Файл: Курсовая работа 1 Направление 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет начального дошкольного и специального образования

Кафедра дефектологического образования
Особенности у дошкольников с умственной отсталостью функции памяти
Курсовая работа № 1

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) Логопедия

Дисциплина Спецкурс по курсовой работе № 1

 

Выполнил: студент

249 группы

______________________

(подпись)

 

 

Научный руководитель:

Петров Сергей Николаевич,

к.психол.н., доцент

Оценка  _______________

«__» ___________ 2022 г.

______________________

(подпись)

Омск, 2022

Содержание
Введение 3

§1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников

с умственной отсталостью 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственной

отсталости 5

1.2 Особенности психического развития дошкольников с

умственной отсталостью 8

§ 2 Проблема развития памяти у дошкольников 13

2.1 Особенности понятия памяти, её виды, классификация 13

2.2 Особенности развития памяти у детей дошкольного

возраста 16

§ 3 Проблемы развития памяти у дошкольников с умственной

отсталостью 21

3.1 Особенности памяти дошкольников с умственной

отсталостью 21

3.2 Свойства памяти дошкольников при разных степенях

умственной отсталости 24

Заключение 26

Список использованных источников и литературы 29

Введение
К особенностям дошкольного возраста относится то, что в этот период имеются все благоприятные условия для развития памяти, так как этот возраст является временем быстрого познавательного развития, когда закладывается основа интеллекта. Безусловно, что память в жизни и деятельности личности имеет огромное значение, так как она позволяет человеку иметь понимание об увиденных ранее вещах или явлениях, что даёт возможность его сознанию не ограничиваться сиюминутными ощущениями и восприятиями, но и помнить и понимать вещи и явления прошлых лет за счет ранее приобретённых знаний.


Каждый человек помнит свои мысли, хранит их в памяти, а также те понятия о вещах и законах их существования, которые возникли у него ранее. Именно за счёт функции памяти человек использует эти понятия для организации своих действий в будущем. Отсутствие функции памяти привело бы к тому, что мышление человека было бы очень ограниченным вследствие того, что проводилось бы оно лишь на материале, получаемом при восприятии здесь и сейчас. В психической жизни личности память имеет большую роль, так как в ней находятся и ожидают своего использования эмоции и знания, которые обеспечивают не просто выживание человека, но и наполняющие его жизнь смыслом.

Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью остро стоит в наше время и является актуальной и очень важной. В работах Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, К.С. Лебединской, А.Н. Леонтьева, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн уделяется внимание вопросу о том, что у многих детей дошкольного возраста с умственной отсталостью имеются недостатки памяти из-за функциональных изменений головного мозга. Недостаток памяти наблюдается при всех видах запоминания. Таким детям присуще неумение организовать процесс запоминания, они не могут понять, что этот материал можно разбить на разделы, выделить главные пункты для понимания и усвоения, не умеют использовать логические схемы.

Актуальность темы исследования определяется важностью этой проблемы для практики воспитания и обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Объект исследования - познавательная сфера дошкольников с умственной отсталостью.

Предмет исследования - особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Достижение цели исследования позволило определить и решить следующие задачи:

1) выявить психолого-педагогическую характеристику умственной отсталости;

2) раскрыть особенности психического развития дошкольников с умственной отсталостью;

3) дать понятие памяти, охарактеризовав её виды, классификацию;

4) охарактеризовать особенности развития памяти у детей дошкольного возраста;

5) рассмотреть проблемы развития памяти у дошкольников с умственной отсталостью.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования


Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как А.Л. Вегнер, Л.С. Выготский, Х.С. Замский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Ф. Обухова, В.Г. Петрова, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева и др.


§ 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников

с умственной отсталостью

1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Умственная отсталость – это особое состояние, при котором интеллект ребёнка ограничивается неким уровнем действия центральной нервной системы, а не заболевание психики. А.Л. Вегнер отмечает, что многими авторами даётся следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга» [3, с. 205]. Это явление, при котором нарушается интеллект, эмоции, физическое развитие, воля, поведение человека. Меняется вся психика личности, причём меняется качественно, затрагивая изменение всей личности в целом. Подобное может происходить из-за перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

В.И. Лубовский [13], С.Я. Рубинштейн [25] в своих работах отмечали, что при умственной отсталости наблюдаются серьёзные изменения в условно-рефлекторной деятельности, происходит нарушение хода возбуждения и торможения, контакта сигнальных систем. Глубоко исследовали особенности психики умственно отсталых детей такие ученые, как Л.В. Занков [8], В.Г. Петрова [21],С.Я. Рубинштейн [25], Ж.И. Шиф [20] и др. В работах этих авторов был сделан вывод, что умственно отсталые дети могут развиваться и обучаться, но в границах своих возможностей, так как умственная отсталость не лечится. Таким образом, только от системы воспитания и обучения зависит развитие и социальная адаптация таких детей.

Степени умственной отсталости имеют следующую классификацию:

1) идиотия, которая в свою очередь, может протекать в тяжелой форме, средней и легкой, считается самой высокой степенью недоразвития психики (IQ = 0-5). Она характерна полным отсутствием мышления. При идиотии личность не умеет соблюдать навыки опрятности, не может сам себя обслужить в быту. Чаще всего эти люди не приобретают и не могут научиться навыкам ходьбы, их тело постоянно раскачивается. Дети с этой формой заболевания издают лишь отдельные звуки, иногда от них можно услышать и отдельные слова, не связанные с данной ситуацией, т.е. речь практически отсутствует. При удовлетворении безусловно-рефлекторных потребностей, они могут выражать эмоции в форме криков, двигательного возбуждения, агрессии. Иногда у таких детей может появиться привязанность к человеку, который ухаживает за ними;


2) при средней форме – имбецильность, больным присущи навыки опрятности. Они также знают своих близких, реагируют на их просьбы, применяю в речи отдельные слова для общения;

3) дебильность – легкая форма умственной отсталости. При этой форме присутствует конкретность мышления, но отсутствует способность к творчеству. Для таких больных характерна примитивность интересов и чувств, несформированность понимания чисел, времени, количества предметов при их перемещении (феномен Пиаже). Дети с этой формой отклонения плохо знают окружающую среду, часто не запоминают свою фамилию, адрес, имена родителей, времена года и т.п. Но у этих детей есть фразовая речь, они вполне могут понимать сложные инструкции. Эмоции этих детей вполне нормальные, но иногда встречается вспыльчивость, упрямство, заторможенность [Кольцова].

Исследования А.Н. Леонтьева [11], Л.С. Выготского [5] и многих других ученых доказывают, что у умственно отсталых детей наблюдаются слабо развитые познавательные интересы, т.е. они не хотят что-то познавать, как их сверстники. Такие дети имеют не правильное понимание окружающего мира, опыт их скуден. У них восприятие и ощущение, которые являются первым этапом в процессе познания, оказываются не развитыми, что оказывает большое значение на весь ход их дальнейшего развития. Восприятие умственно отсталых детей зачастую не развивается по причине отсутствия у них зрения, слуха, недоразвития речи. Даже тогда, когда эти функции работают нормально, восприятие этих детей отличается специфическими чертами.

Эти особенные черты изучали такие авторы, как В.Г. Петрова [21], Ж.И. Шиф [20], И.М. Соловьев [27] и др. Авторы пришли к выводу, что в восприятии этих детей главным недостатком является нарушение его обобщенности, низкий темп по сравнению с нормальными детьми. На восприятие предмета умственно отсталым детям нужно больше времени, так как они тяжело находят главное в предмете, не понимают внутренние связи между частями и пр. Когда дети с этим недостатком начинают обучаться, они медленно познают предмет, зачастую похожие буквы и цифры путают и т.д. Объём восприятия у этих детей узок. В прослушанном тексте, просматриваемом предмете они выделяют лишь отдельные части, не выделяя материал, который поможет в полном восприятии. Правильно поставленная коррекционная работа позволяет уменьшить недостатки восприятия и частично его компенсировать.

Мышление участвует в процессе восприятия. Такие авторы, как В.Г. Петрова [21], И.Н. Соловьев [27], Ж.И. Шиф [20] и др. указывают на то, что мышление у умственно отсталых детей слабо сформировано и отличается своеобразными чертами. Основной инструмент мышления – речь отличается недоразвитостью. По этой причине эти дети не усваивают содержание сказок, рассказов, которые им читают. По причине того, что эти
дети не понимают правил игр, они не могут в них участвовать. У умственно отсталых детей из-за того, что у них слабо развиты наглядные и слуховые представления, ограничен опыт игровой деятельности, слабо развита речь, нет нужной базы для развития мышления.

Память у таких детей имеет свои особенности, так как основные ее процессы – запоминание, сохранение и воспроизведение у них отличаются от этих же процессов у нормальных детей. Умственно отсталые дети страдают малой устойчивостью внимания, у них наблюдаются трудности распределения внимания, а также замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость. Однако при целенаправленной, коррекционной работе можно повысить уровень развития внимания.

Волевая сфера у этих детей также особенна. При выполнении заданий такие дети обычно ищут лёгкий путь, при котором не нужны волевые усилия. Таким детям характерно подражание и импульсивные поступки. Особенности психических процессов влияют на характер протекания их деятельности. Дефектолог А.Р. Лурия [13] и другие, изучая психологию деятельности этих детей, установили, что у этих детей наблюдается недоразвитие целенаправленной деятельности, несформированность навыков учебной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, некритичность к своей работе, они плохо адаптируются к новым условиям. Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

Таким образом, умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии этих детей.
1.2. Особенности психического развития дошкольников с умственной отсталостью
В нашей стране психология умственно отсталых детей появилась всего несколько десятилетий назад, до этого этими вопросами занималась медицина. Тем не менее, психология умственно отсталых детей имеет большой опыт и огромное количество материалов по и разработок по данной теме, в которых раскрываются те признаки, по которым отличают умственно отсталых детей от нормальных сверстников.