Файл: 2 Методика подготовки и проведения концерта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества;

в-третьих, это здраво- охранительная инновационная технология[10].

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта А.А. Осипова выделяет виды арт-терапии, которые приведены в приложении 1, на рисунке 3. [33]

Арт-терапия основывается как на созидании, так и на восприятии произведений искусства. Задействуются механизмы физиологического и эстетического восприятия.

Данные виды психологической практики имеют большой развивающий ресурс в деятельности общественных молодежных организаций.

Определенными преимуществами перед индивидуальной арт-терапией обладает групповая арт-терапия, что подчеркивается в целом ряде арт- терапевтических публикаций:

- групповая арт-терапия дает возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность;

- работа в условиях арт-терапевтической группы дает ощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства;

- групповая арт-терапия обеспечивает возможность взаимной эмоциональной поддержки в период дистанцирования от семьи и психологического самоопределения;

- большое значение имеет возможность невербального общения в арт-терапевтической группе. Иногда вербальная коммуникация, тем более при ведущей роли арт-терапевта, может приводить к усилению защит и сокрытию психологически значимого материала[11].

Таким образом, специально организованная арт-терапевтическая деятельность молодых людей в рамках молодежной общественной организации является условием их успешной личностной самореализации. Создаваемые молодыми людьми продукты, объективируя их аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку молодых людей и степень их самовосприятия.

 

3.2. Анализ исследования технологии


арт-терапии в работе с сельской молодежью

 

Арт-терапия существует не ради создания эстетически красивых произведений, она помогает человеку понять самого себя, активизирует его жизненные силы, обогащает его внутренний духовный мир, оптимизирует личностный потенциал. Именно арт-терапия, как одно из средств формирования социально-экологической культуры, помогает устанавливать и гармонизировать отношения между личностью и окружающей средой. Исцеление души, самопознание и самопринятие, мобилизация жизненных ресурсов, - все это ведет к гармонии в системе отношений, что является важным в развитии современной молодежи [14].

Арт-терапия - один из самых «экологичных» методов, поскольку она основана на практике слышания себя, внимания к себе, возможности идти за своими чувствами, желаниями, побуждениями. Арт-терапевтические занятия способствуют освобождению от внутреннего напряжения, катарсическому очищению и являются мощным средством воздействия на эмоциональную сферу личности и ее ценностные ориентации. Поэтому арт-терапию можно считать способом путешествия по своему внутреннему миру, миру своей субъективной реальности - миру своей души – это и нужно современному молодому человеку для распознания самого себя. Именно поэтому данная технология и была выбрана в виде исследования в данном разделе курсовой работы.

Рассмотрим ее особенности и преимущества более подробно в использовании арт-терапевтических техник:

- практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;


- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуального, неповторимого способа бытия в мире[12].

Все эти особенности является важными элементами построения технологии в работе с молодежью проанализируем проведенное исследования и сделаем выводы на основе полученных результатов.

Приведенное исследование основано на результатах опросов, проведенных Самарским фондом социальных исследований по заказу комитета по делам молодежи администрации Самарской области. В ходе каждого из опросов на вопросы отвечали около 180 молодых жителей сельской местности Самарской области в возрасте от 14 до 25 лет. В данном исследовании акцентировалось внимание на рассмотрении наиболее типичных, сложившихся в обществе форм организации досуга или его институциональных видов присутствующих на данный момент в виде технологий досуговой работы на селе [32].

В данном случае рассматривалась приобщенность молодежи к видам досуговой деятельности, выявлялась та форма досуга, избираемая молодежью, которую можно рассматривать как один из показателей ее культурного развития, ориентации на «высокую» или массовую культуру.

Основным предположением было следующее: предпочтение досуговых технологий, которые проводятся в сельской местности с молодежной аудиторией.

Было проведено анкетирование, по результатам которого были получены результаты, которые мы привели в приложении 1 на рисунке 4, в виде диаграммы.

Как показывают собранные данные, наиболее популярными видами времяпрепровождения молодежи являлось посещение тематических праздничных мероприятий организуемых в селе 34% – опрошенных, чтение литературы 22%, численность сельской молодежи посещаемых различных творческих кружков по интересам составила 28%, желающих посещать досугововые учреждения, но не определившихся в своих предпочтениях 16% молодежи, возможно, предположить, что этой группе не хватает на это времени либо она предпочитает другие, виды досуга, которые в данном исследовании нами не изучались.

Чтение остается наиболее демократичной и доступной формой досуга
, хотя снабжение жителей удаленных от центра городов и сел разнообразной литературой и прессой оставляет сегодня желать лучшего. Процессы, связанные с модернизацией культуры и образования, коснулись и отношения молодежи к чтению. Бурное расширение возможностей проведения досуга, увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения, повышение значимости информационных технологий, изменения в системе образования ведут к переоценке значения чтения. Появляется новый вид - чтение с экрана компьютера. Сегодня уже фиксируется спрос на «электронные книги», растет интерес к соответствующим библиотечным услугам. Но численность читателей книг из года в год остается практически неизменной. Модернизация чтения сказывается, прежде всего, на увеличении роли периодики и нехудожественной литературы. Согласно данным исследований, наблюдается рост делового и учебного чтения[13]. В большей степени это обусловлено изменениями в системе среднего и высшего образования.

Буккроссинг или  книговорот – особенность данного направления заключается в следующей схеме: человек, прочитав книгу, оставляет «освобождает» её в определенном месте, для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать, тот в свою очередь должен повторить это же действие. Это направление уже получило свое развитие в сельской местности [18].

Именно в кружки по интересам и относится исследуемая нами технология – арт – терапия, мы проанализировали полученные данные и внесли их в диаграмму изображенную на рисунке 5, в приложении 1.

Самыми предпочитаемыми технологиями кружковой работы является арт-терапия которая имеет 42% из опрошенной молодежной аудитории, 36% занимает рукоделие (сюда входят такие виды, как вышивание, бисероплетение, вязание, и т.д.) и 22% творчество (вокал, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах)[14].

Стоит отметить немало важное обстоятельство, что число посещений досуговых учреждений сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, это свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе. Очевидно, что жители крупных городов имеют более сложную структуру досуга, чем жители сельской местности.


Пермь - 2022