Файл: Государственный кадастровый учет объектов недвижимости.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон о кадастре впервые в отечественном законодательстве ввел понятие "кадастровая деятельность" и установил правила её осуществления. Законом определено, что кадастровой деятельностью является выполнение уполномоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком имуществе. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ, в соответствии с которым кадастровый инженер обеспечивает выполнение кадастровых работ по заданию заказчика и передает ему документы (межевой план), а заказчик, приняв указанные документы, оплачивает выполненные кадастровые работы. При этом необходимо отметить, что, заключая договор подряда на выполнение кадастровых работ, следует включить условие по доработке подрядчиком межевого плана без дополнительного внесения оплаты в случае, если органом кадастрового учета будет принято решение о приостановлении, либо отказе в осуществлении кадастрового учета по причине нарушения требований к подготовке межевого плана, либо допущения кадастровой ошибки кадастровым инженером.

Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с ч.4 ст.14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

По Закону о кадастре технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков объединены в единый государственный кадастровый учет недвижимого имущества. Ведется кадастровый учет не только земельных участков, зданий, сооружений, но и помещений, объектов незавершенного строительства подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государственный кадастровый учет недвижимости по Закону о кадастре обеспечивает подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком имуществе в государственный кадастр недвижимости.


В ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Государственный учет участков недр в связи с их особой значимостью для экономики государства осуществляется в специальном порядке Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба с 30 декабря 2008г. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а также Федеральное агентство геодезии и картографии.

Функции этих двух агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Настоящим Указом предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии - объединение процедур по принципу "одного окна".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 256-р "О территориальных органах, упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" территориальные органы упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости с 1 марта 2009 г. подчинены Росреестру. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №409-р "О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости. До указанных преобразований системы регистрации прав и кадастрового учета функционировали указанные выше обособленные структуры.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, является Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России).

По Закону о кадастре орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений:


устанавливает формы кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки, требования к составу сведений таких документов, а также способы и формы их предоставления, в том числе в электронной форме;

устанавливает форму заявления для кадастрового учета;

определяет место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов;

устанавливает особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, а также типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.

В сфере государственного кадастрового учета и ведения ГКН Росреестр выступает органом кадастрового учета. Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее - обособленные подразделения).

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенный в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 реорганизованы в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Законами установлены максимальные сроки предоставления информации. Минэкономразвития России, как орган нормативно правового регулирования, устанавливает конкретные сроки предоставления сведений в зависимости от способов предоставления, с учетом максимальных сроков.


Существенно расширены способы предоставления информации: сведения предоставляются посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав (государственного кадастра недвижимости).

Увеличение способов получения информации снимет часть проблем, связанных со стояниями в очередях, доступностью и открытостью информации. Получение сведений в электронном виде позволит их более качественно и эффективно использовать, особенно при получении большого объема сведений. Однако для реализации этих норм Росреестру необходимо проделать серьезнейшую работу по разработке форматов, стандартов обмена информацией, подготовке технических и программных средств, обучению специалистов.

Информационное взаимодействие государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав теперь рассматривается как взаимодействие двух информационных ресурсов в рамках их ведения одним органом исполнительной власти. Росреестр после внесения в Единый государственный реестр прав записи о правах в трехдневный срок передает эти сведения в государственный кадастр недвижимости.

В целях предоставления документов для ГКУ верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа, в предыдущей редакции заверение производилось только в нотариальном порядке. Эта норма позволит уменьшить затраты органов государственной власти и органов местного самоуправления на оформление недвижимости.

С 1 октября 2011 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, все её территориальные органы и подведомственные организации при предоставлении государственных услуг физическим и юридическим лицам начали переход к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными федеральным органам исполнительной власти организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг без участия заявителя.


Теперь при обращении за представлением услуг в Филиал, заявители вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг, кроме документов личного хранения и документов, которые в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ являются основаниями для государственной регистрации прав (пункт 2 статьи 16).

Сокращение срока и упрощение процедур оформления недвижимости, создание единого информационного ресурса о недвижимом имуществе и правах на него, открытость и доступность сведений такого ресурса позволит в первую очередь значительно повысить качество и востребованность сведений о недвижимости, максимально оптимизировать оборот недвижимого имущества, ввести механизмы реального мониторинга и управления рынком недвижимости, перейти к качественному, рациональному и справедливому налогообложению недвижимого имущества.

января 2013 г. закончился переходный период применения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Законом о кадастре был предусмотрен порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период, который в качестве документа был утвержден приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. № 557 и регламентировал государственный учет.

До вступления в силу Закона о кадастре в части государственного кадастрового учета ОКС на территории страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» осуществлялся государственный технический учет, проводимый органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Теперь государственный кадастровый учет ОКС осуществляют филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра». В свою очередь органы технической инвентаризации освобождаются от полномочий по учету объектов капитального строительства и, наряду с кадастровыми инженерами, будут выполнять функции по подготовке документов для целей государственного учета (в объеме, предусмотренном Законом о кадастре для кадастровых работ).