Файл: Методические указания к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей спбгиэу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 необходимо цитирование, должно быть обязательно выполнено правило: текст цитируемого материала должен быть строго выверен с источником и заключен в кавычки. Сноски оформляются внизу страницы или в конце
контрольной
работы. Ссылки на цитаты, фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно
(лично).
При постраничном цитировании, сноски на историческое произведение приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу
(статью), требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.
Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте контрольной работы после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста. Например:
Американский социолог Д. Патерс писал о социализации личности: «В процессе социализации личности большую роль играют агенты социализации
(социализаторы)» [3.,С.192]. В данном случае цифра 3 - это порядковый номер в списке литературы который приведен студентов в конце своего исследования (3. Патерс Д. Современные проблемы социализации. М.: Изд- во «Пресса», 1999.), а цифра 192 - страница, данного произведения Д. Патерса.
Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:
- поверхностное изложение теоретических положений;
- подмена творческой работы с литературой списыванием текстов из монографий, статей, брошюр и т.д.;
- использование устаревшей литературы;
- небрежность в оформлении, игнорирование требований, предьявляемых преподавателями кафедры истории и политологии к контрольным работам;
- отсутствие социологической информации, исследований.
Контрольные работы, имеющие отмеченные недостатки, к зачету не
принимаются
и возвращаются студенту на доработку.
При
рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление.
Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в рукописном, машинописном или «компьютерном» варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке).
Только по согласованию с преподавателем контрольная работа может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).
Контрольная работа должна иметь поля для замечаний преподавателя.
Таким образом, каждая контрольная работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 - список использованной литературы.
На титульном листе контрольной работы (реферата) указывается:
- полное название министерства, к которому относится вуз;
31
- полное название учебного заведения;
- полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;
- название учебной дисциплины;
- тема реферата;
- фамилия, имя отчество студента, курс, форма обучения, номер студенческой группы, номер специальности и домашний адрес шифр (номер) студенческого билета;
- название института, факультета, где студент обучается;
- должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;
- город и год выполнения работы.
Образец оформления титульного листа контрольной работы представлено в Приложении Б данных методических указаний.
На второй странице текста приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее – с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены
дата
ее отправления в академию и подпись автора. Работа должна быть представлена на кафедру истории и политологии не позднее, чем за два
месяца
до начала экзаменационной сессии.
Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой
"зачтено". Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом.
Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, т.к. преподаватель в ходе экзамена (зачета) обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по тематике замечаний на контрольную работу.
В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.
Защита
контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом - заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.
6. Список литературы
Основная литература по всем темам
Учебники и учебные пособия:
32 1.
Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов /
«Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. – 204 с.
2.
Батыгин Г.С. Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. - М.: Высшее
Образование и Наука, 2007. - 448 с.
3.
Гараджа В. И. Социология религии : учеб. пособие для вузов по специальности 020300 "Социология". 3-е изд., перераб. и доп.. - М.:
ИНФРА-М, 2005. - 344 с.
4.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М:
ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.
5.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда.: Учебник. – М.: Норма, 2004 6.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом "Университет", 2006. - 296 с.
7.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ИНФРА-М,
2004.
8.
Зубков В.И. Экономическая социология. Учебное пособие. - М.: Изд-во
РУДН, 2003.
9.
История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. - М.:
Академический проект, 2002.
10.
Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических иследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало
2000-х) - М.: ЦСО, 2008. - 551 с.
11.
Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
12.
Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
13.
Модернизация России: научные и образовательные аспекты/ учебное пособие, отв. ред. О.Н. Яницкий. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 52 с.
14.
Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. Ред. Э.Т.
Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.
15.
Петрова Р.Г.Гендерология и феминология : учеб. пособие / Петрова, Расиля
Галиахметовна. - 2-е изд. - М. : Дашков и K, 2007. - 230 с.
16.
Россия в глобальных процессах: поиски и перспективы /Отв. Ред. М.К.
Горшков. – М.: Институт соиологии РАН, 2008. – 319 с.
17.
Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов:
Учебное пособие. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 176 с.
18.
Социология и психология управления. /Под ред. К.М.Оганяна. СПб.: Бизнес- пресса, 2007. – 248с
19.
Социальные технологии и общество: Сборник научных трудов. Под ред.
К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005/
33 20.
Средний класс в современной России/ Отв. ред. М.К.Горшков,
Н.Е.Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008. – 320 с.
21.
Черняк Е. М. Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения
Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006. - 237 с.
22.
Хоперская Л.Л. Локальные межэтнические конфликты на юге России:
2000-2005 гг. / Л. Л. Хоперская ; В.А.Харченко. - Ростов н/Д : Изд-во ЮНЦ
РАН, 2005. - 162 с.
23.
Фролов С. С. Социология : [учеб. для вузов] / Фролов, Сергей
Станиславович. - М. : Гардарики, 2007. - 343 с. ; 22 см. - (Disciplinae). –
24.
Фролов С. С. Социология : учеб. для вузов. - М. : Гардарики, 2007. - 343 с.
25.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. -
Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.
Дополнительная литература
1.
Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академ-проект, 2005 2.
Харрис Р. Психология массовой коммуникации. - СПб.: Еврознак, 2004 3.
Социология в России: опросы общественного мнения (Приложение к гл.
XII) // Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред
Г.В.Осипова. М.,МГУ. 2004-456 с.
4.
Свенцицкий А.Л. Организация и человек в мире глобализации//Россия.
Планетарные процессы. - СПб.: СПбГУ, 2002 5.
Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учебное пособие. –
М.: РИОР, 2004 6.
Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Социальные проблемы молодёжи. //Рабочая книга социолога. М.:Наука. 2003.
7.
Оганян К.М., Бразевич С.С., Войцеховский С.Н. Социальные технологии и современное общество. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. -736с.
Приложение А:
Содержание
раздела I. «История, теория и методология
социологии
»
1 2 3 4
Тема
1. Социология как самостоятельная наука и учебная дисциплина.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Объект социологического исследования. Предмет социологии и его изменение в процессе развития общества и познания.
Структура и содержание социологии. Уровни социологического знания: микроуровень и макроуровень. Общетеоретическая социология. Теории среднего уровня (специальные социологические теории) и прикладная
1. Социология как самостоятельная наука и учебная дисциплина.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Объект социологического исследования. Предмет социологии и его изменение в процессе развития общества и познания.
Структура и содержание социологии. Уровни социологического знания: микроуровень и макроуровень. Общетеоретическая социология. Теории среднего уровня (специальные социологические теории) и прикладная
34 социология.
Место социологии в системе социально-гуманитарного знания. Функции социологии, её роль в решении теоретических и практических проблем современного общества.
Научный метод. Методы социологии, их специфика.
Тема
2. Методика и техника социологического исследования
Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.
Методология, методика, техника и процедура - органические составные части социологического исследования. Понятие метода в социологии.
Сущность и значение методики. Понятие процедуры. Типы процедур.
Соотношение и роль метода, техники и процедуры в социологическом исследовании.
Программа социологического исследования - теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы.
Методологическая часть. Формулировка и обоснование проблемы.
Определение целей и задач в социологическом исследовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта.
Гипотеза в социологическом исследовании. Принцип проверки гипотез.
Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Типы гипотез.
Организационная часть программы.Рабочий план. Общие правила планирования и проведения исследования. Расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования.
Приемы структурирования исследовательского процесса.
Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
Методы сбора социологической информации Методы объекта исследования. Анализ документов. Метод наблюдения. Метод опроса.
Экспертный опрос. Анкетирование в социологическом исследовании.
Интервью в социологическом исследовании. Контент-анализ. Метод анализа документов. Метод эксперимента. Метод социометрии.
Анализ и использование результатов социологического исследования.
Анализ данных. Обработка собранной информации. Шкалы измерений.
Группировка социологической информации. Обобщение и отображение результатов исследования
Ряды распределений. Составление таблиц. Виды таблиц. Графический способ отображения социологических данных. Виды графиков.
Объяснение полученных данных.
Использование результатов социологического исследования. Отчет по итогам социологического исследования.
Классические
социологические теории.
35
Классические социологические теории. Социологический проект О. Конт и возникновение научной социологии в 40-е годы XIX столетия.
Социологический позитивизм: его характерные черты и представители. (Г.
Спенсер, Дж. Ст. Милль, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис и др.)..
Психоаналитическая социология З. Фрейда. Психологические направления в социологии. Марксистская социология: основные идеи и положения.
Социал-дарвинистские концепции в социологии.
Понимающая социология Макса Вебера. Социологическая система В. Парето.
Тема
3. Современные социологические теории.
Периодизация социологии XX столетия. Чикагская школа. Доктрина «че- ловеческих отношений» Э. Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж. Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности
П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта
(Р.Дарендорф,
Л.Козер).
Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена
(Дж.Хоманс, П.Блау).
Современный этап развития западной социологии. Неомарксизм. Д.Белл и его концепция постиндустриального общества. Социология Н.Лумана.
Социологическая концепция Э.Гидденса. Теория коммуникативного действия
Ю.Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг.
XX в.
Структурно-функциональный анализ
(Дж.Александер), феноменологическая социология, «структурная социология» (Э.Тирикьян), неоструктурализм и др.
Тема
4. Русская социологическая мысль.
Предпосылки формирования социологии в России. Позитивистская социология в России. Политические и духовно-интеллектуальные особенности эволюции социальной мысли в России.
Этико-социологическая школа (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев).
Социология революционного народничества (П.Л. Лавров, В.М. Чернов).
Историческая социология (В.О. Ключевский). Географическое направление в социологии (Л.И. Мечников). Разработка метода социологии. “Христианская социология”. Генетическая социология (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев).
Социология либерального народничества (субъективная социология):
С.Н. Южаков, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).
Возникновение марксистской социологии в России. Социология "легального" марксизма (М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве и др).
Социология революционного марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и др).
Социология анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др).
Социологическая теория П.А. Сорокина.
Социология в СССР. Социология в современной России.