Файл: Самостоятельная работа 1 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Артемовский колледж сервиса и дизайна



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:

П.01 Основы микробиологии,

физиологии питания,

санитарии и гигиены


Самостоятельная работа № 1

Введение

Тема: Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера, И.И. Мечникова, А. А. Лебедева.

Цель: Проверить знания студентов по изучению основных понятий и терминов микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера, И.И. Мечникова, А. А. Лебедева.

Используемая литература:

  1. З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии»

  2. А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»

Выполнить задания:

Задание №1: Изучите раздел «Введение» в учебном пособии "Микробиология, санитария и гигиен в пищевом производстве» и, выделив цели и задачи основных разделов изучаемой дисциплины, заполните таблицу 1.

Таблица 1.

Изучаемый раздел

Цели раздела

Задачи раздела

Микробиология







Гигиена







Санитария







Цели и задачи разделов дисциплины Микробиология, санитария и гигиен в пищевом производстве.

Задание №2: Используя учебный материал о развитии наук об организме человека, заполните таблицу 2.

Таблица 2.




Ф.И.О. учёного

Годы жизни

Основные научные открытия и изобретения



Антоний Левенгук











Луи Пастер











Роберт Кох











И.И. Мечников











С.В. Виноградский











Д.И. Ивановский











А.А. Лебедев











Н.Ф. Гамалея









Задание №3. Допишите фразы:

  • Микробиология – это наука, изучающая__________________________________

  • Полезные микробы участвуют__________________________________________

  • Вредные микробы вызывают___________________________________________

  • Микробы могут находиться в___________________________________________

Самостоятельная работа № 2

Раздел 1.

Основы микробиологии в пищевом производстве

Тема 1.1: Основные группы микроорганизмов, их роль в пищевом производстве

Цель: Проверить знания студентов по изучению основных групп, классификации микроорганизмов, отличительные признаки бактерий, плесневых грибов, дрожжей и вирусов. Роль бактерий, плесневых грибов, дрожжей в пищевом производстве.

Используемая литература:

  1. З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии»

  2. А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»

Выполнить задания:

Задание №1. Определите формы бактерий, дайте название формы и определение, заполните таблицу №3.

Таблица №3

Рисунок

Форма

Характеристика

































































Задание №2 . Определите вид грибов, дайте их названия.






2

1

3


1-? 2-? 3-?

Задание №3 . Заполните таблицу №4: «Классификация микробов»

Таблица №4

Представители

Характеристика

Размер (мкм)

Распространение в природе




Доклеточные

1

Вирусы













Клеточные (микроорганизмы)

2

Бактерии










3

Грибы










4

Дрожжи










Самостоятельная работа № 3

Раздел 1.

Основы микробиологии в пищевом производстве

Тема 1.1: Характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха. Роль микроорганизмов в круговороте веществ и в природе.

Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания.

Цель: Проверить знания студентов по изучению микрофлоры почвы, воды и воздуха, роли микроорганизмов в круговороте веществ и в природе, влияния температурных факторов на развитие микроорганизмов, влияния микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания.

Используемая литература:

  1. З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии»

  2. А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»

Выполнить задания:

Задание №1. Используя учебный материал, заполните таблицу №5:

Возбудители, каких заболеваний могут находиться в:

Таблица №5

Почве?

Воде?


Воздухе?

на теле человека?

















































Задание №2. Письменно ответьте на вопросы:

  1. Как можно обеззараживать воду, предназначенную для питья?

  2. Какие части тела человека наиболее благоприятны для обитания микробов?

  3. Какие микробы могут находиться в воздухе, и от каких факторов зависит их количество?

Задание №3. Выберите правильный ответ:

1. Какой свет губительно действует на микробы?

а) дневной;

б) вечерний;

в) солнечный.

2. Какая максимальная температура ведёт к гибели микробов?

а) +35 С;

б) +50 С;

в) +80 С;

г) +120 С.

Задание №4. Перечислите факторы, влияющие на жизнедеятельность микробов.

Задание №5. Изучите материал «Влияние условий внешней среды на микроорганизмы» и заполните таблицу №6.

Таблица 6

Факторы внешней среды

Влияние на жизнедеятельность

1







2







3







4







5







Задание №6. Укажите в таблице №7- критические пределы температур для различных групп микробов.

Таблица №7

Группы

микроорганизмов

Нижний

критический

предел

Верхний

критический

предел

Представители

Психрофилы










Мезофилы










Термофилы










Тестовое задание по теме:

«Морфология и классификация микроорганизмов»

Задание: На каждый вопрос выбрать правильный ответ.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Строение тела бактерий является:

а. многоклеточным

б. одноклеточным

 в. колониальным

2

Пенициллин  относят к:


а. плесеням

 б. дрожжевым грибам

 в. ржавчинным грибам

3

Дрожжи размножаются:


 а. только делением

б. только почкование

 в. делением и почкованием

4

Пекарские дрожжи в природе:

                 

а. не известны

б. встречаются часто в нектаре цветов, соке плодов

встречаются, но очень редко

5

Тело грибов имеет строение:


а. одноклеточное

б.  доклеточное

в. неклеточная грибница

г. многоклеточная грибница

6

Какая максимальная температура ведет к гибели микробов:


а)+25-35С                                        

в) +60-90С

б)+45-50С                                        

г) +100-120С

7

При какой влажности воздуха продукты хорошо сохраняются:


а) повышенной

б) средней

в) пониженной

8

При какой концентрации веществ (соли и сахара) живут микробы:



а) при небольшой концентрации

б) при повышенной концентрации

в) при средней концентрации

г) при высокой концентрации

9

Как влияет на развитие микроорганизмов квашение и маринования овощей:


а) способствует развитию

б) подавляет жизнедеятельность

в) приостанавливает развитие

10

Какой свет губительно действует на

микробы:

а) дневной

б) вечерний

в) солнечный

Самостоятельная работа № 4

Раздел 1.

Основы микробиологии в пищевом производстве


Тема 1.1: Микробиология основных пищевых продуктов. Микробиология мяса и мясопродуктов. Микробиология рыбы и рыбных продуктов; микробиология стерилизованных баночных консервов

Цель: Проверить знания студентов по изучению микробиологии мяса и мясопродуктов, микробиологии рыбы и рыбных продуктов; микробиологии стерилизованных баночных консервов.

Используемая литература:

  1. З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии»

  2. А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»

Выполнить задания:

Утверждение

Комментарий


1. На мясе размножаются микробы в процессе убоя скота и разделки туш




2. Мясо может приобретать синюшный цвет в результате порчи




3. Мясо птицы сальмонеллами не заражается




4. На колбасных изделиях появляются микроорганизмы в результате нарушения процесса производства




5. Процесс замораживания замедляет развитие микробов на поверхности рыбы




6. Продукты моря (ракообразные, головоногие, двустворчатые) не могут подвергаться обсеменению микробами




7. Баночные консервы не поражаются микробами, если соблюдать санитарно-гигиенические условия




Задание №1. Читая утверждения, впишите в таблицу комментарий «ДА» или «НЕТ»:

Задание №2. Письменно ответьте на вопрос: Зачем работникам общественного питания знание микробиологии пищевых продуктов?

Задание №3. Используя учебный материал, заполните таблицу №8

: Название микробов, вызывающих порчу продуктов.

Таблица №8



Группа продуктов

Названия микробов,

вызывающих порчу

Как происходит обсеменение микробов

Меры предупреждения порчи

(условия хранения)



Мясо












Мясной фарш












Мясо птицы












Мясные субпродукты












Колбасные изделия












Рыба












Нерыбные морепродукты












Баночные консервы











Самостоятельная работа № 5

Раздел 1.

Основы микробиологии в пищевом производстве

Тема 1.1: Микробиология молока и молочных продуктов, микробиология пищевых жиров, микробиология яиц и яичных продуктов.

Цель: Проверить знания студентов по изучению микробиологи молока и молочных продуктов, микробиологии пищевых жиров, микробиологии яиц и яичных продуктов.

Используемая литература:

  1. З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии»

  2. А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария»

Выполнить задания:

Задание №1. Используя учебный материал, заполните таблицу №9: Название микробов, вызывающих порчу продуктов: молока и молочных продуктов

Таблица №9

Вид продукта

Источник заражения

Пути обсеменения

Виды микробов, обитающих в продукте

Виды порчи продуктов

Меры предупреждения микробных заражений



Молоко


















Пищевые жиры


















Яйцо и яичные продукты

















Задание №2 . Вставьте пропущенные слова в предложения

  1. Молоко является прекрасной средой для развития ________________, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря и т.д.

  2. В молоко могут попадать ___________ микробы — возбудители дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза. Поэтому в общественном питании молоко обязательно _________________________________________________________________________.

  3. Сырысодержат _____________ закваски и процесса созрева­ния, под действием которых протекает ____________ и пропионово-кислое брожение внутри сыров.

  4. Яйцо обсеменяется микроорганизмами во время ___________________________________.

  5. Меланж является скоропортящимся яичным продуктом, по­этому поступает в общественное питание всегда в ________________ виде и используется только в тесто, изделия из которого подвергают дли­тельной _____________________________.

Задание №3 . Отгадать красфорд.





По горизонтали

1. Молочный продукт, содержащий меньше жира, белка, минеральных веществ, чем коровье молоко, но больше сахара в 1,5 и витаминов в 10 раз больше.

4. Из него так много разных Вкусных делают вещей! И всегда, с пелёнок, сразу всех их кормят малышей. Нам даёт его корова

5. Не надеясь на прививки, Мы употребляем…

6. Бутербродов без него Просто не бывает. В каши разные его Часто добавляют. Мажется легко оно, И, конечно, ясно, Имя есть ему одно, Это имя: …

8. Продукт, потребление которого должно составлять не менее 100 грамм в день согласно физиологическим нормам, разработанным Институтом питания

9. Жидкость, которая остаётся после сворачивания и процеживания молока

10. Кисломолочный продукт, образующийся из молока в результате молочнокислого брожения

11. Вид молока, которое может храниться при температуре 20с в течение 10 дней

12. Это кисломолочный продукт, часто используемый в качестве питательной маски.

13. Это густое закисшее молоко.

17. Сывороточный белок молока

18. Это какой молочный напиток в Россию попал с Кавказа

19. Молоко, имеющее выраженный вкус пастеризации