ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Артемовский колледж сервиса и дизайна
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:
П.01 Основы микробиологии,
физиологии питания,
санитарии и гигиены
Самостоятельная работа № 1
Введение
Тема: Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера, И.И. Мечникова, А. А. Лебедева.
Цель: Проверить знания студентов по изучению основных понятий и терминов микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера, И.И. Мечникова, А. А. Лебедева.
Используемая литература:
-
З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии» -
А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»
Выполнить задания:
Задание №1: Изучите раздел «Введение» в учебном пособии "Микробиология, санитария и гигиен в пищевом производстве» и, выделив цели и задачи основных разделов изучаемой дисциплины, заполните таблицу 1.
Таблица 1.
Изучаемый раздел | Цели раздела | Задачи раздела |
Микробиология | | |
Гигиена | | |
Санитария | | |
Цели и задачи разделов дисциплины Микробиология, санитария и гигиен в пищевом производстве.
Задание №2: Используя учебный материал о развитии наук об организме человека, заполните таблицу 2.
Таблица 2.
| Ф.И.О. учёного | Годы жизни | Основные научные открытия и изобретения |
| Антоний Левенгук | | |
| Луи Пастер | | |
| Роберт Кох | | |
| И.И. Мечников | | |
| С.В. Виноградский | | |
| Д.И. Ивановский | | |
| А.А. Лебедев | | |
| Н.Ф. Гамалея | | |
Задание №3. Допишите фразы:
-
Микробиология – это наука, изучающая__________________________________ -
Полезные микробы участвуют__________________________________________ -
Вредные микробы вызывают___________________________________________ -
Микробы могут находиться в___________________________________________
Самостоятельная работа № 2
Раздел 1.
Основы микробиологии в пищевом производстве
Тема 1.1: Основные группы микроорганизмов, их роль в пищевом производстве
Цель: Проверить знания студентов по изучению основных групп, классификации микроорганизмов, отличительные признаки бактерий, плесневых грибов, дрожжей и вирусов. Роль бактерий, плесневых грибов, дрожжей в пищевом производстве.
Используемая литература:
-
З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии» -
А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»
Выполнить задания:
Задание №1. Определите формы бактерий, дайте название формы и определение, заполните таблицу №3.
Таблица №3
Рисунок | Форма | Характеристика |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание №2 . Определите вид грибов, дайте их названия.
2
1
3
1-? 2-? 3-?
Задание №3 . Заполните таблицу №4: «Классификация микробов»
Таблица №4
Представители | Характеристика | Размер (мкм) | Распространение в природе | ||
| Доклеточные | ||||
1 | Вирусы | | | | |
| Клеточные (микроорганизмы) | ||||
2 | Бактерии | | | | |
3 | Грибы | | | | |
4 | Дрожжи | | | |
Самостоятельная работа № 3
Раздел 1.
Основы микробиологии в пищевом производстве
Тема 1.1: Характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха. Роль микроорганизмов в круговороте веществ и в природе.
Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания.
Цель: Проверить знания студентов по изучению микрофлоры почвы, воды и воздуха, роли микроорганизмов в круговороте веществ и в природе, влияния температурных факторов на развитие микроорганизмов, влияния микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания.
Используемая литература:
-
З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии» -
А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»
Выполнить задания:
Задание №1. Используя учебный материал, заполните таблицу №5:
Возбудители, каких заболеваний могут находиться в:
Таблица №5
Почве? | Воде? | Воздухе? | на теле человека? |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание №2. Письменно ответьте на вопросы:
-
Как можно обеззараживать воду, предназначенную для питья? -
Какие части тела человека наиболее благоприятны для обитания микробов? -
Какие микробы могут находиться в воздухе, и от каких факторов зависит их количество?
Задание №3. Выберите правильный ответ:
1. Какой свет губительно действует на микробы?
а) дневной;
б) вечерний;
в) солнечный.
2. Какая максимальная температура ведёт к гибели микробов?
а) +35 С;
б) +50 С;
в) +80 С;
г) +120 С.
Задание №4. Перечислите факторы, влияющие на жизнедеятельность микробов.
Задание №5. Изучите материал «Влияние условий внешней среды на микроорганизмы» и заполните таблицу №6.
Таблица 6
Факторы внешней среды | Влияние на жизнедеятельность | |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Задание №6. Укажите в таблице №7- критические пределы температур для различных групп микробов.
Таблица №7
Группы микроорганизмов | Нижний критический предел | Верхний критический предел | Представители |
Психрофилы | | | |
Мезофилы | | | |
Термофилы | | | |
Тестовое задание по теме:
«Морфология и классификация микроорганизмов»
Задание: На каждый вопрос выбрать правильный ответ.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Строение тела бактерий является: | а. многоклеточным б. одноклеточным в. колониальным |
2 | Пенициллин относят к: | а. плесеням б. дрожжевым грибам в. ржавчинным грибам |
3 | Дрожжи размножаются: | а. только делением б. только почкование в. делением и почкованием |
4 | Пекарские дрожжи в природе: | а. не известны б. встречаются часто в нектаре цветов, соке плодов встречаются, но очень редко |
5 | Тело грибов имеет строение: | а. одноклеточное б. доклеточное в. неклеточная грибница г. многоклеточная грибница |
6 | Какая максимальная температура ведет к гибели микробов: | а)+25-35С в) +60-90С б)+45-50С г) +100-120С |
7 | При какой влажности воздуха продукты хорошо сохраняются: | а) повышенной б) средней в) пониженной |
8 | При какой концентрации веществ (соли и сахара) живут микробы: | а) при небольшой концентрации б) при повышенной концентрации в) при средней концентрации г) при высокой концентрации |
9 | Как влияет на развитие микроорганизмов квашение и маринования овощей: | а) способствует развитию б) подавляет жизнедеятельность в) приостанавливает развитие |
10 | Какой свет губительно действует на | микробы: а) дневной б) вечерний в) солнечный |
Самостоятельная работа № 4
Раздел 1.
Основы микробиологии в пищевом производстве
Тема 1.1: Микробиология основных пищевых продуктов. Микробиология мяса и мясопродуктов. Микробиология рыбы и рыбных продуктов; микробиология стерилизованных баночных консервов
Цель: Проверить знания студентов по изучению микробиологии мяса и мясопродуктов, микробиологии рыбы и рыбных продуктов; микробиологии стерилизованных баночных консервов.
Используемая литература:
-
З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии» -
А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»
Выполнить задания:
Утверждение | Комментарий |
1. На мясе размножаются микробы в процессе убоя скота и разделки туш | |
2. Мясо может приобретать синюшный цвет в результате порчи | |
3. Мясо птицы сальмонеллами не заражается | |
4. На колбасных изделиях появляются микроорганизмы в результате нарушения процесса производства | |
5. Процесс замораживания замедляет развитие микробов на поверхности рыбы | |
6. Продукты моря (ракообразные, головоногие, двустворчатые) не могут подвергаться обсеменению микробами | |
7. Баночные консервы не поражаются микробами, если соблюдать санитарно-гигиенические условия | |
Задание №1. Читая утверждения, впишите в таблицу комментарий «ДА» или «НЕТ»:
Задание №2. Письменно ответьте на вопрос: Зачем работникам общественного питания знание микробиологии пищевых продуктов?
Задание №3. Используя учебный материал, заполните таблицу №8
: Название микробов, вызывающих порчу продуктов.
Таблица №8
Группа продуктов | Названия микробов, вызывающих порчу | Как происходит обсеменение микробов | Меры предупреждения порчи (условия хранения) | |
| Мясо | | | |
| Мясной фарш | | | |
| Мясо птицы | | | |
| Мясные субпродукты | | | |
| Колбасные изделия | | | |
| Рыба | | | |
| Нерыбные морепродукты | | | |
| Баночные консервы | | | |
Самостоятельная работа № 5
Раздел 1.
Основы микробиологии в пищевом производстве
Тема 1.1: Микробиология молока и молочных продуктов, микробиология пищевых жиров, микробиология яиц и яичных продуктов.
Цель: Проверить знания студентов по изучению микробиологи молока и молочных продуктов, микробиологии пищевых жиров, микробиологии яиц и яичных продуктов.
Используемая литература:
-
З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии» -
А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»
Выполнить задания:
Задание №1. Используя учебный материал, заполните таблицу №9: Название микробов, вызывающих порчу продуктов: молока и молочных продуктов
Таблица №9
Вид продукта | Источник заражения | Пути обсеменения | Виды микробов, обитающих в продукте | Виды порчи продуктов | Меры предупреждения микробных заражений |
Молоко | | | | | |
Пищевые жиры | | | | | |
Яйцо и яичные продукты | | | | | |
Задание №2 . Вставьте пропущенные слова в предложения
-
Молоко является прекрасной средой для развития ________________, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря и т.д. -
В молоко могут попадать ___________ микробы — возбудители дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза. Поэтому в общественном питании молоко обязательно _________________________________________________________________________. -
Сырысодержат _____________ закваски и процесса созревания, под действием которых протекает ____________ и пропионово-кислое брожение внутри сыров. -
Яйцо обсеменяется микроорганизмами во время ___________________________________. -
Меланж является скоропортящимся яичным продуктом, поэтому поступает в общественное питание всегда в ________________ виде и используется только в тесто, изделия из которого подвергают длительной _____________________________.
Задание №3 . Отгадать красфорд.
По горизонтали
1. Молочный продукт, содержащий меньше жира, белка, минеральных веществ, чем коровье молоко, но больше сахара в 1,5 и витаминов в 10 раз больше.
4. Из него так много разных Вкусных делают вещей! И всегда, с пелёнок, сразу всех их кормят малышей. Нам даёт его корова
5. Не надеясь на прививки, Мы употребляем…
6. Бутербродов без него Просто не бывает. В каши разные его Часто добавляют. Мажется легко оно, И, конечно, ясно, Имя есть ему одно, Это имя: …
8. Продукт, потребление которого должно составлять не менее 100 грамм в день согласно физиологическим нормам, разработанным Институтом питания
9. Жидкость, которая остаётся после сворачивания и процеживания молока
10. Кисломолочный продукт, образующийся из молока в результате молочнокислого брожения
11. Вид молока, которое может храниться при температуре 20с в течение 10 дней
12. Это кисломолочный продукт, часто используемый в качестве питательной маски.
13. Это густое закисшее молоко.
17. Сывороточный белок молока
18. Это какой молочный напиток в Россию попал с Кавказа
19. Молоко, имеющее выраженный вкус пастеризации