Файл: 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному (условному, установленному людьми). Не смотря на то, что область права изменчива, понятия о справедливости и праве, согласно Аристотелю, изменчивы только в известной степени.
Рассматривая проблему государства и права, Аристотель в трактате «Политика» пишет, что общество не может существовать без государства, которое является необходимой формой человеческого общежития. И типы государства различаются им в зависимости от количества правящих: один, немногие (группа людей) или все (власть большинства). Каждый из этих видов государства может оказывать как положительное воздействие на жизнь людей, так и разрушительное. В этом случае возникают шесть модификаций государственного устройства: три порочные(неправильные): тирания, олигархия, демократия, и три положительные (правильные) разновидности: монархия, аристократия, полития.
В русле концепции справедливости Аристотель рассматривал и закон как беспристрастную меру справедливости.
Философия права эпохи поздней классики.
Концепцию правопонимания, которая исходит из представлений о справедливости и праве, развивает в эту эпоху Эпикур(341-270 гг. до н. э.)
Большое значение придает Эпикур проблеме индивидуальной свободы. Свобода человека, по его мнению, это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Она – вне необходимости, ибо «необходимость не подлежит ответственности», с точки зрения Эпикура необходимость не является исчерпывающей характеристикой мира. «Нет никакой необходимости жить с необходимостью8». Наряду с нею существуют ещё случайность и свобода. Свобода существует наряду с необходимостью и случайностью и совершенно независимо от них. Она может быть описана сугубо негативно – как не необходимость и не случайность. Соответственно, чтобы пробиться в нее, надо обрести независимость от мира в его необходимом и случайном проявлении.
В человеческом опыте свобода совпадает со сферой разумных действий. Это значит: назначение разума и разумность поведения связанны с обеспечением свободы индивида или, что одно и то же, его независимость от мира. Индивид зависит от мира двояко – непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь обнаруживается в негативных ощущениях (страданиях) и из-за неудовлетворенности желаний, опосредованная – в страхах перед неведомым. Чтобы обрести блаженный покой, жить счастливо, надо научиться преодолевать и то и другое, т.е быть свободным от страхов, быть свободным от социума.
Право трактуется Эпикуром как договор людей между собой об их общей пользе и взаимной безопасности.
Справедливость носит у него также договорный характер («не вредить и не терпеть вреда»). Конкретное содержания понятия «справедливость» изменчиво (оно исходит из особенностей страны, обстоятельств, зависящих от времени, и др.)
Эпикуровская договорная трактовка права подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного сообщества и по существу представляет собой исторически первую философско-правовую концепцию либерализма и либерального индивидуализма. От договорно-правовой концепции Эпикура тянется связь к идеям общественного договора Нового времени.
Эпикур написал около 300 сочинений, но до нас дошли отдельные фрагменты, изречения, а также полные тексты трех писем, в которых содержится краткое изложение его философии. Это «Письма Менекею», а также свод изречений «Главные мысли».
В эпоху заката античности стоики выдвинули идею «космополиса» - вселенского государства, которым правят судьба, рок, понимаемые как мировой объективный закон. Все остальные законы, формулируемые согласно учению Сенеки, Зенона-стоика, Марка Аврелия, Эпиктета и других греческих и римских философов, относительны и условны.
Стоики органично соединили в своём учении право и мораль, свободу моральную и свободу правовую. По их взглядам, свобода существует как «свобода от» и в первую очередь – «от зла», а долг есть то, что «подобает природе».
Значительный вклад в античную философию права внес знаменитый древнеримский философ, юрист, оратор, государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.).
Его наследие — работы «О законах», «Об обязанностях», «О государстве», многочисленные политические и судебные речи.
Согласно Цицерону, естественное право — высший истинный закон. Оно возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Государство как «общий правопорядок» с установлениями и законами является по сути воплощением природной справедливости и права. Поэтому человеческие установления (политические учреждения, писанные законы и т.д.) должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон,— то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Цицерона волновал вопрос: могут ли жить государства вечно, если будут достаточно совершенны? Он обращается к идеям Аристотеля о том, что полис — это множество, управляемое Законом; закон отличает человеческое сообщество от объединений других живых существ; законы, принятые в том или ином государстве не всегда согласуются с совершенным Законом9.
Перед Цицероном встал вопрос о соотношении права и закона, который он рассмотрел в диалоге «О законах». Слово «закон», считал Цицерон, неоднозначно. Есть два рода законов: вселенский Закон («разум, пришедший из природы») и закон, возникший по воле законодателя. Законодателю следует вводить законы всеобъемлющие, справедливые, «равно распространяющиеся на всех, кого они касаются». По мысли Цицерона, человеческие законы должны выражать разум Юпитера (бога). Только при этом условии государства будут совершенствоваться и жить долго.
Соответствие или несоответствие человеческих законов законам Юпитера (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примеров законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также действия Суллы как консула и проконсула, которому предоставлялись неограниченные полномочия, включая право распоряжаться жизнью римских граждан. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».
Одним из первых Цицерон обратил внимание на то, что законы, принимаемые в том или ином государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Под влиянием Платона он придавал важное значение введению (преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамбулы — укрепить божественный авторитет закона, предотвратить правонарушения и заставить людей исполнять долг под страхом божьей кары.
Общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Важные положения о правовой регламентации государственной деятельности Цицерон высказал в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде он сформулировал важнейший правовой принцип: «Под действие закона должны попадать все».
Цицерон делит право на естественное и позитивное, а позитивное — на частное и публичное. Так называемое «право народов» трактуется им как положительное право разных народов и как естественное право международного общения (т.е. как международное естественное право). Он формулирует принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его философско-правовые идеи, оказало большое влияние на человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания древнеримских и христианских авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).
В истории философско-правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали идеи Цицерона о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Гроций, Ш. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания и многочисленных современных интерпретаторов.
3 Римские юристы и их взгляды Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов. В небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан. Управление огромной Римской системой государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. требовало другой формы - писаного закона. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях. Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II-I вв. до н.э. Римская юриспруденция, как я уже отметила, работала в интересах рабовладельческой знати, которая была заинтересована в усилении правовой охраны частной собственности. Однако римские рабовладельцы выступали против расширения законодательной деятельности государства в сфере имущественных отношений, полагаясь больше на советы и консультации немногих избранных юристов («право мудрых»), чем на писаный закон. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и
толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со второй половины III в., когда законодательная власть сосредоточивается в руках императоров, пожалование такой привилегии прекращается, и римская юриспруденция приходит в упадок. К числу самых известных юристов принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Цельс, Ульпиан и Модестин. Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержит один из известнейших законов - «Дигесты» Юстиниана. Понятие права юристы выводили, как и Цицерон, из идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости (arsbonietaequi). Правосудие, уточнял Ульпиан, есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Приведенные высказывания говорят о том, что юристы не отделяли еще право от нравственности. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум. В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право (iusnaturale), право народов (iusgentium) и право граждан (iuscivile). Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными. Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений. Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых». Разграничение права народов и права граждан, проведенное в римской юриспруденции, было сделано с цельюоправдать рабство, агрессивные войны и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам. Еще право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, «публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц». Частное право, считал он, включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания цивильного права. Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили права и полномочия собственника и других субъектов права. К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I-II вв., когда правоведы, получившие