Файл: 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ций юридического профиля значительно расходятся между собой в понимании предмета, целей и задач философии права в рамках юриспруденции, в своих методологических подходах к праву, в своих философских трактовках соотношения права и закона, оценках позитивного права и т. д.

61. Философско-правовые идеи в русской общественной мысли XI-XVI вв. (Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Иван Грозный, Максим Грек и др.).

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом[1] Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Молитва;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

Переписчики объединили эти произведения под названием «Слово о Законе и Благодати». Этот трактат, по сути, - программа независимости Русского государства и русской церкви от притязаний Византии.

«Слово» условно можно разделить на три части: соотношение Закона и Благодати, характеристика Русского государства и проблемы дальнейшего развития Русского государства.

В первой части анализируется связь между понятиями «закон» и «истина» (благодать). Закон - внешне установленное предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека. Истина - высокое нравственное состояние человека, которое в силу своего совершенства не нуждается в законе, как регуляторе поведения. Человек не может руководствоваться в жизни только законом, т.к. закон носит преходящий характер и определяет поступки людей до момента, пока они не постигли истину. Следуя закону, человек рабски исполняет внешние предписания, познание же истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в законе.


В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Во второй части трактата Иларион обращается к вопросам происхождения, сущности русского государства. Сущность государства – божественная воля. Глава государства – князь – «наследник» небесного царства, поэтому происхождение власти – наследственное, т.е. трон занимается по наследству. Государственная власть суверенна на всей территории и основана на законе. Высшая цель государства – обеспечение интересов всех подданных. Великий князь должен неустанно «творить милостыню»: заботиться о болящих, вдовах и сиротах, а также о церквах и монастырях. Иларион впервые в русской политической мысли говорит (правда в общих чертах) об ответственности князя перед подданными: князь обязан «без блазна (искушения) же перед Богом данные ему люди управившу».

Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед русским государством. Главная - обеспечение мира. Князь обязан не развязывать войны, которые могут принести страдания русскому народу.

Проблемы, затронутые в «Слове о Законе и Благодати»: соотношение права и нравственности, законности происхождения государственной власти, задачи правителя и его ответственность перед подданными и др. будут еще длительное время сохранять свое значение в русской политико-правовой мысли.

Владимир Мономах (1053-1125) был приглашен на Киевский престол в 1113 г. (восстание в Киеве) в возрасте 60 лет. В 1079-94 гг. он управлял Черниговским Княжеством, в 1094-1113 - Переяславским. Был самым уважаемым в народе князем, талантливым полководцем. Он - сын великого князя Всеволода, внук Ярослава Мудрого. Считается, что через Владимира был получен царский венец византийских императоров. В сочинениях XVI в. («Сказании о Великих князьях Владимирских Великой Руси», в Никоновской летописи) называется дарителем Константин Мономах, умерший еще в 1054 г. Возможно, произошли следующие события. Русские войска разбили византийскую армию во Франции. И в 1114-1116 гг. византийский император Алексий I Комнин (1081-1118) для примирения посылает царский венец византийского императора Константина («шапку Мономаха») и др. предметы, знаменующие царскую власть. Все это доставил митрополит Эфесский Ниофит. Он и другие епископы возложили на князя венец и нарекли царем. Не будем забывать, что мать Владимира - дочь Константина Мономаха.


12 лет могущества Владимира время его авторитета. Свои взгляды князь изложил в «Поучении», текст которого сохранился в составе Лаврентьевской летописи. Собственно выделяются 3 част. «Поучение детям», «Островок» (автобиография), «Послание Олегу Черниговскому». Дата стоит - 1096 г., но 1-е, видимо, принадлежит 1099 г., а автобиография - не ранее 1117г.

Владимир подчеркивает, что нравственные качества властвующих играют важнейшее политическое значение; что князь - это великий труженик и милосердный судья. Отрицание кровной мести виделось у него в полном неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива (ни правого, ни виноватого) не убивайте, не повелевайте убити его. Аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны». Принцип «не мстить» рассматривается не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений. Великий князь должен решать дела совместно с Советом дружины и чтить «поповский чин». «Что умеете доброго, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Идеи единства земли, развиваемые Владимиром и его сыном Мстиславом, привлекали внимание многих мыслителей. Условно можно говорить о «Молении Даниила Заточника» (к. XII - н. XIII вв.). «Не дай же Господи в полон земли нашей языком (народом) не знающим Бога». Принадлежа к верхушке общества, Даниил по каким-то причинам потерял и состояние и социальный статус. Был «сидяше заточен на Беле озере».

Центральной идеей его произведения является образ идеального князя (и внешне, и по нравственным качествам). Сильный и справедливый князь опирается нa Совет (Думу). Возраст советчиков - самый разный. Необходимо сильное войско с назначенным мудрым военачальником. Необходима и «царская гроза», но лишь против внешних и внутренних врагов. Особо критикуется боярское самоуправство. Поддержка сильной власти князя предполагает ограничение полномочий местных феодалов.

Иван IV (1530–1584) – первый общепризнанный русский парь, удостоившийся в XVIII в. прозвища "Грозный", был глубоким политическим мыслителем. Он был автором самобытной концепции царской власти – теории "православного христианского самодержавия", в которой впервые в истории политической мысли России раскрывается содержание абсолютной власти монарха. Система единовластного правления описывается через выявление характерных признаков "православного христианского самодержавия".

  • 1. Самодержавная власть – это власть единоличная, независимая ни от бояр, ни от духовенства. Наличие множества разных властей в государстве, по мнению автора теории, приводит к упадку и гибели государства, как это было в период феодальной междоусобицы. Самодержец-правитель наделен всей полнотой власти, позволяющей ему вмешиваться во все стороны жизни своих подданных, включая вельмож, духовных феодалов, монастырей.

  • 2. Власть самодержца священна, дана ему Богом. Божественное происхождение царской власти позволяло быть правителю безответственным перед обществом, независимым ни от какого класса или сословия. Выступление против самодержавной власти является смертным грехом.

  • 3. Самодержавная власть – это власть династическая, передаваемая из поколения в поколение в течение многих веков в рамках одной династии правителей. Иван IV начинает отсчет российского самодержавного правления от князя Владимира к Владимиру Мономаху, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Ивану III, Василию III. Родоначальниками русской династической линии Грозный называл и Рюрика, и Октавиана Августа.

  • 4. Православное самодержавие опирается на традиции предков и действует в соответствии с ними. Тем самым легитимность самодержавия абсолютна, если оно следует традиционным ценностям.


Иван IV впервые определяет власть как асимметричные отношения, отношения господства и подчинения. Так он описывает

отношения между царем и его подданными. Поэтому государство не является договором между правителем и подданными. Однако Иван IV предполагал, что царь не может править произвольно, деспотически. Поскольку царь посажен на правление Богом, следовательно, он должен править в соответствии с христианскими заповедями. Следовательно, самодержавная власть может быть ограничена только Богом, его установлениями, но никем из людей. (Хотя на практике Иван IV правил тиранически.) В своем правлении царь опирается на террор в борьбе с инакомыслящими, на страх подданных и собственную рассудительность.

Государство, по Ивану IV, это аппарат насилия в отношении "злодеев". С Ивана IV в общерусском праве преступление стало трактоваться как общественно опасное деяние, направленное против царя и государства. Для достижения правопорядка все средства хороши, вплоть до политического террора. Своих противников – бояр Иван IV устрашал, подвергал их душевным мучениям и жестоко уничтожал, проводя специальную политику подрыва основ боярского сепаратизма – опричнину. Устранение боярской аристократии приводило к ее замещению в обществе и государственном управлении служилым сословием – дворянством.

«Нестяжательство»— это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV — начале XVI в. Идеологию нестяжательства разделял Максим Грек. Он происходил из знатной и богатой семьи греческих аристократов. Первоначальное его имя — Михаил Триволис. До прибытия своего в Москву он сумел получить хорошее светское образование, слушая лекции в лучших итальянских университетах.

Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтири вместе с русскими переводчиками и писцами, который был одобрен русским духовенством и великим князем.

Максим Грек открыто заявляет, что неприлично монастырям владеть каким-либо недвижимым имуществом. Такие заявления не могли остаться без последствий. Церковный Собор обвиняет Максима Грека в деяниях против православной веры и русской церкви и осуждает его к монастырскому заточению. Более четверти века Максим Грек живет в заточении.

Из мировоззренческих начал нестяжательства вытекало отношение к любому носителю государственной власти как к воплощению самых гнусных человеческих пороков. Нет уже ныне «царей благоверномудренных», говорится в сочинении Максима Грека, все
правители только о себе заботятся, а не о Всевышнем, не прославляют его праведными деяниями.

В своем послании Ивану IV Максим Грек пытался дать образ идеального царя. Благочестиво царствующие на земле уподобляются Небесному Владыке, если обладают такими свойствами, как «кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же — правда и милость...».

Считал, что необходимо такое устройство государственного управления, при котором царь правит вместе с митрополитом, слушая его советов. Нестяжатели стремились к созданию в обществе независимой от государства, непорочной, а следовательно, предельно авторитетной среди населения духовной власти.

Политическая доктрина «нестяжательства» - это в сущности своей учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть.

Большое внимание Максим Грек уделил вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира.

К законным способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем, считая его вполне законным получением царского достоинства и трона. Причем он подчеркивает, что в выборах должны участвовать не только бояре и дворяне, но и «простейшие», чье мнение знать далеко не бесполезно.

Везде подчеркивается почетная роль воинства в государстве как одной из сил, при помощи которой осуществляется главная задача государственной деятельности — обеспечение мирной и стабильной жизни всем подданным. Царю необходимо проявлять заботу о воинах, награждать их, особенно заботиться о пострадавших в бою, возмещать утраты семьям погибших и т. п.

Максим Грек в определении формы правления весьма близко подошел к мысли о сословно-представительной монархии. Вопрос о совете и советниках Максим Грек ставит как о необходимой форме ограничения самоволия властвующей персоны. Он развивает далее последовательно мысль об ограничении верховной власти не только советом, но и законом.

Царская власть в своих действиях связана законами и божественными, и положительными. Суд в государстве совершается только на основании государственных (положительных) законов. Разоблачению современных судебных порядков в произведениях Грека отведено значительное место. Он отмечает взяточничество судей, несправедливость. Такой суд наносит ущерб не только подданным государства, но и авторитету царева имени как в своей стране, так и за рубежом.