Файл: Методические указания к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей спбгиэу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 обработка собранной информации на основе шкалы измерений, группировки социологической информации. Студентам следует ознакомиться с такими понятиями как: ряды распределений, составление таблиц, виды таблиц.
Важным аспектом полученной информации является ее обобщение и отображение в соответствующей форме, например, графический способ отображения социологических данных. В завершении следует рассмотреть способы объяснения полученных данных и их использование.
Тема
1.3. История зарубежной и современной социологии.
Методические
указания
При изучении данной темы необходимо описать основные этапы становления и развития социологии, начиная с ее раннего периода
(основатель О. Конт), выделить период классической социологии (Э.
Дюркгейм, М. Вебер и др.), раскрыть особенности марксистской социологии, характеристику школ и направлений социологии США.
В ходе анализа основных концепций социологической теории, круга исследуемых проблем, деятельности видных социологов каждого периода следует выяснить специфику западноевропейской и американской традиций; выявить их взаимодействие и взаимовлияние.
Тема
1.4. История становления и развития отечественной
социологии
.
Методические
указания.
Особое место при рассмотрении ключевых этапов развития социологии должны занять вопросы отечественной науки: основные характеристики этапов развития, проблематика исследований, вклад в теорию выдающихся представителей российской социологической школы и ученых из плеяды русского зарубежья. В заключение следует дать оценку состоянию современной социологической науки.
14
Модуль
2. Общество как социокультурная система
Тема
2.1. Общество как целостная система.
Методические
указания
При изучении темы следует обратить внимание на причины возникновения общества, определение этапов его становления и развития, форм взаимодействия его структурных элементов и закономерностей функционирования как самоорганизующейся системы.
Изучение темы необходимо начать с определения понятия
«общество», указав при этом на его принципиальные отличия, как особой социальной среды, от природных условий. Затем перейти к рассмотрению внутреннего строения, причин возникновения и поэтапности развития.
Особое внимание при рассмотрении темы необходимо уделить изучению системного подхода при исследовании общества. Показать, какое место системный подход занял в теориях О. Конта, Г.
Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и современных ученых. Затем дать определение понятия «социальная система», обозначить ее элементы, формы связей и приобретаемые обществом качества; перечислить условия и принципы организации, согласно которым она успешно может функционировать в обществе: 1) принцип функционального единства; 2) принцип универсальности; 3) принцип необходимости; 4) принцип динамического развития.
Кроме этого необходимо дать исчерпывающую характеристику свойствам социальной системы – функциональным закономерностям: саморегуляции, самодостаточности, автономности, детерминированности, иерархичности, благодаря которым общество существует, функционирует и развивается как макросоциальная самоорганизующаяся система.
В дальнейшем нужно сосредоточить внимание на рассмотрении составных частей – подсистем и выполняемых ими функций: экономической, политической, социальной, культурной.
Тема
2.2. Социальные институты и социальный контроль
15
Методические
указания
Целью данной темы является выявление организующих начал в деятельности социальных институтов, определение способов поддержания и воспроизводства новых связей, формирование регулирующих и контролирующих механизмов межиндивидуального и межгруппового взаимодействия.
Рассмотрение темы следует начать с определения понятия
«социальный институт», при этом указать на различия подходов в трактовке и раскрытии его содержания в западной и российской социологии. Затем нужно перейти к обоснованию причин его появления и необходимости участия в налаживании совместной деятельности людей. Особое внимание следует обратить на процесс формирования социального института и присущие ему признаки, как показатели его устойчивости и организованности.
В дальнейшем надо сосредоточиться на рассмотрении внутренней структуры данного социального образования, его основных элементов, форм взаимодействия, и распределения ролей и статусов. Затем охарактеризовать функции социальных институтов, при этом отметив их значение как стабилизирующих факторов, влияющих на функционирование социальной структуры общества в целом.
В последующем необходимо дать классификацию социальных институтов, выделив их основные типы: номинальные – формальные; простые (несовершенные) – сложные (совершенные); нормативно- ориентирующие – нормативно-санкционирующие; координирующие- субординирующие; социально-экономические, социально- политические, социокультурные и воспитательные. При этом следует подробно остановиться на характеристике каждого из них, указать на особенности и направленность их деятельности, способы влияния на индивидуальное и групповое поведение людей.
Тема
2.3. Культура как система норм и ценностей.
Методические
указания
Культура как система ценностей. Культура, ее место и роль в обществе. Культура как фактор социальных изменений и как сложная
16 система взаимодействующих между собой субъектов и сфер общественной жизни.
Особенности социологического анализа культуры. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности (народная, элитарная и массовая культура).
Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.
Социальные нормы, их место в социальной системе и
структуре общества. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм.
При изучении данного вопроса следует раскрыть понятие
«социальные нормы», показать значимость их в обществе; затем выяснить определение понятия
«социально-отклоняющаяся деятельность», ее содержание, структуру, порождающие ее причины, формы проявления.
Следует классифицировать социальные отклонения – нравственные, экономические, разрушение культурных ценностей, наркомания, терроризм, за последние годы захлестнувший нашу страну, преступления и ряд других. Каждое общество ведет борьбу против нежелательных социальных отклонений своими методами, осуществляя социальный контроль, применяя те или другие санкции.
Характеризуя социальную аномию и девиантное поведение в обществе, необходимо определить понятия этих терминов (аномия, девиация), сущность, признаки данных явлений, основные причины, виды, структуру, их масштабы, а также уяснить основные концепции девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г.
Беккер, А. Коген и др.).
Завершая обсуждение этого вопроса, следует указать пути решения этой проблемы и меры, которые необходимо предпринять обществу для борьбы с ними в целях усиления безопасности, повышения защищенности граждан в стране.
Тема
2.4. Личность как объект и субъект общественных
отношений
. Социализация личности.
Методические
указания
Целью изучения данной темы является определение роли личности в функционировании группы и общества, ее социально-
17 значимых качеств и типичных свойств, а также влияния социальной среды на процесс ее становления и развития.
Рассмотрение темы необходимо начать с определения понятия
«личность», ее принципиальных отличий от таких терминов, как человек, индивид, персона. Затем перейти к уточнению социологического подхода к исследованию личности, выделив при этом два направления ее изучения: социально-психологический и социально-деятельностный.
При рассмотрении личности особое внимание следует обратить на факторы, влияющие на ее формирование: биологические
(генетические), географические, климатические, культурные, социальные. Основной акцент при их изложении сделать на социальные и культурные факторы как определяющие в становлении и совершенствовании личности.
Характеризуя личность как полноценно сложившегося субъекта социальных отношений, следует сосредоточиться на выявлении ее структуры, выделив такие составляющие, как память (информация, знания), культура (социальные нормы и ценности) и деятельность
(потребности и интересы). В последующем нужно объяснить, как в результате взаимодействия этих структурных элементов формируется система убеждений, то есть мировоззрение личности. При этом следует отметить, что система личности состоит из двух основных подсистем: 1) внутренняя подсистема (мир сознания) и 2) внешняя подсистема (мир деятельности).
Говоря о социальной деятельности как проявлении одной из форм активности личности, необходимо указать на два параметра ее измерения - позитивную социальную активность и негативную социальную активность. Особое внимание уделить рассмотрению различных видов девиантного поведения и асоциального действия.
В дальнейшем перейти к определению качеств и свойств, которыми должна обладать личность, при этом показать, насколько необходимы ее контакт и взаимосвязь с группой (коллективом), где она может реализовать себя через выполнение социально-значимой роли, формировать и утверждать свою позицию, отстаивать и защищать личные и коллективные интересы, занимать определенное положение согласно признанному статусу и сложившемуся престижу.
При этом необходимо отметить роль личности в развитии группы, что исполнение своей социальной роли определяется не
18 только желанием и силой воли, но и теми ролевыми ожиданиями и требованиями, которые исходят со стороны членов группы.
Показать, что ролевое исполнение представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, он выступает как выполнение предписаний (заданий) группы, с другой – как самоутверждение, саморазвитие и самореализация личности. Затем перейти к рассмотрению взаимодействия личности с обществом, показать, насколько неравнозначна степень влияния и воздействия ее на общество и общества на личность, какова зависимость от различных структур и элементов общества (групп, организаций, институтов), насколько ограничена ее свобода выбора поведения и деятельности.
Завершающей стадией рассмотрения личности должно стать изучение процесса ее социализации, который включает в себя воспитание, образование и «окультуривание». При этом необходимо выделить несколько этапов ее становления: западную трехэтапную классификацию, связанную с возрастными стадиями развития личности, усвоением информации, навыков, опыта, и российскую четырехэтапную периодизацию, связанную с изменением ее поведения и деятельности. А также показать, какие фазы социализации проходит личность в своем становлении: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Модуль
3. Социальная структура общества и социальное
неравенство
Тема
3.1. Социальная структура общества: социальные
группы
, общности и организации.
Методические
указания
Рассмотрение темы следует начать с определения понятия
«социальная структура общества». Затем перейти к рассмотрению дифференцированных параметров ее ранжирования, акцентировав внимание на двух видах ее существования: горизонтальном и вертикальном. При этом особое внимание необходимо обратить на те различия, которые сложились между двумя процессами дифференциации, показать, как естественные различия людей по
19 каким-то признакам (полу, возрасту, родству, месту жительства и т.д.) ведут к разделению общества на различные категории населения.
Основной задачей данного занятия является определение специфичности социальных отношений, складывающихся между индивидами, способов взаимодействия, установления социальных связей и социального контроля в рамках данного социального образования.
Изучение темы целесообразно начать с уточнения понятия
«социальная группа», ее отличий от таких терминов, как категория, агрегация, квазигруппа, определения подходов к ее рассмотрению, выделения ее существенных черт и признаков. При этом особое внимание следует уделить характеристике функций, которые выполняют социальные группы по отношению к личности и обществу, укрепляя, таким образом, социальные связи и отношения, складывающиеся между ними. Нужно показать, как осуществляются их влияние на формирование индивида как личности и выделение из их среды лидеров группового мнения, лидеров-организаторов, а также дифференциация членов группы на ведущих и ведомых. Затем следует перейти к рассмотрению переходных видов социальных групп: аудитория, толпа, социальные круги и т.д., как временных объединений с элементообразующими социальными связями, на базе которых формируются в дальнейшем полноценные социальные группы.
В последующем необходимо дать классификацию социальных групп, выделив их основные типы: первичные-вторичные; большие – средние - малые; референтные, диффузные и др. При этом следует более детально охарактеризовать каждую из них, указать на их предназначение, содержательную сторону деятельности, формы связей, способы регуляции и координации поведения членов данных групп.
Основной понимания этого вопроса является определение строения социальной организации, особенностей формирования и функционирования социальных связей, раскрытие способов повышения организационного и кооперативного эффекта в деятельности ее участников.
Изучение четвертого вопроса необходимо начать с определения понятия «социальная организация», при этом следует отметить, какими свойствами и чертами она обладает в отличие от других
20 социальных образований.
Затем более подробно следует остановиться на ее характерных признаках, на базе которых и происходит объединение индивидов в целую организацию.
В последующем требуется перейти к выявлению социальной структуры организации, обозначив две ее составные части: нормативную и поведенческую, и выделить их элементы. При этом особое внимание необходимо сосредоточить на анализе целевых установок социальных организаций: цели-знания, цели-ориентации, цели-системы. Затем охарактеризовать функции социальных организаций, их роль в повышении устойчивости социальных отношений и целостности общества.
В дальнейшем перейти к классификации социальных организаций, выделив их основные типы: открытые - закрытые; централизованные
- децентрализованные ассоциативные; производственные - корпоративные бюрократические. При этом следует дать исчерпывающую оценку деятельности каждого из них, указать на доминирующие формы связей, способы регуляции и контроля поведения участников данных организаций
Тема
3.2. Социальная стратификация, дифференциация и
мобильность
.
Методические
указания
Целью данной темы является определение степени влияния социального неравенства на формирование социальной структуры, выявление причин, обусловливающих расслоение населения на различные социальные группы, слои, классы, раскрытие социальных факторов, усиливающих дифференциацию общества и ведущих к формированию вертикальной иерархии в отношениях между социальными объединениями людей.
В то же время следует отметить, что это не порождает социальное неравенство, хотя и отражается на положении человека в обществе.
В последующем основной акцент следует сделать на складывании вертикальной дифференциации, которая ведет к расслоению общества на различные по своему статусному положению классы, страты, группы, обусловленные родом их деятельности, уровнем доходов, обладанием собственностью,