Файл: Дисциплина Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Миссия Торайгыров университета – «Развитие человеческого капитала и содействие формированию выдающихся, социально ответственных профессионалов цифрового времени, гармоничных и разносторонних личностей»





Syllabus
УТВЕРЖДАЮ

Декан ФГиСН

___________Бегимтаев А.И.
«___»________20__г.


Основные сведения

Факультет/кафедра

Факультет гуманитарных и социальных наук/ Социальных наук, журналистики и информации

Шифр и наименование образовательной программы




Дисциплина


Философия

Форма обучения

Очная




Степень/должность

Ф.И.О.

Подпись

Разработчики

К.филос.н., проф.

Альмуханов С.Х.




ст.преп.

Смагулова Б.Т.




Заведующий кафедрой

к.филос.н., ассоц.проф. (доцент)

Кожамжарова М.Ж.




Председатель УМС факультета

к.ф.н., ассоц.проф. (доцент)

зам.декана по УР

Карипжанова А.О.




Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол/Дата

№___ от ___/___/_____

Рассмотрено на заседании УМС факультета

Протокол/Дата

№___ от ___/___/_____

Разработан на основании ГОСО высшего и послевузовского образования, утвержденного приказом Министра науки и высшего образования от 20 июля 2022 года № 2.




Согласование с выпускающей кафедрой

Наименование

Степень/должность

Ф.И.О.

Подпись

Заведующий кафедрой "Биология и экология"










Заведующий кафедрой "География и туризм"










Заведующий кафедрой "Химия и химические технологии"










Заведующий кафедрой "Теплоэнергетика"










Заведующий кафедрой "Электроэнергетика"










Заведующий кафедрой "Электротехника и автоматизация"










Заведующий кафедрой "Архитектура и дизайн"











Заведующий кафедрой

"Промышленное гражданское и транспортное строительство"










Заведующий кафедрой  "Транспортная техника и логистика"










Заведующий кафедрой "Машиностроение и стандартизация"










Заведующий кафедрой "Механика и нефтегазовое дело"










Заведующий кафедрой "Металлургия"










Заведующий кафедрой

"История Казахстана"










Заведующий кафедрой "Физическая культура и спорт"










Заведующий кафедрой "Филология"










Заведующий кафедрой "Личностное развитие и образование"










Заведующий кафедрой "Исполнительcкое искусство"










Заведующий кафедрой "Иностранная филология"










Заведующий кафедрой "Трёхъязычия"










Заведующий кафедрой "Правоведение"










Заведующий кафедрой "Экономика"










Заведующий кафедрой "Финансы и учет"










Заведующий кафедрой "Агротехнология"










Заведующий кафедрой

"Биотехнология"










Заведующий кафедрой "Зоотехнология, генетика и селекция"










Заведующий кафедрой

Faculty of Computer Science (факультет компьютерных наук)










Заведующий кафедрой

























Характеристика дисциплины

Распределение часов по видам

занятий

лекции

практ/лабор/сем

срсп

срс

22,5

22,5

11,25

105

Формируемые результаты обучения по дисциплине

По итогам освоения программы студент обладает следующими результатами обучения:

-описывать основное содержание онтологии и метафизики в контексте исторического развития философии;

- объяснять специфику философского сомысления действительности;

-обосновывать мировоззрение как продукт философского осмысления и изучения природного и социального мира;

-классифицировать методы научного и философского познания мира;

-интерпретировать содержание и специфические особенности мифологического, религиозного и научного мировоззрения;

-обосновывать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей социального и личностного бытия человека в современном мире;

-анализировать философский аспект медиатекстов, социально-культурных и личностных ситуаций для обоснования и принятия этических решений;

-формулировать и грамотно аргументировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современного глобального общества;

-проводить исследование, актуальное для выявления философского содержания проблем в профессиональной деятельности и презентовать результаты обсуждения.

Цель дисциплины

Формирование у студентов целостного представления о философии как особой форме познания мира, об основных её разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины

-освоение обучающимися основ философско-мировоззренческой и методологической культуры в контексте понимания роли филосфии в модернизации общественного сознания и решении глобальных задач современности;

- формирование у студентов философской рефлексии, навыков самоанализа и нравственной саморегуляции;

-развитие научно-исследовательских способностей и формирование интеллектуального и творческого потенциала.

В результате обучения должен:




- демонстрация знаний и понимания

демонстрировать знание и понимание в области истории развития философии, основных ее проблемах и методах их изучения, ключевых принципов философии успеха.

- применение знаний и понимания

применять философские знания в различных личностных жизненных ситуациях, при анализе общественных явлений; расставлять приоритеты, планировать и ставить долгосрочные задачи и управлять собственной жизнью.

- осуществление сбора и интерпретации информации

- критически анализировать существующие философские концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;

- проводить информационно-аналитическую работу с привлечением современных информационных технологий.

- применение теоретических и практических знаний

уметь устанавливать профессионально важные контакты (net-working), приобретать навыки коммуникации и саморегулирования, управления коллективом, лидерских качеств, ораторского искусства и ведения диалога.

- навыки обучения

развивать способность к совершенствованию, самообразованию, продуцированию новых инновационных идей и технологий в профессиональной деятельности, конкурентоспособный специалист обладающий креативным мышлением, профессиональными, информационно-коммуникативными компетенциями, предпринимательскими и лидерскими навыками ориентированного на дальнейшее образование.

- знание методов научных исследований и академического письма

владеть методами философского анализа, обладать необходимым объемом знаний по философии, позволяющим в полном объеме выполнять функциональные обязанности в соответствии с профилем деятельности, самостоятельно работать над источниками и литературой в целях систематизации и углубления своих познаний, совершенствовать умения формулировать и обосновывать собственные мысли, идеи и доносить их до целевой аудитории, формировать навыки написания научных текстов, умение структурировать, форматировать, подбирать стилистику и язык описания.

- применять знания и понимание фактов, явлений, теорий и сложных зависимостей между ними

- использовать основные философские положения и методы для решения профессиональных задач, учитывая современное состояние науки и специфику профессиональной деятельности;

- определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия

- понимание значения принципов и культуры академической честности

- неукоснительно соблюдать академическую честность при выполнении контрольных мероприятий;

- использовать способ передачи чужой речи и мысли с указанием автора, наименования произведения и страницы;

- в конце эссе, письменных работ указывать список использованной литературы;

- использовать достоверные и надежные источники информации;

- уважать и соблюдать основополагающие принципы, касающиеся использования чужой интеллектуальной собственности;

- принимать этические стандарты и строго следовать им, а также соблюдать все принципы при любом виде работы, устной и письменной форме, текущем и итоговом контроле;

- при использовании отрывков из чужих произведений использован, такой способ передачи чужой речи, как цитирование;

- при написании эссе, письменных работ, заявлений использовать сноски, в которых указывается автор и произведение, откуда взяты определенные мысли.

- в конце работы в обязательном порядке иметь библиографию, в которой указаны все информационные ресурсы, либо создать приложение, в котором представлены информационные источники;

- самостоятельно выполнять все виды заданий;

- знать об ответственности за проявление академической нечестности и быть готовым к тому, что к обучающемуся будут применены меры в рамках данных Правил.

Пререквизиты

История Казахстана, Психология, Социология, Культурология.

Постреквизиты

Дисциплины специальности





Содержание дисциплины



п/п

Наименование темы и содержание (в соответствии с Реестром ОП)

Кол-во часов

№ недели

Вид занятия (очно, on-line, вне университета)

Литература




Лекции:

22,5










1

Возникновение культуры мышления. Предмет и метод.

1,5

1

очно

[35], стр.10-20


2

Основы философского понимания мира. Сознание, душа и язык

1,5

2

очно

[26], стр.49-67 [35], стр.521-546


3

Бытие. Онтология и метафизика. Тайм менеджмент

1,5

3

очно

[26], стр.10-46

[35], стр.435-451

4

Познание и творчество. Креативное мышление

1,5

4

очно

[26], стр.119-139

[35], стр.555-584

5

Образование, наука, техника и технологии

1,5

5

очно

[26], стр.143-155

[35], стр.589-618


6

Философия человека и ценностный мир. Человек

1,5

6

очно

[23], стр.85-109

[26], стр.69-90

[35], стр.632-650


7

Жизнь и смерть. Смысл жизни

1,5

7

очно

[26], стр.101-110

[35], стр.668-677

8

Этика. Философия ценностей. Ведение переговоров

3

8-9

очно

[23], стр.52-141 [26], стр.319-322


9

Философия свободы

1,5

10

очно

[26], стр.101-109

[35], стр.658-667


10

Философия искусства. Спичрайтинг

1,5

11

очно

[40], стр.10-130

11

Общество и культура

1,5

12

очно

[26], стр.224-258

[35], стр.678-743

12

Философия истории

1,5

13

очно

[26], стр.264-283

[35], стр.694-707

13

Философия религии

1,5

14

очно

[26], стр.298-315

[35], стр.845-880

14

"Мәңгілік Ел" и "Рухани жаңғыру" - философия нового Казахстана

1,5

15

очно

[1], [2]




Практические/лабораторные занятия для обучающихся очной формы обучения:

22,5










1

Возникновение культуры мышления. Предмет, метод, функции и задачи философии.

План:

1. Предмет и задачи философии.

2.Формы и типы мировоззрения.

3.Основные функции философии.

4.Истоки философии: мифология и религия.

1,5

1

очно

[4], стр.10-20
[35], стр.10-20

2

Сознание, душа и язык

План:

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Сознание как онтологическая проблема.

3. Сознание и самосознание.

4. Мышление и язык

5. Переход казахского языка на латиницу

1,5

2

очно

[4], стр.10-20
[35], стр.521-546 [26], стр.49-67


3

Бытие. Онтология и метафизика. Тайм менеджмент

План:

1. Оценка субстанциональной концепции бытия и анализ базовых категорий онтологии.

2. Бытие и небытие. Формы бытия.

3.Проблема соотношения бытия и мышления.

4. Понятие «материя». Движение, пространство и время.

5.Современные информационные технологии и тайм менеджмент.

1,5

3

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.10-46

[35], стр.435-451

4

Познание и творчество. Креативное мышление

План:

1.Познание как философская проблема.

2.Определение сущности знания в различных философских системах.

3.Субъект и объект познания.

4.Возможности и границы познания.

5. Вопрос о принципиальной познаваемости мира: когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм.

6. Культ знания в контексте модернизации современного Казахстана.

1,5

4

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.119-139

[35], стр.555-584

5

Образование, наука, техника и технологии

План:

1. Проблема метода в науке.

2. Основные методы познания.

3. Успехи современной науки и их причины.

4. Цифровые технологии в третьей модернизации Казахстана.

5. Наука и техника. Перспективы науки Казахстана.

1,5

5

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.143-155

[35], стр.589-618

6

Проблема человека

План:

1. Специфика философского подхода к рассмотрению человека.

2. Сравнительный анализ проблемы человека в современной философии.

3. Человек и его бытие в мире.

4. Проблема человека в казахской философии.

5.Человек, индивид, индивидуальность, личность.

1,5

6

очно

[4], стр.10-20
[23], стр.85-109
[26], стр.69-90

[35], стр.632-650


7

Жизнь и смерть. Смысл жизни

1. Важнейшие аспекты поиска смысла жизни в практическом опыте: философский анализ.

2.Категории человеческого бытия (счастье, вера, жизнь и смерть) и их значение.

3. Проблема смысла жизни в истории философии: фатализм, гедонизм, волюнтаризм, функционализм.

4. Время, вечность и цель. Проблема бессмертия в мировоззрении Коркыта.

5. Мистическое воззрение Ходжи Ахмеда Яссави.

1,5

7

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.101-110

[35], стр.668-677

8

Этика. Философия ценностей. Ведение переговоров

1. Аксиология и нравственность. Исторические типы этических учений. Понятие ценности

2. Сущее и должное. Этические нормы и нормы права. Этические категории (долг, благо, сущее, должное, свобода, совесть).

3.Экзистенциальный анализ казахской философии.

4.Политическая этика. Насилие. Толерантность. Права человека. Профессиональная этика. Этика в бизнесе. 5.Этические дилеммы: ситуационный анализ.

3

8-9

очно

[4], стр.10-20
[23], стр.52-141 [26], стр.319-322


9

Философия свободы

План:

1.Осмысление и интерпретация проблемы свободы воли.

2.Понятие свободы в истории философии.

3. Человек и его свобода в учениях: Б. Спинозы, А. Камю, М. Хайдеггера, Ж-П. Сартра.

4.Свобода воли. Иерархия свобод. Позитивная и негативная свобода. Свобода, справедливость, жизнь и достоинство человека. Мировоззренческие проблемы права.

5.Идея свободы и независимости в философии деятелей Алаш.

1,5

10

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.101-109

[35], стр.658-667


10

Философия искусства. Спичрайтинг

План:

1. Философия и искусство. Своеобразие искусства как феномена культуры, его личностные и социальные функции. 3.Философия искусства в античной философии. Философия искусства в традиции фальсафа. Художественно-эстетический мир христианского средневековья искусства.

4. Философия искусства казахского народа.Национальные инструменты кобыз, домбра как выражение духовной культуры кочевников. Кюй-феномен казахского.

5. Спичрайтинг: искусство написания текстов. Риторика и спичрайтинг. Социально-политический спичрайтинг.

1,5

11

очно

[4], стр.10-20
[40]

11

Общество и культура

План:

1.Феномен общественного сознания: формы, структура, сущность.

2.Сущность модернизации общественного сознания казахского общества XXI века.

3.Социальная мысль классической античности. Утопические теории в философии (Платон, Августин, аль-Фараби, Мор, Компанелла и т.д.). Социально-политические теории в философии (Макиавелли, Гоббс, Руссо).

4.Философский анализ современного

информационного общества.

5.Осмысление глобальных вызовов современности.


1,5

12

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.224-258

[35], стр.678-743

12

Философия истории

План:

1.Анализ проблем исторического развития казахской философии.

2.Сущность и специфика модернизационных процессов в современном казахском обществе.

3.Связь представлений о времени с пониманием истории: от античности до XX века.

4. Марксистское понимание истории. «Критическая» философия истории (Дильтей, Риккерт, Ясперс). Понятие осевого времени К. Ясперса.

4.Единство и многообразие в истории человечества. Революционное и эволюционное в историческом процессе.

5.Формации и цивилизации. Восток-Запад. Столкновение цивилизаций: тенденции и противоречия.

1,5

13

очно

[4], стр.10-20
[26], стр.264-283

[35], стр.694-707

13

Философия религии

План:

1. Многообразие подходов к проблемам ранних религиозных форм.

2.Философия религии в современной культуре. Понятие религии, религия и философское знание.

3. Феномен мировых религий.

4.Проблема возможности существования религии как философии в XIX веке, её причины.

1,5

14

очно

[4], стр.10-20


[26], стр.298-315

[35], стр.845-880

14

"Мәңгілік Ел" и "Рухани жаңғыру" - философия нового Казахстана

План:

1. Стратегия «Мәнгеліқ ел» и проект «Рухани Жанғыру» как новые векторы исторического развития Казахстана.

2.Модернизационные процессы в современном Казахстане: социально-политические, экономические, культурные аспекты.

3.Проблемы формирования национального самосознания в XXI веке.

4.Евразийство и развитие Казахстана. Цивилизационная идентификация Казахстана в глобальном мире.

5.Програмная статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

1,5

15

очно

[1],

[2]




Самостоятельная работа (СРСП/СРС)

105/11,25










1

СРС №1

Подготовка аналитической работы (эссе, реферата, доклада) на тему «Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана».

7,5

1

off-line

[2]




СРСП №1 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




2

СРС №2

1. Подготовка аналитической работы (эссе,

реферата, доклада) на тему «Аллегория

пещеры: современное прочтение» (рекомендуется использовать работу Дерека Джонстона «Краткая история

философии»). 2. Подготовка творческого проекта на тему «Критическое мышление в

контексте модернизации общественного

сознания» (рекомендуется использовать работу Б. Рассела «10 заповедей критического мышления»).

7,5

2

off-line

[8], [38]




СРСП №2 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




3

СРС №3

Подготовка творческой работы на тему: «Основные понятия онтологии М. Хайдеггера».

7,5

3

off-line

[38]




СРСП №3 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




4

СРС №4

Подготовьте сравнительный анализ индуктивного и дедуктивного и мышления на примере работ одного мыслителя (на выбор).

7,5

4

off-line

[39]




СРСП №4 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




5

СРС №5

1. Составление сравнительной таблицы «знание-информация» на основе гносеологического анализа функционирования информации в современной культуре в контексте статьи Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

2. «Гносеологический оптимизм, скептицизм и

агностицизм»: подготовка эссе-обоснования на основе современной интерпретации скептицизма как гносеологической стратегии и выявления его значения в современном научном и обыденном мировоззрении.

7,5

5

off-line

[1], [2]




СРСП №5 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




6

СРС №6

1. Подготовка эссе-обоснования по проблеме человека в философии Абая Кунанбаева. 2. Подготовка аналитического обзора об экзистенциальном понимании человека на основе первоисточников (на выбор).

7,5

6

off-line

[27]




СРСП №6 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




7

СРС №7

1. Подготовка

научно-исследовательского проекта Проблема смысла жизни как одна из основных тем казахской философии» на основе сравнительного анализа и комментированного чтения первоисточников по казахской философии.

2. Стоицизм и гедонизм: подготовка эссе-обоснования на основе их современной интерпретации.

7,5

7

off-line

[27]




СРСП №7 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




8

СРС №8

1. Подготовка эссе-рассуждения на тему: «Этические ценности современной молодежи»

2. Кейс-анализ и аргументация

оценки этической ситуации (моральное затруднение, неоднозначные социальные случаи, стоящая перед обществом актуальная этическая проблема, межличностный или внутриличностный

конфликт). Ознакомится с одной из пяти лучших книг по ведению переговоров.

7,5

8

on-line

[2]




СРСП №8 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




9

СРС №9

Подготовка творческой работы (эссе, реферата, доклада) на тему: «Роль традиционных ценностей в современном обществе».

7,5

9

off-line

[23]




СРСП №9 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




10

СРС №10

1. Подготовьте эссе-рассуждение на тему: «Роль искусства в жизни современного человека». 2. Презентацию на тему: «Особенности спичрайтинга в политике и бизнесе. Спичрайтинг и риторика»

7,5

10

off-line

[40]




СРСП №10 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




11

СРС №11

Подготовка творческой работы (эссе, реферата, доклада) на тему: «Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана».

7,5

11

off-line

[26]




СРСП №11 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




12

СРС №12

1. Аналитический обзор основных концепций развития современного информационного общества на основе комментированного чтения первоисточников и сравнительного анализа их содержания. 2. Эссе-рассуждение на тему «Мой вклад в развитие и процветание Казахстана».

7,5

12

off-line

[2]




СРСП №12 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




13

СРС №13

1. Подготовка научно-исследовательского проекта на тему: «Роль и возможности философии в понимании и решении глобальных проблем современности». 2.Подготовка эссе на основе анализа работы К. Армстронга «История бога».

7,5

13

off-line

[13]




СРСП №13 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line




14

СРС №14

"Мәңгілік Ел" и "Рухани жаңғыру" - философия нового Казахстана

Разработка научно-исследовательского проекта на тему: «Актуальные Философские проблемы (сферы профессиональной деятельности)».

7,5

14-15

off-line

[1], [2]




СРСП №14 Консультация по сложным вопросам

1,2




очно / on-line







Всего:

150













Контроль знаний

(для обучающихся очной формы обучения)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

ТУ1

Текущая успеваемость

- тест по теме 1;

- тест по теме 1; задача №1 – 25 % выполнения;

- тест по теме 2; задача №1 – 50 % выполнения;

- тест по теме 3; задача №1 – 75 % выполнения;

- тест по теме 4; задача №1 – 100 % выполнения;

- тест по теме 5; задача №2 – 25 % выполнения;

- тест по теме 6; задача №2 – 50 % выполнения;

- тест по теме 7; задача №2 – 75 % выполнения;

- тест по теме 8; задача №2 – 100 % выполнения;

7-8 неделя

РК1

Рубежный контроль 1

Тестирование или эссе

8 неделя

Р1

Рейтинг

допуска 1

Р1=(ТУ1+РК1) / 2

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

ТУ2

Текущая успеваемость

- тест по теме 9; задача №3 – 25 % выполнения;

- тест по теме 10; задача №3 – 50 % выполнения;

- тест по теме 11; задача №3 – 75 % выполнения;

- тест по теме 12; задача №3 – 100 % выполнения;

- тест по теме 13; задача №4 – 50 % выполнения;

- тест по теме 14; задача №4 – 100 % выполнения;

- тест по теме 15; задача №4 – 100 % выполнения;

14-15 неделя

РК2

Рубежный контроль 2

Тестирование или эссе

15 неделя

Р2

Рейтинг

допуска 2

Р2=(ТУ2+РК2)





РД

∑ рейтинг допуска

РД=(Р1+Р2) / 2

Экз. сессия

Экзамен (Э)

И=РД*0,6+Э*0,4



Форма приема экзамена:

- письменный (очно или on-line)


* виды контроля и их количество определяются самим преподавателем.



Академическая честность

Академическая политика в НАО «Торайгыров университет» подразумевают обязательное соблюдение принципов Академической честности (подробно изложены в Кодексе академической честности) обучающимися, профессорско-преподавательским составом, другими сотрудниками вуза и включаетв себя систему ценностей и принципов, которые развивают личную честность в обучении и выполнении письменных работ, экзаменов, контрольных работ, исследований, презентаций и оценивании всех участников академического процесса.

Академическая политика университета направлена на систематическую борьбу с академической нечестностью, академической непорядочностью и академическим обманом (плагиатом, фальсификациями, ложью, списыванием, подкупом, саботажем, профессорско-преподавательскими проступками).

Нарушение принципов академической честности разбирается на дисциплинарном академическом совете, который имеет право принять решение об отчислении из университета. Ознакомиться с Академической политикой и Кодексом академической честности (в обязательном порядке) необходимо на сайте университета :(https://tou.edu.kz/ru/?option=com_content&view=article&id=7835).