ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

***Тема ВКР: Наглядность на уроках математики как средство повышения познавательного

Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении мы раскрываем актуальность темы, которая обусловлена тем, что в ФГОС НОО придается большое значение совершенствованию методов и средств обучения. Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядность отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Впервые теоретическое обоснование применения наглядности было дано Яном Амосом Коменским ещё в 16 веке. Им было провозглашено золотое правило дидактики: Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (18 век). По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (19 век), исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей.

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе формирует интерес учащихся, вследствие чего дает большой развивающий эффект.


***Приступая к работе, мы определили её параметры.

Объект: процесс обучения.

Предмет: средства наглядности на уроках математики.

Цель: обосновать необходимость применения на уроках математики средств наглядности для повышения познавательного интереса обучающихся.

***Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.

  2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся 3 класса МБОУ СОШ № 1 г. Александровск-Сахалинского.

  3. Разработать серию уроков математики с использованием различных средств наглядности и апробировать их в работе с обучающимися 3 класса МБОУ СОШ № 1 г. Александровск-Сахалинского.

  4. Разработать методические рекомендации для студентов педагогического отделения специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах по применению различных средств наглядности на уроках математики для повышения познавательного интереса обучающихся.

***Гипотеза: Мы предполагаем, что использование наглядных средств обучения на уроках математики будет способствовать повышению познавательного интереса обучающихся.

В теоретической части работы мы рассмотрели теоретические основы организации работы по использованию наглядности на уроках математики, описали виды наглядности, педагогические условия и методические приёмы её использования на уроках математики.

*** В целях реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа в 3 классе МБОУ СОШ № 1 г. Александровск-Сахалинского с 22.04.2019 г. по 17.05.2019 г. при участии учителя начальных классов Мироновой Екатерины Александровны и под руководством научного руководителя Бережновой Ирины Владимировны.

Работа проводилась в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный. Исследованием было охвачено 19 учеников (10 мальчиков и 9 девочек).

*** Задачи констатирующего этапа представлены на слайде.

*** Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Наблюдение.

  2. Изучение УМК по математике.

  3. Диагностика познавательного интереса по методике «Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников» (автор О.В. Булатова).

  4. Беседа с учителем.

***Критерии оценивания и характеристика уровней сформированности познавательного интереса, т.е. диагностические признаки, представлены в таблице на слайде.


***Для проведения констатирующего этапа был составлен план.

22.04.19 г. мы изучили УМК по математике, провели беседу с учителем. Мы выявили, что учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками. Материально-техническая база кабинета оснащена в соответствии с ФГОС.

***23.04.19 г. была проведена диагностика по методике О.В. Булатовой.

Проанализировав результаты, мы сделали выводы об уровне развития познавательного интереса, которые представили в таблице и диаграмме.

***Высокий уровень (субъектно-поисковый) выявлен у 3 человек/19%. Интерес у этих учеников устойчивый. Они активно включаются в процесс выполнения заданий, пытаются самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца.

Средний уровень (продуктивно-поисковый) – у 9 человек/56%. Ребята отличаются неустойчивостью и эпизодичностью проявления познавательного интереса. Он поддерживается благодаря усилиям взрослого. Со стороны ребенка проявляется меньшая активность по сравнению с первым уровнем.

Низкий уровень (инактивный, репродуктивный) – у 4 человек/25%. У детей отсутствуют творческие проявления, поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого.

Общий уровень сформированности познавательного интереса – средний.

Таким образом, на формирующем этапе исследования мы запланировали использовать различные средства наглядности для коррекции результатов.

Формирующий этап проводился с 24.04.2019 г. по 15.05.2019 г.

*** Основные задачи этапа на экране.

***Мы провели 7 уроков математики по разделу: Письменные приёмы умножения и деления, в соответствии с рабочей программой учителя.

В ходе реализации этапа мы все рабочие уроки математики проводили с использованием различных средств наглядности.

***Работа с перфокартами, помогала младшему школьнику лучше усвоить приемы арифметических действий. Перфокарта представляет собой карточку с заданием согнутую пополам с чистым листом бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей, задания и вопросы, позволяющие проанализировать дальнейшее выполнение данного задания или выполнить его самостоятельно.
Содержание перфокарт было разнообразным, в зависимости от их назначения.

Использование перфокарт на уроках позволяет:

- активизировать индивидуальную и дифференцированную работу;

- диагностировать уровень сформированности знаний;

- активизировать мыслительную деятельность, память, внимание;

- развивать самостоятельность, инициативность, логическое мышление;

- повышать познавательный интерес;

- сокращать время выполнения заданий на уроке.

Дети любили работать с перфокартами. Например, 30 апреля урок был проведён в форме игры с использованием перфокарт и танграма. Дети с удовольствием включились в работу, проявляя высокий интерес и активность, тем более это была игра-соревнование:

***При помощи танграма мы строили корпус корабля.

Работали четыре группы - бригады. У каждой бригады были сигнальные карточки. Дети выполняли различные задания, например,

Даны числа:

9, 8, 15, 12, 2, 28, 10, 25, 18, 5, 21, 14, 36, 20, 32, 40, 45, 27, 4, 16, 35,

Среди данных чисел назовите числа кратные:

1 бригада – трем

2 бригада – двум

3 бригада – четырем

4 бригада – пяти

После выполнения бригады получали части от корпуса корабля.

- Из полученных частей они собирали корпус корабля, а затем находили периметр каждой фигуры.

***Модели серии: Спектр позволяли преобразовать наглядно-образное мышление в абстрактно-логическое, они направлены на развитие различных сторон внимания, помогают открывать математические структуры и закономерности и ориентироваться в числовом пространстве. Моделями мы пользовались на каждом уроке в разных вариациях: на этапе устного счёта, закрепления материала. Модели со шнурком помогли дифференцировать задания, закрепить закономерности счёта и даже осуществить взаимопроверку.

В комплект серии кроме моделей для индивидуальной работы (модели со шнурком или резинками), входит и Магнитный плакат «Таблица умножения», который помогает раскрыть смысл действия умножения. Мы использовали таблицу даже тогда, когда мы изучали внетабличное умножение и деление. Например, на уроке 14 мая мы на этапе устного счёта применяли модели со шнурком, а магнитный плакат помог нам составлять и решать задачи:

Привезли 24 клена и 12 лип. Все деревья высадили в парке по 6 саженцев в ряду. Сколько рядов получилось?


Детям мы объяснили два способа решения этой задачи.

Данный вид оборудования мы использовали для составления задач обратных данной.

***Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения и познавательный интерес. Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Презентация применялась на разных этапах урока, но чаще всего на этапе устного счёта.

***Интерактивная доска – эффективный и удобный инструмент для обучения школьников. Она на уроках математики позволяла разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной.

***Большую роль в нашей работе сыграли интерактивные тесты для мобильного класса. Мы провели два урока с использованием тестов. Дети работали в парах, осуществляя взаимопроверку.

***При использовании наглядных средств обучения, мы соблюдали следующие педагогические условия их использования:

  • точно определить дидактическую роль и место средств обучения на уроке;

  • обеспечить оптимизацию предъявления и обработки информации;

  • создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу и таким образом управлять мыслительной деятельностью учащихся;

  • соблюдать плановость и систематичность в применении разнообразных дидактических средств.

Наглядные пособия, которые мы применяли были средством иллюстрации и средством выполнения практических задач.

***Контрольный этап был проведён с 16.05.2019 г. по 18.05.2019 г.

Основные задачи на экране.

***Для выявления эффективности применения было продублировано исследование по методике О.В. Булатовой.

Выявлено следующее:

***Высокий уровень выявлен у 5 человек/31% (рост на 12%, два человека перешли со среднего уровня на высокий).

Средний уровень – 10 человек/56% (двое ушли на высокий и двое добавились с низкого).

Низкий уровень – у 2 человек/13% (снижение на 12%).

Таким образом, проведя исследование, мы выявили, что использование различных видов наглядности способствует развитию познавательного интереса обучающихся.