Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. Практическое занятие 3.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Теоретические и методические основы

организации трудовой деятельности дошкольников.

Практическое занятие №3


Выполнил:

Обучающийся: Митюгина Надежда Александровна

Преподаватель:

Данилова Елена Николаевна


ЗАДАНИЕ 1

Ответ:

Самым оптимальным способом привлечения ребёнка к труду, с моей точки зрения, является пункт а).

Трудовое воспитание ребенка - дело огромной важности. Качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства. Основная задача трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду. Эта задача состоит из следующих направлений: ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и бережного отношения к его результатам.

При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Ознакомление ребёнка с выполнением нового задания требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении задания.

При выполнении заданий у ребёнка формируется прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Воспитатель должен следить за качеством работы, последовательностью ее выполнения и обязательно должен делать акцент на том, что любое задание или поручение надо обязательно доводить до конца. Ребёнок должен знать, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место. Таким образом, формируется отношение к труду.

При выполнении выполнения задания у ребёнка формируется чувство взаимоотношений, воспитывается доброта, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Через дежурства и поручения воспитываются навыки коллективной трудовой деятельности. Дети приучаются выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно, быть аккуратными во время работы, не мешать другим трудиться, помогать друг другу, не бросать работу, не закончив ее, не стесняться просить помощи.


Большое значение имеет оценка труда ребёнка. При подведении итогов воспитатель должен учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать, но это необходимо делать корректно не обижая ребёнка и это поможет ребёнку поверить в свои силы. Очень важно привлекать и детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей.
ЗАДАНИЕ 2

Таблица 1 – Использование потешек, как художественное средство

п/п

Текст потешек

Возрастная группа

Цель

1

2

3

4

1

Саша у нас зайчик, Зайчик – побегайчик!
Зайчик Саша - скок – поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.



Младшая группа

Приучать детей к бережному отношению к вещам, аккуратности.

2

Зайчик в туалет ходил, потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай -
Руки мыть не забывай. Бобик, ты такой лохматый!Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу и поправь прическу.

Младшая группа

Помогает детям запомнить последовательность процедуры и положительное отношение к формированию навыков гигиены.

3

Зубы чистые всегда У веселого бобра, Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.

Младшая группа

Формирование навыков гигиены. Помогает ребенку запомнить, что надо чистить зубы, чтобы они были красивыми и чистыми.

4

Мы с игрушками играем, Их на место убираем.
Кто любит трудиться,
Работы не боится!

Младшая группа

Формирование навыков чистоты и порядка.

5

Чешу, чешу, волосоньки,
Расчесываю косоньки. Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Младшая группа

Формирование навыков гигиены. Приучает детей содержать волосы в порядке.

6

Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся.

Младшая группа

Формирование навыков гигиены. Помощь в запоминании последовательности действий — намыливание рук мылом, смывание, вытирание полотенцем насухо.

7

Кран откройся, Нос умойся, Мойтесь сразу оба глаза, Льётся светлая водица, Уши тоже любят мыться .

Младшая группа

Формирование навыков гигиены.

Приучает детей не только умываться, мыть руки, но и мыть уши.

8

Вот и полдник подошёл, сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За столом ты не сори, Насорил - так убери.

Младшая группа

Дети запоминают, что за столом надо вести себя тихо, не разговаривать и быть аккуратными. После еды убирать за собой посуду, крошки.

9

Петушок - петушок, Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу, Я кудряшки расчешу.

Младшая группа

Приучает детей к аккуратности и содержать волосы в порядке.

10

Сорока-ворона, Кашу варила, Детей кормила, Этому дала, Этому дала, Этому дала и этому дала, А этому не дала — он дрова не рубил, Печку не топил, воду не носил и кашу варил.

Младшая группа

Ребенок понимает, что, чтобы покушать, надо приготовить еду, помочь в её приготовлении.




ЗАДАНИЕ 3

1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников?

У дошкольников следует воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, также следить за чистотой ногтей. При кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

2. Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья?

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Необходимо разъяснять детям вред привычек держать во рту мелкие предметы, грызть карандаши и ручки (они могут попасть в горло, дыхательные пути) что очень опасно. Вредная привычка втягивать слизь из носа в глотку и полость рта (шмыгая носом) довольно распространена у детей при насморке и гайморите ведёт к попаданию инфекции в среднее ухо и его воспалению.

Выделяют три основные категории навыков и привычек, которые необходимо воспитывать в первую очередь: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком, ежедневно чистить зубы, а после еды полоскать рот кипячёной водой, причёсываться и т.п.).; навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность). Привычки личной гигиены всегда тесно связано со здоровьем ребёнка: есть только мытые фрукты и овощи, не есть пищу упавшею из тарелки, делать утреннюю гимнастику, содержать тело в чистоте, пользоваться носовым платком и т.д. Развитие культурно-гигиенических навыков ребёнка - первый шаг к здоровью человека!


3. Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

ЗАДАНИЕ 4
Паспорт комнатного растения – Монстера



Монстера — вечнозеленая лиана. Это многолетнее растение получило свое название то ли от латинского «monstrotus», что в переводе означает «удивительная», «причудливая», то ли от слова «monstrum» — «чудовище». Насчитывается около 30 видов, встречающихся в природе на территории тропических лесов Гватемалы, Мексики и Бразилии.

Листья у Монстеры большие, причудливо рассеченные или продырявленные.

В дикой природе лиана простирается на десятки метров, в качестве опоры используя деревья и кустарники. В комнатных условиях она намного меньше (около 1-1,5м) и опирается на декоративные лесенки или искусственные стволы.

Тропическая красавица быстро растет и не требует особенного ухода. Обеспечить ей достойное содержание не сложно. Основные составляющие успеха — хорошее освещение, регулярный полив и своевременная подкормка.

Монстера светолюбивое растение, однако, лучше обеспечить ей рассеянный свет. Если с точки зрения освещенности растение чувствует себя комфортно, листья у него крупные, с выраженными прорезями и отверстиями. Перемещать Монстеру с места на место без особой надобности не следует.

Лиана родом из тропиков, поэтому хорошо себя чувствует в теплом климате. В зимний период столбик термометра не должен опускаться ниже +10°С,

оптимальной же является температура +16-18°С. Весной и осенью приемлемая температура от +20-25°С. Необходимо беречь растение от сквозняков.


Монстера любит обильный полив в весенние и летние месяцы. Воду нужно использовать мягкую, хорошо отстоявшуюся. Осенью полив осуществляют реже.

Прекрасно Монстера себя чувствует в условиях высокой влажности воздуха, поэтому систематические опрыскивания надо производить обязательно. Подойдет отстоявшаяся вода комнатной температуры. Листовые пластины нужно периодически протирать, убирая пыль.

Молодая Монстера требует пересадки каждый год. Чем старше становится растение, тем реже стоит его пересаживать. Однако, подсыпать грунт в горшок рекомендуется ежегодно. Горшки Монстера любит просторные, обязательно с хорошим дренажом на дне.

ЗАДАНИЕ 5

Таблица 2 – Труд в природе. Уход за комнатными растениями



п/п

Критерии и показатели

Баллы

1

2

3

1.

Создание условий для трудовой деятельности:

  • подбор необходимого материала и его продуктивное размещение;

  • соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям;

  • соответствие возрасту детей.







V


2.

Беседа с детьми о предстоящей трудовой деятельности:

  • содержание и формулировка вопросов, их логическая последовательность;

  • учёт возрастных особенностей при формулировке вопросов;

  • приёмы активизации (постановка вопросов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).







V

3.

Приёмы педагогического воздействия для привлечения детей к трудовой деятельности:

  • пояснение детям содержания предстоящего труда;

  • установление связи трудовой деятельности с интересами, отношением детей к этому.







V

4.

Приёмы, используемые в ходе трудовой деятельности детей:

  • показ;

  • контроль;

  • напоминание;

  • обсуждение;

  • совет;

  • не предоставление помощи.







V

5.

Умение направить фронтальную и индивидуальную работу на решение поставленных задач.







V

6.

Степень формирования у детей активного, творческого, положительного отношения к труду.







V

7.

Создание в процессе руководства трудовой деятельностью детей атмосферы сотрудничества в личностно-деловом общении.







V

8.

Проявление гибкости в ходе руководства трудовой деятельностью исходя из показателей «обратной связи».







V

9.

Умение предусмотреть и решать возможные трудности во время труда.







V

10.

Педагогический такт воспитателя.







V

11.


Интерес детей к труду.







V

12.

Эстетика, соблюдение гигиенических требований к проведению трудовой деятельности.







V

13.

Оценка деятельности детей в процессе труда.







V

14.

Общий уровень развития трудовых умений у детей.







V

Общий балл

42













42