Файл: Курсовая работа 1 Направление 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
довольно через короткий промежуток времени, он вдруг без повторения его вспоминает и рассказывает. В этом случае происходит не угасание условных связей при обычном забывании, а только временное внешнее торможение корковой деятельности.

К ещё одной особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью относится плохая переработка воспринимаемого материала. Эту особенность описывал А.Н. Леонтьев [11]. Автор указывал на то, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям. Кроме того, умственно отсталые дети не умеют целенаправленно заучивать и припоминать. Например, при прослушивании рассказа, такие дети запоминают отдельные фразы из него, но не вникают в суть содержания.

Таким образом, к особенностям памяти умственно отсталых детей относятся:

1) медленное усвоение всего нового лишь после многих повторений;

2) быстрое забывание воспринятого материала и не умение вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике;

3) непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения.
3.2. Свойства памяти дошкольников при разных степенях умственной отсталости
Существуют легкая, умеренная, тяжелая и глубокая степени умственной отсталости.

При лёгкой степени (дебильность) умственной отсталости детям свойственная замедленность и непрочность запоминания, а также они быстро забывают то, что выучили, плохо припоминают материал.

Логическое опосредованное запоминание при этой степени умственной отсталости оказывается самым неразвитым. А вот механическая память у детей с легкой степень. сформирована хорошо. Эти дети чаще всего запоминают только внешние признаки предметов или явлений. Но эти дети с трудом вспоминают о внутренних логических связях.

М.С. Лизина справедливо считает, что «Основными нарушениями памяти у лиц с легкой степенью умственной отсталости являются нарушение непосредственной и опосредованной памяти, замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения. Для умственно отсталых детей характерна эпизодическая забывчивость, лучшее запоминание значимого и завершенного события. Процессы памяти у детей с умственной отсталостью характеризируются низким объемом запоминания, низкой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала. У таких детей преобладает непроизвольное (непреднамеренное) запоминание. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы» [12, с. 491].


Дети с умеренной степенью умственной отсталости (варианты имбецильности легкой и средней степени) отличаются плохо развитой памятью, так как её объём маленький, но к подростковому возрасту этот объём может увеличиться.

У таких детей лучше развита долговременная память, чем кратковременная. Эти дети, когда воспроизводят материал, который запомнили, зачастую делают это неправильно, так как нарушено произвольное запоминание. У таких детей нарушения наблюдаются, как в логической, так и в механической памяти.

Память детей с тяжелой степенью умственной отсталости (тяжелые варианты имбецильности) имеет очень малый объём. Такие дети страдают постоянными искажениями при воспроизведении запоминаемого материала.

У этих детей более развита механическая память, то есть память на события, числа, места, а логическая память развита плохо.

Дети с глубокой степенью умственной отсталости (идиотия), которая встречается в 1 % случаев от всех умственно отсталых лиц, не имеют даже предпосылок для интеллекта, таких как внимание, восприятие, память.

В заключение третьей главы исследования были сделаны выводы о том, что основным наиболее сохраненным видом памяти у умственной отсталых детей является зрительная память. При произвольном запоминании эти дети просто механически заучивают материал, а такой способ запоминание нельзя считать продуктивным.

Заученный материал такие дети могут осмыслить позже либо вообще не поймут его из-за быстрого забывания заученного. Полученную информацию умственно отсталые дети сохраняют фрагментарно, так как у них не возникает целостное представление о предмете или явлении.

К особенностям памяти умственно отсталых детей относятся:

1) медленное усвоение всего нового лишь после многих повторений;

2) быстрое забывание воспринятого материала и не умение вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике;

3) непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения.


Заключение
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека. К особенностям дошкольного возраста относится то, что в этот период имеются все благоприятные условия для развития памяти, так как этот возраст является временем быстрого познавательного развития, когда закладывается основа интеллекта. Особо актуален вопрос развития функции памяти у умственно отсталых детей.

Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Рассмотрение психолого-педагогической характеристики умственной отсталости позволило констатировать:

1) умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Это явление, при котором нарушается интеллект, эмоции, физическое развитие, воля, поведение человека. Меняется вся психика личности, причём меняется качественно, затрагивая изменение всей личности в целом;

2) умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии этих детей.

Изучение особенностей психического развития дошкольников с умственной отсталостью, позволило сделать вывод, что к основным чертам, характеризующим умственную отсталость дошкольников относятся:

1) непреодолимое нарушение познавательной деятельности;

2) нарушено восприятие;

3) недоразвитие речи;

4) слабо развита память;

5) низкий уровень внимания;

6) слабо развита воля;

7) эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью настро­ений и эмоций, быстрой их смене, лёгким воз­никновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги.

Изучив особенности понятия памяти, её виды, классификацию, был сделан вывод, что память с точки зрения психологии – это процесс сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное применение в деятельности и возвращение в область сознания.


Человек с помощью памяти объединяет своё прошлое с настоящим и будущим. Память также является познавательной функцией, которая играет важную роль в развитии и обучении.

Память объединяет прошлое человека с его настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.

Память классифицируют по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память); по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная память); по времени закрепления и сохранения материала (сенсорная, кратковременная и долговременная память).

Исследование особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста позволило констатировать.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда интенсивно идёт развитие всех психических процессов у ребёнка, которые дают ему возможность знакомиться с окружающим миром, а это невозможно без активной работы памяти.

Память в этом возрасте является главной функцией и проходит длинный путь в своём развитии. Большое значение для психического развития ребёнка в этом возрасте имеет создание нормальных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, развитие у них элементов произвольной памяти.

Развитие у детей дошкольного возраста целенаправленной памяти, развитие у них умения ставить осознанно перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные приёмы являются хорошим условием для успешного обучения этих детей в школе.

Изучение особенностей развития памяти у умственно отсталых дошкольников, позволило сделать следующие выводы.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Память является очень чувствительным индикатором при различных мозговых нарушениях. Особенности памяти умственно отсталых детей следующие:

= они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений,

= быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

= наблюдается непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения


Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Умственно отсталым детям малодоступны опосредствованные приемы запоминания. Учащиеся младших классов не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа. По мере обучения, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше, что говорит о том, что умственно отсталые дети остро нуждаются в коррекционно-развивающей работе и индивидуально - дифференцированном подходе.

Список использованных источников и литературы
1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога [Текст] / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2006. – 526 с.

2. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения [Текст] / П.П. Блонский – М.: Просвещение, 1964. – 547 с.

3. Вегнер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст]. В 2-х частях / А.Л. Вегнер. – М.: Генезис, 2001. – 425с.

4. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 284 с.

5. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.

6. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – 7-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 464 с.

7. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х.С. Замский. - 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 362 с.

8. Занков, Л. В. Память школьника [Текст] / Л.В. Занков – М.: Наука, 1994. – 347 с.

9. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1987. – 143 с.

10. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / А.А. Крылов, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005, – 289 с.

11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие для вузов по специальности «Психология» [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000.