Файл: Курсовая работа 1 Направление 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В психологии умственно отсталых детей выделяют следующие стойкие черты.

1. Непреодолимое нарушение познавательной деятельности, которое выражается в неумении потребности в знаниях, слабой развитости мыслительной деятельности, в неспособности к анализу и обобщению. Такие дети не могут из комплекса общих черт выделять главные, проводить сравнения, находить общее, ценить себя и свои дела. Такие уровни мыслительной деятельности, как наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический, развиты слабо. Эти дети плохо зрительно воспринимают реальные предметы или изображения. Часто воспринимают их лишь фрагментарно.

2. Дошкольники с умственной отсталостью замедленно воспринимают информацию и в очень низких объёмах. Поэтому для них обучение, получение знаний, освоение двигательных действий занимает гораздо больший промежуток времени, чем у нормальных детей. Такие дети с трудом ориентируются в пространстве, так как плохо воспринимают и окружающее пространство и время, плохо улавливают внутренние взаимосвязи.

3. Речь у таких детей развита слабо, так как страдают и лексическая, и фонетическая, и грамматическая её части. Эти дети плохо воспринимают и речь, обращенную непосредственно к ним. Причём эти нарушения носят системный характер и нарушаются все функции речи – коммуникативная, познавательная, регулирующая. Л.С. Выготский отмечал, что причиной таких расстройств являются нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами. В результате отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, что снижает потребность в речевом общении [5].

4. У детей с умственной отсталостью слабо развита память, наблюдается низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения. Осмысленное запоминание находится на очень низком уровне. У таких детей то, что запоминается с помощью механической памяти, быстро забывается. И это относится не только к словесному материалу, но и к движениям. Таким детям для запоминания необходимо много раз повторить речитатив или движения. Они лучше запомнят материал, если он будет преподнесён ярко, вызовет у них эмоциональное переживание, интерес.

5. Таким детям очень трудно сосредоточить внимание на конкретном объекте, они быстро отвлекаются, так как их внимание неустойчиво, им трудно его распределить, переключить. Если ребёнку трудно запомнить
, он тут же переключается на что-то другое, так ему трудно преодолевать трудности.

6. Воля у детей с умственной отсталостью развита слабо. Дети не проявляют инициативу, не могут наладить свою деятельность. На внешние впечатления они реагируют импульсивно, другой человек может легко подчинить их своей воле.

7. Эмоциональная сфера развита слабо. Их переживания не имеют оттенков, реакции на внешние события стереотипны. Чувства этих детей нестабильны, они с трудом понимают мимику. Иногда эти дети совершенно равнодушны к происходящему вокруг них, а иногда, наоборот, слишком возбуждены. Для дошкольни­ков с умственной отсталостью характерны ча­стые проявления беспокойства и тревоги. У них наблюдается состояние напряжённости, ско­ванности, пассивность, неуверенность в себе. Большинство, лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических зна­ков. Существенные трудности вызывает понима­ние эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно со­относят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а ино­гда и искажения при толковании мимики персо­нажей, неправильно определяют сложные пере­живания, сводя их к более простым. Часто у них наблюдается импульсивное поведение [14].

Таким образом, эмоциональная сфера детей с умственной отстало­стью характеризуется неустойчивостью настро­ений и эмоций, быстрой их смене, лёгким воз­никновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги.

Кроме этих основных черт умственной отсталости, у дошкольников с этой патологией выявлено недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые.

При разнице психофизических характеристик, свойственных детям с разной степенью умственной отсталости, имеются и общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооценка. Эти дети очень зависят от родителей, что вызывает определённые трудности в формировании их личности, которая могла бы отвечать за своё поведение. На формирование личности таких детей оказывает влияние и их низкий уровень навыков общения, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость.

В заключение первого параграфа курсового исследования были сделаны следующие основные выводы:


1) умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Это явление, при котором нарушается интеллект, эмоции, физическое развитие, воля, поведение человека. Меняется вся психика личности, причём меняется качественно, затрагивая изменение всей личности в целом;

2) умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии этих детей;

3) основные черты, характеризующие умственную отсталость дошкольников:

- непреодолимое нарушение познавательной деятельности;

-нарушено восприятие;

-недоразвитие речи;

-слабо развита память;

-низкий уровень внимания;

-слабо развита воля;

-эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью настро­ений и эмоций, быстрой их смене, лёгким воз­никновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги.


§ 2. Проблема развития памяти у дошкольников

2.1. Особенности понятия памяти, её виды, классификация
В жизни человека память играет огромную роль. С.Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [25, с. 302].

А.Р. Лурия отмечал, что память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти» [13, с. 35]. В психологии память рассматривается как ход сохранения опыта прошлых лет, который даёт возможность его применения повторно в деятельности. Память позволяет человеку использовать знания, полученные в прошлом. В настоящем и будущем. Она является важной составляющей в познании при обучении и общем развитии [23].

П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.В. Занкова другие учёные обращались к понятию и проблеме памяти. Процесс нарушения памяти и её работы обсуждались этими авторами, они обращали внимание на устойчивость произвольного и непроизвольного запоминания, полноту, точность, зависимость запоминания от особенностей индивида [26, с. 105]. Следующие процессы входят в память:

1) запоминание, которое состоит из запечатления, а затем сохранения полученной информации;

2) хранение – процесс накопления информации в структуре памяти, который включает его переработку и усвоение;

3) воспроизведение и узнавание, которые состоят в актуализации частей прошлого опыта.

Воспроизведение происходит в следующих формах: узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося ранее забытым; эйдетизм – запомнившийся зрительно яркий образ [общая псих]. Потеря возможности воспроизведения или узнавания ранее запомненного – это уже забывание.

Рассмотрим основные виды классификаций памяти:

1. П.П. Блонский выделил память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую по типу запоминаемой информации и характеру психической активности, доминирующей в деятельности [2, с. 217]. Запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразных движений относятся к двигательной памяти, которая является базой для развития разных практических и трудовых умений и навыков, в том
числе навыков ходьбы, письма и т.д. Эмоциональная память – это память на чувства, которая заключается в способности человека воспроизводить чувства. Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов раньше воспринятых предметов и явлений действительности. Учёными образная память делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Способность запоминать и воспроизводить мысли человека относится к словесно-логической форме памяти, при которой мысли отсутствуют вне языка, поэтому память назвали не просто логической, а словесно-логической.

2. Память также делят на непроизвольную и произвольную по характеру целей деятельности. Человек автоматически что-то запоминает при непроизвольной форме, что происходит без усилий его воли, без самоконтроля со стороны сознания, без специальной цели запоминания. Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, оно имеет целенаправленный, избирательный характер. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысление запоминаемого материала [1, с. 116]. Запоминание может быть осмысленным и механическим в зависимости от степени осмысления запоминаемого материала. Запоминание без осознания логической связи между разными частями воспринимаемой информации является механическим. Запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными сторонами материала, является осмысленным и связано с мышлением.

3. Память по времени закрепления и сохранения материала может быть сенсорной, кратковременной и долговременной. Непосредственная память, которая позволяет сохранить воспринятый образ на протяжении 0,1-0,5 сек, называется сенсорной памятью [16, с. 314]. Память, которая позволяет сохранить воспринимаемым материал на очень короткий отрезок времени (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением, называется кратковременной [16, с. 198]. Долговременная память состоит в длительном сохранении материала (начиная от 20 сек. и продолжаясь часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. Оперативная память – вид памяти, означающий мнемонические процессы, обслуживающие непосредственно выполняемые субъектом актуальные действия, операции. Она представляет собой синтез долговременной и кратковременной памяти [17, с. 345].

Индивидуальные особенности человека влияют на развитие памяти. К таким особенностям относятся: