Файл: 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга.doc
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм. Достижение продуктивной организации досуговых практик, в том числе через увеличение их многообразия, что изменяет образ и качество жизни студенческой молодёжи, обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов, в своей совокупности выполняющих функции:
• адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных пред почтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах организации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;
• познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербальнодеятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;
• информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;
• рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;
• культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не толь ко для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуговых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и самообразования.
К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. Постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы. Предлагаемая педагогическая модель систематики инновационных форм организации молодёжного досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.
1-й блок — традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные).
2-й блок — инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», международные молодёжные обмены, компьютерные игры, мульти жанровый лонг-фестиваль, квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие формы).
3-й блок — инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; до суговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий). [35, с.126]
Кратко охарактеризуем единичные образцы инновационных форм организации досуга молодёжи, детерминирующие латентные формы и обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности (2-й основной блок).
«Библионочь» — социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных форматов, в том числе формата паблик-арт, крауд-арт, а также жанров выбираемых культурных программ. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастерклассы по созданию фигур оригами, икебаны, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства.
Фитнес. Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Добровольный выбор и активное участие в той или иной спортивно-оздоровительной программе открывает возможность для накопления качественного здоровьесберегающего ресурса, важного для организации продуктивного образа жизни в современных условиях. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.
Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастерклассах, конкурсах, например авторской песни у костра.
Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этнографический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрите лей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.
Мега-квесты — интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.
Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват молодёжной аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танце вальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.
Электронные книги, журналы. Локальный, дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону бóльшей самостоятельности поискового характера во Всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.
Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, кар тинных галереях. Использование интернеттехнологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. Усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.
Выставки инновационных электронных домашних развлечений (компьютерный моддинг, электронные игрушки, перспективные гаджеты и др.) знакомят с новинками в мире мобильного контента; открывают возможность виртуального путешествия в будущее на территориях киберспортивных площадок, виртуальных турниров и т.д.
Виртуальные культурные сообщества. Как продукт современных информационных технологий данные сообщества объединяют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интереса ми, тем самым поддерживая их положительный образ «я». Ведущие их функции: познавательная, нацеленная на приобретение и обмен метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа культурного продукта; ценностно-смысловая, обусловленная направленностью жизненных установок членов культурных сообществ на приобщение к системе норм и ценностей, присущих конкретной виртуальной среде; практико-ориентированная, открывающая возможность участия в социальных, культурных проектах, характерных для данного сообщества, в режиме онлайн.
Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.
Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления. Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и СМИ.
• адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных пред почтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах организации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;
• познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербальнодеятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;
• информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;
• рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;
• культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не толь ко для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуговых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и самообразования.
К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. Постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы. Предлагаемая педагогическая модель систематики инновационных форм организации молодёжного досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.
1-й блок — традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные).
2-й блок — инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», международные молодёжные обмены, компьютерные игры, мульти жанровый лонг-фестиваль, квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие формы).
3-й блок — инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; до суговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий). [35, с.126]
Кратко охарактеризуем единичные образцы инновационных форм организации досуга молодёжи, детерминирующие латентные формы и обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности (2-й основной блок).
«Библионочь» — социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных форматов, в том числе формата паблик-арт, крауд-арт, а также жанров выбираемых культурных программ. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастерклассы по созданию фигур оригами, икебаны, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства.
Фитнес. Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Добровольный выбор и активное участие в той или иной спортивно-оздоровительной программе открывает возможность для накопления качественного здоровьесберегающего ресурса, важного для организации продуктивного образа жизни в современных условиях. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.
Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастерклассах, конкурсах, например авторской песни у костра.
Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этнографический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрите лей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.
Мега-квесты — интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.
Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват молодёжной аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танце вальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.
Электронные книги, журналы. Локальный, дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону бóльшей самостоятельности поискового характера во Всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.
Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, кар тинных галереях. Использование интернеттехнологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. Усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.
Выставки инновационных электронных домашних развлечений (компьютерный моддинг, электронные игрушки, перспективные гаджеты и др.) знакомят с новинками в мире мобильного контента; открывают возможность виртуального путешествия в будущее на территориях киберспортивных площадок, виртуальных турниров и т.д.
Виртуальные культурные сообщества. Как продукт современных информационных технологий данные сообщества объединяют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интереса ми, тем самым поддерживая их положительный образ «я». Ведущие их функции: познавательная, нацеленная на приобретение и обмен метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа культурного продукта; ценностно-смысловая, обусловленная направленностью жизненных установок членов культурных сообществ на приобщение к системе норм и ценностей, присущих конкретной виртуальной среде; практико-ориентированная, открывающая возможность участия в социальных, культурных проектах, характерных для данного сообщества, в режиме онлайн.
Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.
Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления. Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и СМИ.