Файл: 2 Методика подготовки и проведения концерта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕЗУЛЬТАТЫ 

Первый Перечень был утвержден в 2016 году [11] и включал 102 мероприятия. В последующих Перечнях количество мероприятий увеличивалось: в 2017/18 учебном году – 200 мероприятий [12], в 2018/19 учебном году – 224 мероприятия [13]. Условно мероприятия, включенные в Перечень, распределяются по трем направлениям: наука, искусство, спорт.

Сравнительный анализ распределения мероприятий по направлениям в каждом из трех Перечней показал увеличение количества конкурсных мероприятий по искусству. Если в первый год в Перечень было включено всего 19 мероприятий по направлению «Искусство», то через два года их стало 45: конкурсов, фестивалей и олимпиад по искусству. Это составило 20% от общего количества конкурсов, включенных в Перечень [5].

Определение количественного соотношения мероприятий по разным видам искусства показало превалирование различных форматов по музыке над другими видами искусства. Например, в Перечень 2017/18 учебного года включено 10 конкурсных мероприятий, которые можно соотнести с изобразительным искусством (дизайн, декоративно прикладное искусство, рисунок) и 28 мероприятий из области музыкального искусства.

Аналогичная пропорция сохраняется и в перечне 2018/19 учебного года. Из 45 мероприятий по направлению «Искусство», включенных в Перечень, количество музыкальных конкурсов остается на том же уровне, а конкурсов по изобразительному искусству уменьшается. Соотнесение конкурсных мероприятий с видами искусства выглядит следующим образом:

  • музыка        28;

  • изобразительное искусство    6;

  • дизайн         3;

  • театр           3;

  • хореография        1.

Наглядно это представлено на диаграмме, показывающей количество конкурсов по каждому виду искусства.

Анализ конкурсных мероприятий Перечня за 2019/20 подтверждает относительно стабильное количество мероприятий в области «Искусство» из года в год. В очередном Перечне их 43. Ожидаемо наибольшее количество мероприятий заявлено в области музыкального искусства – 23. Немного увеличилось количество мероприятий по изобразительному искусству – 14. В основном это различные форматы конкурсов: смотры-конкурсы, конкурсы, фестивали-конкурсы. Они решают преимущественно задачи предпрофессионального и профессионального отбора. Как правило в них участвуют те, кто уже определился с профессиональным выбором. Также в Перечни включено небольшое количество конкурсов, которые можно отнести к общеразвивающим. Это конкурсы, участники которых вдохновлены музыкальным искусством на уровне увлеченности и не предполагают дальнейшей профессионализации в этой сфере. Их целевая группа участников – обучающиеся общеобразовательных организаций. В анализируемых Перечнях таких конкурсов практически нет. Впервые конкурсное мероприятие это типа появляются в Перечне 2018/19 учебного года год – «Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Хоровод традиций-2020». В проекте Перечня 2019/20 к нему добавляется III Всероссийский фестиваль «Диалог искусств» участниками которого являются обучающиеся общеобразовательных школ, которые изучают музыку на внеурочных занятиях.


Задания по теме 2.4. Методика проведения массовых игровых программ

Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения массовых игровых программ; формирование умения осуществлять подготовку и проведение массовых игровых программы, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

 

Задание 4. На основе анализа материалов лекции и учебно – методических пособий определите специфику различных массовых игровых программ для детей дошкольного школьного возраста. Охарактеризуйте их.

Игра  - это, прежде всего отдых, разрядка, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей.

Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Игра – вид эстетической деятельности человека, состоящий в упражнении его способностей ради наслаждения самим процессом, реализации физических, интеллектуальных, и эмоциональных сил .

Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра,конкурс,аттракцион,аукцион,викторина,лотерея,потеха,забава,розыгрыш,прикол,затея,состязание,фант,хороводные игры,игры в кругу,игро-танцы,танцевальные игры,песня, игро-песня, комикс-игра (игровое представление), занятие.

Рассмотрим подробнее игровые принципы, используемые при организации досуга детей.

 Игры. Сам игровой принцип игры делится на две основные - и самостоятельные и взаимосвязанные - части: дворовые игры, посиделочные игры. И дворовые, и посиделочные игры также делятся на свои составные части. Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки - пятнашки - горелки»), прыгательные («прыгалки - скакалки - классики») и т.п. Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п. [29, с. 17].

К сожалению, многие организаторы досуга забывают про данные формы, хотя они являются самыми популярными среди детей.


Следующий игровой принцип, который широко применяется в детских игровых программах – конкурс. Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Главное отличие игрового принципа от конкурсного в том, что конкурсный принцип игры требует выявления лучшего. В игре лучшего выявлять не нужно. Как и игра, конкурс также делится на свои составные части. Это могут быть и массовые конкурсы, в которых участвуют вся детская аудитория (например, конкурс на лучший танец), с выделением и поощрением самых активных, оригинальных исполнителей, дуэтов, квартетов и т.п. И групповые, где в группах проводятся конкурсы с выбыванием проигравших, или - что сегодня более перспективно и важно – победителей. Победители или проигравшие выделяются или в ходе самой игры, или по реакции зрителей (например, по шумному приветствию), или каким-то другим приемом.

Аттракционный принцип игры - это, фактически, игровое оформление пространства, делится он на четыре направления: Межпространственное - игры, которые располагаются вертикально от земли или от пола вверх. Напольное - игры, которые располагаются горизонтально по полу или по земле. Потолочное - это игры, которые свисают от потолка вниз. Настенное - игры, которые располагаются на стенах игрового пространства мероприятия - в фойе, коридорах и т.п. Аттракционный принцип - это все разновидности тиров, кегельбанов, горок, трамплинов, городков, мишеней, которые так популярны в настоящее время.

Викторинный принцип игры - сегодня самый популярный. Он также делится на свои подвиды: «тестовый» («Кто хочет стать миллионером?»), «кроссвордный» («Поле чудес»), «вопросный» («Что? Где? Когда?»). Хотелось бы отметить, что викторина не просто игра в ответы на вопросы. Викторина требует полного или достаточно объемного раскрытия темы.

 В данном принципе могут широко использоваться: шарады - загадки, в которых загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; кроссворды - игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. В свою очередь кроссворд может быть настеннымдля коллективного разгадывания. Он становится тем, что мы называет игровым оформлением праздничного пространства. Кроссворд может быть индивидуальным,на отдельных листочках.

В викторинном принципе  не маловажную роль играет загадка - очень древняя игровая форма. Через «загадку» шли и освоение мира, и познание его секретов, и особый взгляд на быт, и развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Все загадки, делятся на две части: старинные загадки (создаваемые и накопленные многими поколениями нашего народа), современные загадки (создаваемые
сегодня и в народной среде, и писателями, и ведущими - игровиками). Старинные и современные загадки также подразделяются на загадки познавательные и загадки развлекательные.

Каждый ребенок любит подарки и сюрпризы, и с большой радостью принимает их. Лотерея – это тот игровой принцип, который может принести эту радость. Бывают лотереи: беспроигрышные в виде тира (что «выбил», то и получи), театрализованные и другие. Лотерейный игровой принцип хорош, как встречальная форма на детской игровой программе. Например, детей могут встретить персонажи программы и предложить билетик, по которому можно выиграть «приз», «улыбку от всей души», «фокус-покус», «доброе пожелание» и др. Игра, в которой надо с завязанными глазами срезать приз, висящий на нитке - это тоже одна из форм лотерейного игрового принципа. Лотерея имеет огромное количество форм, которые легко и удачно входят в канву любой программы .

Не очень широко используется в детских досуговых программах такой игровой принцип, как  затея. Она необходима для включения детей, особенно для тех, кто не проявляет интереса к происходящему, в игровую атмосферу. Вот для них и нужно придумывать и затевать что-то неожиданное, новое действие.

Следующий принцип, широко распространенный среди организаторов детского досуга - состязательный - это: все виды эстафет, все поединковые схватки; дворовые виды спорта, настольные игры  и многое другое. Необходимо назвать отличия состязания от конкурса: если в конкурсах участвуют группы людей, то в состязаниях - команды. Основная разница здесь в том, что «группа» - это случайный набор людей, а «команда» - уже отобранные люди. Если в конкурсах фигурируют призы, то в состязаниях - награды .

 Очень разнообразны хороводные игры – популярный игровой принцип. Хороводные игры - это коллективные игры или игры, развивающие такое понятие, как «коллективизм», так как в них дети вместе соучаствуют, помогают, радуются. Хороводная игра - это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу. Хороводная игра - это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя». Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки», и т.п.

 Для организаторов детских программ интересен принцип - «игры в кругу» - четкое и точное геометрическое определение: в кругу. Как правило, они рассчитаны на личное, индивидуальное участие каждого человека. Но нужно отметить, что здесь опять большую роль играет коллектив. Панфилов отмечает: «Круг» понятие сакральное, мистическое. Да, каждый - сам за себя, но есть при этом жесткий каркас – круг» . Поэтому: игры в кругу - это игры, развивающие личностные начала, но без отрыва от общества (коллектива).


Игро-танцы и танцевальные игры – любимы и детьми и взрослыми. Это два разных игровых принципа. Название каждого игрового принципа состоит из двух слов. Смотрим: какое слово стоит на первом месте. Это слово и есть доминанта данного игрового принципа: «игро-танцы» - значит «игра» здесь главное, а «танец» - подспорье. «Танцевальная игра» - главенствует «танец», а «игра» является украшающей его деталью. К танцевальным играм относятся такие танцы, как «Бамп», «Танец маленьких утят», «Сиртаки», «Летка-енька», «Маленькие утята», «Ламбада», все виды «Кадрили» и другие танцы, пляски, танцевальные забавы и потехи народов России и мира Опыт показывает, что дети с удовольствием танцуют и играют одновременно.

Песня, как игровой принцип, является и прекрасным ненавязчивым «манком» в досуговой программе: стоит только запеть хорошую песню, как дети ее подхватывают, а значит включаются в действие.

Если говорить об игро – песне, то в данном игровом принципе - «песня» является подспорьем игре. Песня помогает игре. Например,  широко используются известные всем игры «Бояре», «Каравай» и др.

Необходимо назвать ещё один принцип -  «Игровое представление». Суть его такова: если дети в определенный момент программы становятся «актерами» - это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа.  Дети уже не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они действуют, с помощью ведущих как актеры. Игровое представление, как игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие. Это могут быть: зримый анекдот, пантомима, сказка-подсказка, ролевые игры и т.п.

Приведенные в данной работе игровые принципы - не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. Именно  поэтому игры, включенные в детскую досуговую программу, делают её единой, целостной и разнообразной.

 В проведении игровых досуговых программ необходимы определенные подходы. Остановимся на некоторых из них.

Первый подход: гадальный. Гадальный подход применяется во многих играх: это и «чет - нечет», и всевозможные встречальные лотереи и др. Гадальный подход хорош тем, что он возбуждает особый интерес и активизирует участие детей в играх и конкурсах .