Файл: 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видо­изменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм. Достижение продуктивной организации досуговых практик, в том числе через увеличе­ние их многообразия, что изменяет образ и качество жизни студенческой молодёжи, обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов, в своей совокупности выполняющих функции:

адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных пред почтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах ор­ганизации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;

познавательные, требующие осуществ­ления во всех сферах досуговой деятельно­сти процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербальнодеятельностном уровне сущностной роли по­стигаемой инновационной формы;

информационные, позволяющие ориен­тировать молодых людей на выбор конкрет­ной инновационной формы досуга в соответ­ствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о со­циально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;

рекреативные, обеспечивающие направ­ленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;


культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользовать­ся информационными источниками не толь ко для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуго­вых целей, перевода их в созидательные зада­чи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и са­мообразования.

К ведущим факторам, стимулирующим реа­лизацию данных функций, а также психологи­ческих, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры лично­сти, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания моло­дёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. Постоянное изме­нение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций молодёжи, что повышает ве­роятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы. Предлагаемая педагогическая модель систематики инновационных форм органи­зации молодёжного досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функ­ционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социаль­но-культурной деятельности.

1-й блок — традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, инди­видуальные, групповые, коллективные).

2-й блок — инновационные внешние фор­мы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», между­народные молодёжные обмены, компьютер­ные игры, мульти жанровый лонг-фестиваль, квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие формы).

3-й блок — инновационные латентные фор­мы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; до суговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий). [35, с.126]

Кратко охарактеризуем единичные образцы инновационных форм организации досуга молодёжи, детерминирующие латентные формы и обусловливающие свое­образие их проявления в конкретном направ­лении социально-культурной деятельности (2-й основной блок).



«Библионочь» — социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сете­вое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёж­ные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных фор­матов, в том числе формата паблик-арт, крауд-арт, а также жанров выбираемых культурных программ. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастерклассы по созданию фигур оригами, икеба­ны, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства.

Фитнес. Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизне­деятельности. Добровольный выбор и активное участие в той или иной спортивно-оздоро­вительной программе открывает возможность для накопления качественного здоровьесберегающего ресурса, важного для организации продуктивного образа жизни в современных условиях. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потреб­ность в самореализации.

Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопар­ках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использова­ния теоретических знаний для решения прак­тико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение во­лонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в куль­турных программах, в том числе в мастерклассах, конкурсах, например авторской пес­ни у костра.

Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этногра­фический). Доминирующий структурный ком­понент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятни­ков культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультур­ную реальность установления диалога зрите лей с природой. Значение посещения спектак­лей на природной сцене, их зрелищность оп­ределяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в хо­де участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.


Мега-квесты — интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креа­тивных игр». Типология мега-квестов разли­чается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (дли­тельные, краткосрочные). Разнообразие те­матики предполагает предоставление участ­никам простора для действий на основе полу­чения только основной информации как на­чального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной си­туации. Ориентация на выполнение интеллек­туальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариан­тов конструктивных решений, связанных с со­бытиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.

Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват молодёжной аудитории способ­ствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танце­ вальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли пове­дения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об орга­низации проведения конкурсов и достигну­тых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных от­ношений.

Электронные книги, журналы. Локальный, дистанционный доступ к версиям книг, жур­налов в цифровой форме изменяет вектор по­знавательной активности личности в сторону бóльшей самостоятельности поискового характера во Всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Откры­тость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информа­ции в структурированном виде.

Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, кар­ тинных галереях. Использование интернеттехнологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие простран­ственно-временных ограничений — харак­терные признаки данных выставок. Усиле­ние положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвящен­ных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.


Выставки инновационных электронных домашних развлечений (компьютерный моддинг, электронные игрушки, перспективные гад­жеты и др.) знакомят с новинками в мире мо­бильного контента; открывают возможность виртуального путешествия в будущее на тер­риториях киберспортивных площадок, вирту­альных турниров и т.д.

Виртуальные культурные сообщества. Как продукт современных информационных технологий данные сообщества объединя­ют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интереса­ ми, тем самым поддерживая их положитель­ный образ «я». Ведущие их функции: позна­вательная, нацеленная на приобретение и об­мен метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа культурного продукта; ценностно-смысловая, обусловленная направленностью жизненных установок членов культурных сообществ на приобщение к системе норм и ценностей, присущих кон­кретной виртуальной среде; практико-ори­ентированная, открывающая возможность участия в социальных, культурных проектах, характерных для данного сообщества, в режи­ме онлайн.

Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультур­ной действительности, представленными в му­зейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в запо­ведниках с помощью мультимедийной фо­топанорамы обусловлена актуальными лю­бительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициати­ву в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для реше­ния культурно значимых задач. Открывая воз­можности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогаща­ют субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.

Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы празднич­ного досуга сводится к индивидуально-кол­лективной организации зрелищности. В зави­симости от цели развлечения выделяются ос­новные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искус­ства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр си­туативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с ко­торыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов пред­ставления. Выбор той или иной инновационной фор­мы организации досуга в значительной степе­ни определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее дина­мичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональ­ной позиции в социально-культурных ситуа­циях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ро­лей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и СМИ.