Файл: Государственный кадастровый учет объектов недвижимости.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не говоря уже о зданиях и строениях, полноценно оформлены и внесены в кадастр. Основная проблема заключается в оформлении земли в собственность, как предпринимателям, так и гражданам. Чтобы оформить право собственности на земельный участок или дачный домик, приходится потратить на это не один месяц и посетить множество необходимых организаций.

История становления государственного кадастрового учета недвижимости завершилась в нашей стране сравнительно недавно - с принятием сначала Федерального закона от 2 января 2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", который позднее утратил силу, затем - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости. Если первый закон регулировал правовые отношения, возникшие при создании и ведении Государственного земельного кадастра, то второй был направлен на решение вопросов регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимости.

Начало новой структуре было положено приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, которым федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Москве была переименована в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Затем приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» указанные учреждения были реорганизованы в форме присоединения к ФГБУ «ФКП Росреестра» с сохранением основных целей деятельности. Мероприятия по изменению структуры завершились к 25 января 2012 г., и этот момент можно считать рождением подведомственного Росреестру учреждения с полномочиями органа кадастрового учета.

Впервые вопрос о передаче функций по кадастровому учету от территориальных органов Росреестра кадастровым палатам возник в 2009 г. После объединения трех служб: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии в одно ведомство - Росреестр.

В свое время Государственным комитетом российской Федерации по земельной политике (впоследствии переименованным в Росземкадастр и далее в Роснедвижимость) во всех субъектах Федерации созданы подведомсвенные федеральные государственные учреждения - «Земельные кадастровые палаты». Чтобы поставить земельный участок на кадастровый учет, а без этого невозможно зарегистрировать право собственности, гражданам и организациям необходимо было сначала обратиться в землеустроительную коммерческую службу, затем в кадастровую палату и лишь затем в управление Роснедвижимости.


Анализ деятельности кадастровых палат и Роснедвижимости показал, что они фактически на 50-60% дублировали друг друга. Кадастровые палаты принимали от граждан и юридических лиц документы и межевые дела, проверяли их, контролировали правильность формирования дел различными землеустроительными организациями, а затем передавали материалы в управление Роснедвижимости. Там в свою очередь опять проверяли оценку, правильность составления межевых дел и лишь потом ставили объект на кадастровый учет. Такое дублирование необходимо было искоренить, поэтому было принято решение о проведении в пилотных регионах эксперимента по передаче всех функций управлений Роснедвижимости кадастровым палатам. С 1 июня 2009. соответствующие мероприятия начали проводиться в четырех субъектах РФ - республиках Башкортостан, Татарстан, Ставропольском и Алтайском краях.

По результатам эксперимента было отмечено сокращение сроков выполнения кадастровых процедур. В Росреестре положительно оценили результаты, в связи с чем было принято решение распространить полученный опыт на всю страну. К концу 2010 г. процесс наделения полномочиями органа кадастрового учета земельных кадастровых палат был завершен. Сегодня ФГБУ «ФКП Росреестра» имеет 81 филиал, которые расположены на всей территории страны.
1.2 Объекты кадастра недвижимости
Объектами кадастрового учета являются:

  • земельные участки;

  • здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством;

  • помещения;

  • сложные вещи (вещи, состоящие из совокупности двух и более объектов недвижимости с общим функциональным или иным назначением);

  • территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий (далее - правовые зоны).

Земельный участок - Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.


В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности».

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятий «здания» и «сооружения». Однако, с учетом сложившейся практики, к зданиям относят объекты капитального строительства, имеющие помещения, предназначенные для той или иной деятельности человека. К сооружениям относят, как правило, объекты капитального строительства, выполняющие только технологические функции.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Виды зданий: жилые и нежилые.

Жилое здание (дом) состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома постоянного типа, общежития, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты, другие дома.

Нежилые здания - здания, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей: промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, административные, учебные, здравоохранения, другие.

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например:


  • нефтяная скважина включает в себя вышку и обсадные трубы

  • плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.

  • автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

Законодательных определений понятий «строения» и «объекты незавершённого строительства» нет.

Объекты незавершённого строительства - объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально-технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Незавершенное строительство носит временный характер. Нормы федерального законодательства направлены на введение в имущественный оборот объектов незавершенного строительства как объектов имущественных прав для завершения строительства и достижения цели устойчивого развития территорий.

Помещение - единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, связанный с ним иной объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для жилых, нежилых или иных целей самостоятельного использования и находящаяся в собственности граждан либо юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Зоны с особыми условиями использования территорий (англ. restricted use areas) ― охранные, санитарно-защитные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
1.3 Создание единой системы государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним
Основы и цели создания

«Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости».

Цель создания

  • Повышение качества оказания государственных услуг

Основные направления

  • Объединение существующих организационных структур;

  • Создание ЕФИСН;

  • Переход на кадастровый учет ОКС

Приоритетные задачи создания единой системы:

  • Объединение обособленных в настоящее время ИС ЕГРП и ГКН (устранение дублирования и согласование сведений в базе данных)

  • Создание эффективной регистрационно-учетной технологии

  • Создание эффективной регистрационно-учетной технологии

  • Создание системы мониторинга качества государственных услуг

  • Создание системы мониторинга качества государственных услуг

  • Создание системы мониторинга качества государственных услуг

Принципы создания ЕФИСН:

  • Целостность - гарантии прав;

  • Качество и доступность услуг потребителям;

  • Общее снижение совокупной стоимости владения;

  • Способность к изменениям и масштабированию.

Задачи ЕФИСН:

• Автоматизация целевых бизнес-процессов ведения ГКН, ЕГРП и пространственных данных

• Создание предпосылок к сокращению сроков учетно-регистрационных процедур в целом

• Оказание государственных услуг с максимальной доступностью и гарантией качества

• Обеспечение повышения качества информационного обмена с другими органами власти