образовательных технологий»
1 семестр
1. Какое понятие шире «дистанционное обучение» или «электронное обучение»? Ответ обоснуйте.
Дистанционное обучение — это образовательный формат, позволяющий слушателям проходить обучение, не находясь физически в одном помещении с преподавателем или источником контента.
Электронное обучение — это организация образовательной деятельности через цифровые устройства, подключенные к Интернету.
Дистанционное обучение – более широкое понятие, включающее в себя различные формы и виды. Основное его отличие — обучение «на дистанции». Однако именно этот показатель при электронном обучении не слишком важен. Можно учиться электронным способом и в классе, под руководством инструктора.
Шире дистанционное обучение, так как оно содержит в себе «самостоятельные формы обучения, при которых взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты
(цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий электронного обучения».
ДО включает в себя множество форм обучения, в том числе и ЭО.
Чем e-learning отличается от электронного обучения? Приведите аргументы.
Электронное обучение — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.
«e-Learning» — это обучение с помощью интернета и мультимедиа».
ЭО является системой обучения, а ЕL является обучением при помощи определенных инструментов передачи информации.
2. Определите различие понятий «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». Ответ аргументируйте.
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами
Интернет-технологий или другими средствами,

предусматривающими интерактивность, а под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, ДО это форма обучения, а ДОТ — это инструмент обучения.
3. Открытое образование обеспечивает:
‒ целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу обучающегося;
‒ возможность обучаться на притяжении всей жизни по индивидуальному плану;
‒ получение диплома о высшем образовании;
‒ постоянное интерактивное взаимодействие обучающих и обучающихся;
‒ доступ кинформационным ресурсам всего мирового сообщества.
При выборе правильного варианта помните, что их может быть несколько.
4. Приведите примеры использования онлайн- и офлайн-обучения.
Офлайн-обучение – это традиционное обучение, которое предусматривает получение знаний в стенах учебного заведения. К офлайн-обучению относят школьное образование, профессиональное среднее, высшее или дополнительное образование.
Онлайн-обучение – это получение знаний, которое предполагает в процессе обучения использование различных электронных гаджетов (компьютера, телефона и т.д.) с выходом в Интернет. Благодаря этому формату образования можно заниматься, не выходя из дома. Таким способом можно получать как школьное, так и профессиональное образование.
5. Для сетевого обучения определяющим является:
‒ создание информационно-образовательной среды;
‒ использование ресурсов нескольких образовательных организаций;
‒ обеспечение доступа к Интернету;
‒ наличие договора об образовательной деятельности.
6. Актуальны ли сегодня, в период интенсивного развития новых информационных технологий, требования из определений дистанционного обучения, которые были сформулированы Е.С. Полат и А.А. Андреевым, или их необходимо несколько скорректировать? Предложите собственную версию определения н обоснуйте свою позицию.
Е.С. Полат определяет ДО как «самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые
специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий».
Андреев определяет ДО как «дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Я считаю, что данные формулировки вполне дополняют друг друга и соответствуют практическому содержанию ДО наших дней.
7.
Как Вы думаете, какие условия необходимо выполнить для организации в Вашем образовательном учреждении обучения исключительно с применением технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
Являясь приверженцем классического (традиционного), офлайн образования, предпочитаю реальные встречи с представителями учебного заведения. Думаю, что нужно развивать безопасность процесса обучения (недавно атаки хакеров нарушили работу СДО РГСУ, исходя из чего, часть файлов исчезла), также можно было бы предоставлять записи онлайн-лекций в сдо, чтобы можно было их посмотреть еще раз после проведенного занятия.
8. Проанализируйте современные модели обучения. Какая из моделей используется в
Вашей образовательной организации. Какая модель, на Ваш взгляд, более эффективна и почему? Ответ аргументируйте.
В РГСУ используется смешанный тип обучения, т.е. технология организации учебного процесса, в которой совмещается применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционного обучения. На мой взгляд, данная комбинация видов обучения дополняет друг друга, несет свой опыт получения знаний, имеет как и плюсы, так и минусы. На мой взгляд, самая эффективная модель- традиционная, когда в получении знаний присутствует физические действия обучающихся.
9. Проанализируйте основные характеристики МООК. Выделите положительные и отрицательные стороны организации обучения с использованием МООК. Ответ аргументируйте.
Характеристики МООК:
 Мультимедийность и курирование контента — содержание курса передано в различных медийных форматах и видах цифрового контента; контент проходит тщательный отбор, для того чтобы соответствовать конкретным задачам.


 Социальная коллаборация и вклад участников во взаимное обучение. Взаимодействие не ограничено учебной платформой, но может осуществляться в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т. п.
 Географическая распределенность участников, притом, что контент курса содержится в одном месте, доступном из любой точки мира.
 Интерактивность во взаимодействии учащихся с преподавателем и контентом.
 Единые требования «на выходе», жесткое расписание программы, полное прохождение курса как необходимое условие получения сертификата об окончании.
 Непрерывный, многомодульный (состоящий из многих частей, сессий) опыт обучения.
 Смесь асинхронного (в собственном ритме обучающегося), синхронного (в ритме всего потока) и основанного на когортах (в ритме отдельных групп внутри потока) электронного обучения.
 Мотивация участников обучения с использованием всех доступных преимуществ современных технологий и подходов обучения (геймификация, микрообучение и т. д.).
Плюсы содержатся в самих характеристиках, минусы:
 неограниченное количество участников разного уровня подготовки, культуры, традиций и т.д.
 Массовость участников не позволяет качественно оценивать уровень написанных работ, в целом контроль полученных знаний затруднен, и сами полученные знания не имеют фундаментальной, академической основы.
 МООС в целом может угрожать традиционным формам обучения. Многие люди идут наиболее легким путем.
 Нужно иметь высокую мотивацию, чтобы себя дисциплинировать и закончить полностью курс.
МООК не может быть основной платформой для получения образования
(фундаментального), но как дополнительное, вполне подойдет для развития мировоззрения и знаний человека.
10. Найдите в Интернете примеры реализации МООК, составьте их краткую аннотацию, укажите ссылку на соответствующий сетевой ресурс.
«Интуит» – качественный, полностью русскоязычный ресурс. Больше 500 различных курсов, в том числе с видео и возможностью получить сертификат об окончании.
Дата создания: Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании принято 05 августа 2009 г.

Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 24 августа 2009 г. за основным государственным регистрационным номером 1097799014500. Учетный номер - 7714041396 от 16 сентября 2011 г.
4 марта 2016 г. Получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.
Данная платформа имеет все необходимые документы для обучения, включая официальные, уставные, внутренние (локальные) и прочие акты и свидетельства.
Программы дистанционного обучения в НОУ «ИНТУИТ»:
 Профессиональная переподготовка
 Повышение квалификации
 Курсы (всего: 722)
 Видеокурсы (всего: 241)
 Сертификации (всего: 59)
Ссылка на данный ресурс: https://intuit.ru/
11. От чего зависит эффективность ЭО и ДОТ? Ответ обоснуйте.
Эффективность применения ДОТ и ЭО зависит от: 1. Возможности формирования индивидуальной траектории и расписания обучения. (в электронно-дистанционной среде сложно панорамно (реалистично) «видеть» уровень восприятия знаний студентами, их жизненные обстоятельства и т.д.) 2. Удачной реализации эффекта присутствия преподавателя в учебном процессе с ДОТ и ЭО. (для некоторых важен факт участия в образовательном процессе живого человека) 3. Используемых педагогических технологий. (Не весь преподавательский состав имеет необходимую подготовку в данных видах обучения) 4. Эффективности разработанных методических материалов.
(соответственно, чем качественней материал, тем он доступнее для восприятия обучающимися) 5. От самих учащихся и их ответственности за получение образования.
(Большая часть ответственности за получение знаний лежит на студенте, так как данные формы обучения подразумевают максимальный уровень самоподготовки).
12. Представьте анализ развития дистанционного и электронного обучения в России или за рубежом (на ваш выбор), используя прием хроноленты (презентация событий в хронологическом порядке). Отметьте ключевые события и дайте им характеристику.
‒ 1993 год. В России открыли ЕШКО – филиал дистанционного обучения английскому языку. В основе курса была прослушка аудиокассет в зависимости от выбранного уровня.
‒ 1993 год. Подписание меморандума с ЮНЕСКО, которое и дало старт развитию полноценного дистанционного обучения.


‒ 1995 г. Разработка концепции создания и развития единой системы ДО в России.
Создаются центры ДО по всей стране.
‒ 2004 год. Многие дистанционные проекты показали свою результативность и динамику. Поэтому дистанционная учеба стала развиваться не только в образовательных проектах, но и на производстве: многие компании стали обучать таким образом свой персонал. По этому пути пошли такие «гиганты» как «РЖД»,
«СеверСталь», «Норильский Никель» и пр.
‒ 2005 год. Международная ассоциация AdvancedDistributedLearning заявила, что российские дистанционные системы обучения успешно прошли проверку, что позволило выйти на качественно новый уровень образования. И отечественная система Redclass признана полностью соответствующей общепризнанному стандарту SCROM 1.2.
‒ 2015 год Расширение сферы ДО, он охватывает широкий круг образовательной деятельности.
Функционируют разнообразные учебные порталы, видеоконференции, контроль знаний через интернет, посредством тестирования и иных технологий.
‒ 2020 год. Показал новые возможности обучения посредством ДО и ЭО в контексте пандемии, открытие новых курсов, школьных программ и т.д. Данные формы обучения открыли возможность получать образование в сложных эпидемических условиях для многих людей.
13. Проанализируйте цели обучения без использования ЭО и ДОТ. Сравните их целями обучения с использованием ЭО и ДОТ. Определите различия и направления в реализации целей при обучении с использованием ЭО и ДОТ.
Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
Цель традиционного обучения — это воспитание личности с заданными свойствами, т.е. с определенным программой набором знаний, умений, навыков.
Основной целью применения ЭО и ДО является создание информационно- образовательной среды, позволяющей предоставлять возможность получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания или временного пребывания, возраста, способностей и состояния здоровья.
И при традиционном и при электронном обучении главная цель это формирование системы знаний у обучающегося, отличием является, что при электронном образовании возможно получение доступного, качественного и эффективного образования всем
категориям обучающихся независимо от места их проживания или временного пребывания, возраста, способностей и состояния здоровья.
14. Как реализуется принцип интерактивности при электронном обучении?
Принцип интерактивности — это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и пр.
Реализация данного принципа осуществляется через:
 Социальные сети. В социальных сетях существует множество групп (сообществ), объединяющих людей по интересам, посвященных изучению отдельных предметов и дисциплин (английский, немецкий язык).
 Массовые онлайн-курсы. С распространением интернета, широкой доступности огромных информационных ресурсов с компьютеров и с мобильных устройств, люди получили альтернативу традиционному аудиторному обучению в виде дистанционных онлайн курсов.
 Онлайн-курсы, дополняющие традиционное аудиторное обучение. Такая форма обучения часто называется смешанной (blendedlearning) и позволяет оптимально использовать все возможности, предоставляемые как традиционным обучением, так и новыми образовательными и ИКТ технологиями. Чаще всего такие онлайн- курсы используется для организации самостоятельной работы. Наиболее популярной средой для разработки онлайн-курсов является LMSMOODLE.
 Внедрение технологий виртуальной (УБ) и дополненной реальности (AR).
Технологии виртуальной реальности используются в основном при подготовке специалистов отдельных профессий (например, пилотов, водителей сложной техники) для наработки практических навыков, позволяют имитировать и моделировать реальные ситуации, виртуальные лаборатории и пр.
15. Сформулируйте правила, вытекающие из принципов н закономерностей дистанционного и электронного обучения, необходимые для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ.
 Обучающийся должен: выполнять график освоения учебного материала, выполнять домашние задания; на начальном этапе иметь базовые навыки владения ПК; ответственно подходить к вопросу выполнения домашних заданий самостоятельно.
 Осуществление работы в сетевом режиме;
 В дистанционном учебном процессе предусмотрено проведение синхронных и

асинхронных консультаций для обучающихся;
 Оценивание выполненных заданий осуществляется на основе разработанной комплексной системы оценивания и производится в двух режимах: тесты интернет-уроков оцениваются в режиме онлайн, ответы на задания с открытыми ответами и домашние задания оцениваются сетевым преподавателем в режиме офлайн;
16. Как эвристические методы используются в дистанционном обучении? Приведите примеры.
Эвристическими методами называются логические приёмы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи.
В контексте ДО, можно использовать дистанционные эвристические олимпиады, дискуссии, ролевые игры, проекты, творческие работы студентов и циклы эвристических занятий. Их преимущества следующие: возможность индивидуальной самореализации учащихся, соревновательность, насыщенность, продуктивность, оперативность.
17. В чем вы видите принципиальные отличия электронного учебника от учебника на бумажном носителе?
Электронный учебник — это современное средство обучения, специальное устройство либо программное обеспечение, в котором системно излагается материал в определённой области знаний на современном уровне достижений науки и техники.
Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками. Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий. Таким образом, электронный учебник более информативен, чем классический вид учебника.
18. Можно ли и почему печатный текст (точную копию учебника на бумажном носителе) считать электронным образовательным ресурсом? Ответ обоснуйте.
Можно. Согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…»,