ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ Б.П.БУГАЕВА»

Факультет ЛЭ и УВД

Кафедра УВД и Н

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Авиационная метеорология»

Тема: «Оценка влияния метеорологических факторов на полет воздушного судна»

Выполнил: курсант учебной группы П-15-1

Гасанов Шамиль Амилович

Руководитель курсовой работы: канд.пед.наук, доцент Сафонова Татьяна Владимировна

К защите

Курсовая работа защищена с оценкой

Ульяновск 2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ Б.П.БУГАЕВА»

Факультет ЛЭ и УВД

Задание на курсовую работу

По дисциплине «Авиационная метеорология»

Курсанту Гасанову Шамилю Амиловичу. группы П-15-1

Тема: «Оценка влияния метеорологических факторов на полет воздушного судна»

Аэродром вылета: Архангельск (Талаги)

Аэродром назначения: Аэропорт Хельсинки (Вантаа)

Запасной (промежуточный) аэродром: Петрозаводск (Бесовец)

Тип ВС: 737-800

Эшелон полета: FL300 (30000 ft; 9000 m)

Время вылета: 03:00 UTC 06.10.2017

Приземная синоптическая карта от 06.10.201700:00 ч UTC

Высотные карты от 06.10.2017 00:00 ч UTC AT-925, AT-850, AT-700, AT-500, AT-400, AT-300, АТ-200.

Дата выдачи задания: 01.03.2018 Срок выполнения: 14.05.2018

Руководитель курсовой работы:

канд.пед.наук, доцент Сафонова Татьяна Владимировна

Работа защищена с оценкой ___________ Дата __________

Задание получил________

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………….……….4

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

  1. Характеристика физико-географических условий полета……………...8

    1. Описание аэродрома вылета Архангельск (Талаги)……..………………....8

    2. Описание промежуточного аэропорта Петрозаводск (Бесовец)……..…..11

    3. Описание аэродрома назначения Аэропорт Хельсинки (Вантаа)…….…14

    4. Разрез рельефа местности по маршруту полета…………………………...17

    5. Климатическую область и пояс аэродромов………………………….……18

    6. Барические системы аэродромов…………………..………………………..19

    7. Преобладающие направление приземного ветра……………………..……20

  2. Характеристика синоптической и метеорологической обстановки…..21

    1. Синоптическая обстановка на аэродроме вылета……………………........21

    2. Метеорологическая обстановка на аэродроме вылета……………….........22

    3. Синоптическая обстановка на аэродроме назначения……………….……25

    4. Метеорологическая обстановка на аэродроме назначения…………….…25

    5. Синоптическая обстановка на промежуточном аэродроме…………….....28

    6. Метеорологическая обстановка на промежуточном аэродроме.................28

  3. Построение вертикального разреза атмосферы по маршруту полета и принятие решения на вылет……………………………………………….31

    1. Вертикальный разрез и его характеристика.…………………………........32

    2. Принятие решения на вылет…………………………………...…………...34


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....36

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АТ - абсолютная топография

БП – безопасность полетов

ВПП – взлетно-посадочная полоса

ВС – воздушное судно

ВНГО – высота нижней границы облаков

ВПР – высота принятия решения

СА – Стандартная атмосфера

ИКАО – Международная организация гражданской авиации

BECMG – becoming – постепенно, устойчивые изменения

METAR – Meteorological aviation report – регулярная сводка фактической погоды на аэродроме

NOSIG – no significant change – нет существенных изменений

QNH – атмосферное давление на аэродроме, приведенное к среднему уровню моря по условиям Стандартной атмосферы

QFE – атмосферное давление на аэродроме – на уровне порога ВПП рабочего курса посадки

QFF – атмосферное давление на метеорологической станции, приведенное к среднему уровню моря по условиям реальной атмосферы

TAF – Terminal Aerodrome Forecast – прогноз погоды на аэродроме

UTC – Universal Time Coordinated – всемирное скоординированное время (по Гринвичу)

ВВЕДЕНИЕ

Авиация – одна из наиболее быстро развивающихся сфер транспорта. Её роль в невозможно переоценить. Авиационная транспортная структура представляет собой сложную комплексную систему, одним из видов обеспечения которой является метеорологическое обслуживание. Расцвет авиации сопровождается и соответствующим развитием авиационной метеорологии. Она прошла путь от «каменного века» до современных информационных технологий.

Авиационная метеорология всегда своевременно реагирует на новые требования, предъявляемые к ней по мере развития и усложнения воздушных судов и организации полетов.

Главная задача авиационной метеорологии состоит в предоставлении информации для увеличивающегося числа воздушных судов в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования системы воздушных перевозок. Приоритет отдается наблюдениям за погодой и обеспечению надежной передачи данных этих наблюдений пилотам воздушных судов и диспетчерам управления воздушным движением и особенно своевременной передаче оповещений об опасных сдвигах ветра, грозах, обледенениях и других погодных явлениях, представляющих угрозу для полетов воздушных судов, особенно на этапе взлета и посадке.


Так, около половины всех инцидентов в авиации общего назначения, сопровождающихся человеческими жертвами, обусловлены погодными условиями, причем значительная часть таких происшествий относится к взлету и посадке.

Для того, чтобы проиллюстрировать важность владения знаниями метеорологических факторов и закономерностей их влияния на взлет и посадку ВС приведем несколько авиапроисшествий, связанных с состоянием воздушной среды и неграмотной оценкой авиационными специалистами метеорологической обстановки.

Катастрофа Ми-8Т произошедшая 16 марта 1999 года в Камчатской области, 10 км южнее Соболева. Во время горизонтального полета вертолет, на борту которого находились вахотвые рабочие, попал в снежный заряд. Ми-8 перешел в снижение и столкнулся с землей под углом 20 градусов и с креном 30 градусов.

Расследованием установлено, что причиной катастрофы стал выход на режим "вихревого кольца" при быстром увеличении вертикальной скорости снижения с одновременным уменьшением поступательной скорости. Двум наименее пострадавшим пассажирам удалось развести костер, который был замечен с борта поисково-спасательного вертолета. Пострадавшие, проведшие на морозе около 6 часов, были эвакуированы. Двое из них впоследствии скончались от травм. На борту – 26 человек, погибло – 20.

Установленные причины авиационного происшествия: ошибка экипажа, погодные условия.

Также, в качестве примера, можно привести авиакатастрофу, которая произошла 22 августа 2006 года воздушное судно ТУ-154М (б/н 85185, авиакомпания «Пулково») вблизи Донецка, следовавшего рейсом Анапа – Санкт-Петербург, когда при неправильной оценке метеоусловий экипажем, при полете сквозь грозовой фронт в верхней части мощного кучево-дождевого облака произошло попадание воздушного судна в зону сильной турбулентности, в связи с чем развился плоский штопор, и произошло падение на землю.

Умение качественно оценивать влияние метеорологических факторов на взлет и посадку ВС является неотъемлемым фактором, влияющим на безопасность, регулярность и эффективность полетов ВС.


  1. Характеристика физико-географических условий полета

    1. Описание аэродрома вылета Талаги(Архангельск)

Аэропорт Талаги — международный аэропорт города Архангельска. Является аэропортом федерального значения. Открыт 5 февраля 1963 года.

Страна: Россия

Часовой пояс GMT (зима/лето): UTC +3

Географические координаты аэропорта: 64°36′01″ с. ш. 40°43′00″ в. д.

Месторасположение: Расположен в Талажском Авиагородке, в 6 км к северо-востоку от города

Количество терминалов: 2

Высота над уровнем моря: 19 м

Код ИАТА: ARH

Код ИКАО: ULAA

Магнитное склонение: 16°восточное

Таблица 4 - информация о взлетно-посадочных полосах

Курс ВПП

80° / 260°

Маркировка ВПП

08 / 26

Размеры ВПП, м

2500х44

Категория ИКАО

CAT I

Магнитные курсы

посадки

081/261

Покрытие ВПП

Асфальтобетон

Класс ВПП

В


Архангельск — город на севере европейской части России. Административный центр Архангельской области и Приморского муниципального района, образует муниципальное образование «Город Архангельск».

Город расположен в устье Северной Двины в 30-35 километрах от впадения её в Белое море. Архангельск находится на равнинной местности. Высота над уровнем моря — 7 м. Территория городского округа Архангельск составляет 29 442 га (294,42 км²). Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

В аэропорту базируется авиакомпания «Нордавиа — РА».

Климат города умеренный, морской с продолжительной умеренно холодной зимой и коротким прохладным летом. Он формируется под воздействием северных морей и переносов воздушных масс с Атлантики в условиях малого количества солнечной радиации. Средняя температура января — −12,8°, июля — +16,3°. За год выпадает 607 мм осадков. Среднегодовая температура +1,3 °C.


Для Архангельска характерны частые перемены погоды, высокая влажность воздуха и большое количество дней с осадками. При вторжении холодного воздуха со стороны Сибири зимой возможны морозы до −30, в то же время иногда бывают и оттепели. Летом при вторжении горячей воздушной массы со стороны степей Казахстана возможна жара до 30-35 гр., в то же время летом в ночное время возможны заморозки.

Максимальная температура в Архангельске +34,4° была зафиксирована 13 июля 1972 года. Минимальная температура −45,2° зафиксирована 8 января 1885 года. Среднегодовая температура — +1,3 °C. Среднегодовая скорость ветра — 5,5 м/с. Среднегодовая влажность воздуха — 80 %. [7]

Рисунок 2 – схема аэропорта «Талаги»

Таблица 5 - климат Архангельска [7]

    1. Описание промежуточного аэропорта Бесовец (Петрозаводск)

Бесовец (Петрозаводск) — аэродром совместного базирования: аэропорт на северо-западе России города Петрозаводска (Республика Карелия) и аэродром ВВС России. Расположен в 12 километрах к северо-западу от города вблизи деревни Бесовец. Основан в августе 1939 года. Имеет статус международного аэропорта федерального значения.

Страна: Россия

Часовой пояс GMT (зима/лето): UTC +4

Географические координаты аэропорта: 61°89′ с. ш. 34°15′ в. д.

Количество терминалов: 1

Высота над уровнем моря: 46 м

Код ИАТА: PES

Код ИКАО: ULPB

Таблица 6 - информация о взлетно-посадочных полосах

Курс ВПП

10° / 190°

Маркировка ВПП

01 / 19

Размеры ВПП, м

2500х48

Категория ИКАО

CAT I

Покрытие ВПП

бетон

Класс ВПП

В


Петрозаво́дск расположен на северо-западе Российской Федерации в 1091 км к северу от Москвы и в 412 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга Координаты центра: 61°47′ с. ш. 34°20′ в. д.. Находится на территории Восточно-Европейской равнины к северу от Олонецкой возвышенности и Шокшинской гряды. Расположен на берегах Петрозаводской губы Онежского озера амфитеатром на озёрных террасах, вытянувшись вдоль побережья на 21,7 км. Город окружён лесами с юго-западной стороны и Петрозаводской губой Онежского озера на северо-востоке.Самое высокое место в городе — гора Кукковка (193 м). К востоку от ВПП аэродрома Бесовец протекает река Шуя.