Файл: Методические указания к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей спбгиэу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра социологии
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей СПбГИЭУ
Специальность 020300 Социология
Санкт-Петербург
2010
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

2
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методических указаний
Составитель: кандидат филос. наук, доцент В.Н. Лупанов
Рецензент: доктор социологических наук, проф. С.С. Бразевич
Подготовлено на кафедре социологии
Одобрено научно-методическим советом специальности 020300
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем
СПбГИЭУ, 2010

3
Содержание
1. Общие положения..........................................................................…4 2. Методические указания к изучению дисциплины......................…7 3. Методические указания к выполнению контрольной работы….24 4. Контрольные задания...................................................................…26 5. Требования к оформлению контрольной работы……………….27 6. Список литературы......................................................................….30
Приложение А. Содержание дисциплины «Социология»………. 34
Приложение Б. Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы..............…..40
Приложение В. Перечень контрольных работ для проверки знаний по дисциплине ………………….41

4
1. Общие положения
1.1. Роль и значение дисциплины для студентов-заочников.
Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология»,
«история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействую с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально- экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.
1.2. Цели и задачи изучения курса.
Курс социологии ставит своей целью:

повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системе;

дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;


5

вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них;

способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;
Задачи
курса предполагают изучение:

основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;

межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;

механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

представлений о процессе и методах социологического исследования.
1.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных
задач
студент должен знать:

6
- историю и этапы развития социологии основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;
- структуру и закономерности социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;
- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;
- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;
- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;
- специфику изучения организации, их структуры, а также функционирование социальных институтов в обществе;
- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;
- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;
- социологический подход к личности, ее формирования в процессе социализации;
- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;
- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития,
Иметь
представление:
- о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на


7 разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;
- об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений,
"аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальную структуру;
- о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;
- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам социологического знания;
- об основных тенденциях социального, экономического, политического и культурного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;
1.4. Умения и навыки, которые должен приобрести студент-
заочник
в результате изучения дисциплины
владеть
:
- ситуационным, структурно-функциональным и факторным анализом;
- методологией, техникой и методикой проведения социологического исследования;
- процедурой организации социологического исследования, знать основные его этапы;
- основными методами измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы;
- основными методами социологических исследований
(анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическим методом, текстовой методикой, приемами контент-анализа);

8 уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;
- навыками формирования выборочной совокупности, ее оценки и видов, уметь рассчитать ошибку выбора, степень достоверности;
2. Методические указания к изучению дисциплины
2.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
студентов-заочников
Самостоятельная работа студентов-заочников является составной и важнейшей частью изучения учебных дисциплин в университете. Эффективное использование возможностей этой формы работы формирует у студентов более глубокое усвоение знаний и овладение методами научного анализа.
Специфической формой организации самостоятельной работы студентов заочного отделения являются письменные контрольные работы, которые способствуют углубленному изучению теории, формируют навыки работы с книгой, с первоисточниками, а также навыкам обобщения и изложения материала. В связи с этим к написанию контрольных работ заочников предъявляются определенные требования. Контрольная работа по социологии – это отчет о проделанной самостоятельной работе заочника над изучением предмета, свидетельствующая о знаниях, умениях и навыков, полученных в процессе обучения, а также компетенциях, сформированных в решении социальных проблем.
Студентам-заочникам, изучающим курс социологии самостоятельно, необходимо прослушать вводные установочные
лекции
преподавателя. Во время лекций преподаватель знакомит студентов с организацией учебного процесса и методическими материалами, необходимыми для изучения курса. Особое внимание уделяется учебной, методической и научной литературой по учебной дисциплине.
Кроме прослушивания установочных лекций, студентам- заочникам необходимо обратиться за консультацией к преподавателю по теме, предложенной студентам в пособии по самостоятельной работе студентам-заочникам. В методических указаниях приводятся как темы, так и список учебной и методической литературы.


9
В условиях развития и использования информационных технологий студент должен обладать навыками и умениями ориентироваться в мире информации, находить необходимую информацию по данной отрасли знания.
Для выбора необходимой литературы при самостоятельном изучении отдельной темы учебного курса следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по той или иной теме.
Каждому студенту необходимо помнить, что используемая литература при изучении курса должна отвечать определенным требованиям. В целом литературу можно найти в библиотеке университета по
тематическим
каталогам
Кроме того, дополнительные источники по проблемам данной науки можно найти в электронных библиотеках, которые расположены в интернете, на серверах многих вузов, социологических центрах.
Важнейшими справочными источниками для изучения курса являются публикациями в научных социологических журналах,
справочные
и энциклопедические издания, где студент найдет объяснения терминов социологической науки.
Самостоятельная работа студента над учебным курсом основывается на изучении учебно-методического комплекса, состоящего из различных учебно-методических материалов по учебной дисциплине
«Социология», подготовленных преподавателями СПбГИЭУ.
К ним относятся:
1.
Учебные планы и программы учебного курса;
2.
Планы семинаров, практических занятий, методические рекомендации к ним;
3.
Тексты всех (отдельных) лекций;
4.
Курс базового курса (или авторского курса);
5.
Учебные пособия по всем темам курса;
6.
Учебники;
7.
Хрестоматии;
8.
Альбомы наглядных пособий, комплекты схем;

10 9.
Практикумы (включающие комплекс различных учебных заданий);
10.
Пособия по отдельным видам учебных заданий (тесты, тренинги, игры, схемы задания, задачники и др.).
11.
Электронные учебники;
12.
Справочные пособия: глоссарии основных понятий.
Самостоятельная работа студентов осуществляется под руководством преподавателя. Для этого на кафедре организуются консультации, на которых студенты-заочники могут получить ответы на все вопросы, связанные с изучением курса.
2.2 Методические рекомендации по изучению раздела «Социология»
Модуль
1. Методология и история социологии
Тема
1.1. Социология как наука и система знаний
Методические
указания
Со времени своего возникновения социология стремится изучать многообразные общественные явления, социальные общности, институты, а также связанную с ними деятельность людей.
На занятии необходимо выяснить сущность социологии как науки об обществе и его структуре, специфику взаимодействия социальных групп, социальное поведение с акцентом на отношениях людей внутри групп и между ними. Следует обратить внимание на категорию «социальное», выяснить сущность и специфику социальной сферы общественной жизни.
Социология выступает как система знаний об окружающей социальной реальности, о роли и месте человека в жизни общества.
Социальных проблем, явлений, процессов, эпизодов в жизни общества огромнейшее количество. Нужна незримая руководящая нить, которая связывала бы воедино сотни эпизодов, явлений.
Именно этим – интеграцией различных социальных процессов и явлений – занимается социология.
Определяя предмет социологии как науки об обществе, следует показать его специфику и отличие от других гуманитарных и общественных наук. Подобно медицине, изучающей в целом


11 здоровье человека, подразделяющейся на различные отрасли, специальности, социология изучает современное общество и социальные взаимодействия в нем.
На занятии важно выяснить структуру, функции, уровни социологического знания, взаимосвязь теоретического и эмпирического познания, методы изучения реальной действительности. Следует четко определить место социологии в системе современных наук, взаимоотношения ее с другими науками, а также роль социологии в обществе.
Тема
1.2. Методология и методы социологического знания.
Методические
указания
Приступая к изучению данной темы, необходимо отметить роль социологических исследований в изучении социальных проблем общества.
Необходимо уяснить, что проведение любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников. Исходя из этого, вся работа разделяется на пять крупных этапов.
1). Подготовительный (подготовка исследования)
2). Сбор первичной социологической информации.
3). Статистическая обработка собранной информации и обработка полученной информации на электронно вычислительной машине.
4). Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.
В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследо- ваний: а) разведывательное, б) описательное и в) аналитическое.
Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора,

12 обработки и анализа доступной информации. Студентам следует уяснить следующие понятия.
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.
Рассматривая второй вопрос, следует обратить внимание на программу социологического исследования.
Программа социологического исследования – это теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы.
Структура программы состоит из следующих основных разделов.
Методологическая часть. Формулировка и обоснование проблемы. Определение целей и задач в социологическом исследовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования.
Логический анализ объекта. Значительное место в данном разделе отводится гипотезе.
Организационная часть программы.Рабочий план. Общие правила планирования и проведения исследования. Расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования. Приемы структурирования исследовательского процесса.
Приступая к рассмотрению третьего вопроса, следует обратить внимание на методы сбора, анализ и использования результатов социологического исследования.
Получение социологической информации осуществляется с помощью многих методов: анализ документов, метод наблюдения, метод опроса, экспертный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются методы анкетирования, интервью, эксперимента, а также метод социометрии, метод контент-анализ и другие.
Получив первичные социологические данные, социологи ее анализируют с помощью определенных методов и средств.Анализ и использование результатов социологического исследования - это