Файл: Методические указания к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей спбгиэу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 вхождением в структуры власти, доступом к духовным ценностям, социальным престижем и т.д. При этом важно показать, как вертикальная дифференциация порождает субординацию в отношениях между людьми и закрепляется в форме вертикальной иерархии, как положение многих групп статусно закрепляется в социальной структуре общества, что делает неизбежным наличие социального неравенства. А также показать, какую роль в этом процессе играет общественное разделение труда и углубление специализации деятельности, при этом привести различные точки зрения по данной проблеме: О. Конта, К. Маркса, П. Сорокина, М.
Вебера и др.
Давая общую оценку роли социальной дифференциации в развитии общества, следует указать, что без целенаправленно проводимой государственной политики, устанавливающей пределы ранжирования, в принципе невозможно сохранение устойчивости социальной структуры общества.
В дальнейшем сосредоточить свое внимание на рассмотрении структурных элементов общества: классах, стратах, истории их возникновения, внутренней неоднородности и сложности их социального состава. При этом особо остановиться на определении понятия «средний класс», его чертах, признаках и принципиальных отличиях от «среднего слоя» общества. Показать, насколько значимо наличие данного класса в структуре общества.
Затем перейти к определению понятия
«социальная мобильность», выделив основные ее разновидности: горизонтальную
(социальное перемещение) и вертикальную (социальное восхождение и социальный спуск).
В дальнейшем рассмотреть различные формы мобильности: индивидуальную, групповую, степень их влияния на смену элит, формирование групп, классов, изменение социальной структуры, состояние общества в целом, прежде всего на уровень его открытости. В последующем дать сравнительный анализ открытого и закрытого общества, показать, насколько открытыми являются современные западные общества и на каких уровнях общественных отношений присутствуют элементы закрытости некоторых социальных групп и страт, доступ в которые максимально ограничен.
При этом следует указать, что как обладание социальными ресурсами позволяет человеку занять достойное положение в обществе, так и

22 обладание статусом в социальной иерархии обеспечивает преодоление сложившихся психологических, культурных и материальных барьеров. А также отметить, что те, кто лишен такой возможности или не способен адаптироваться к новым социальным условиям, усвоить новые нормы и ценности, становятся маргиналами.
В завершение темы дать оценку роли социальной мобильности в формировании и функционировании социальной структуры, в сглаживании социального неравенства, поддержании ее равновесия и исключении поляризации общества на сверхбогатых (олигархизации) и крайне бедных (люмпенизации).
Тема
3.3. Социальное неравенство: сущность, критерии и
проблемы
неравенства в России
Методические
указания
Модуль
4. Социальные процессы и изменения в общественных
системах
.
1   2   3   4

Тема
4.1. Социальные процессы: понятие, сущность и виды.
Методические
указания
Во всех социологических теориях рассматриваются проблемы развития и изменения общества. Однако подходы и представления об этих процессах и отношениях, лежащих в их основе, различны. На занятиях следует охарактеризовать социальные изменения, которые происходят в положении индивидов, групп и общностей.
Тема
4.2. Социальные конфликты и модели развития
современного
общества
Общество представляет собой сложную социальную систему, важнейшими элементами которой являются социальные общности и группы. Анализ взаимодействия социальных групп и общностей, системы регуляции их взаимоотношений, способов взаимодействий,

23 причин возникновения потребности в солидарных действиях позволит выявить преимущества индивидов в социальной общности и защищенность в ней интересов личности. Социальные общности содержат в себе решающее качество самодвижения, развития социального целого, именно здесь регулируются не во всем совпадающие личные интересы, удается избежать деструктивности, повысить эффективность деятельности общества.
Пристальное внимание к проблеме конфликтов привело к выделению в социальных науках специальной отрасли – конфликтологии. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Выясняя причины, мотивы конфликтов, мы выявляем условия, при которых социальное напряжение перерастает в конфликт.
Необходимо изучить теории конфликтов: Г. Зиммеля, Р.
Дарендорфа, Л. Козера и сравнить их подходы с другими концепциями конфликта. Актуальным представляется рассмотрение тезиса П. Сорокина о том, что источник конфликта лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, и невозможности удовлетворения их доступными средствами.
Рассмотрев теоретические основы конфликтологии, логично обратиться к конфликтным ситуациям в современной России, остановиться на анализе наиболее типичных конфликтов, а также таких формах выражения массового протеста, как митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки.
Проблема конфликтов связана с одной из центральных социологических идей – идеей общественной солидарности. В современных условиях оформилась в различные социальные технологии партнерства и сотрудничества.
Как известно, Э. Дюркгейм выделял два типа общественной солидарности
– механическую и органическую, которые соответствовали традиционному и современному типам обществ, а решающую роль в социальной интеграции отводил религии и морали.
В дальнейшем эти идеи получили развитие в этике Л. Фейербаха, концепции гармонизации отношений Л. Блана, П. Прудона, Ф.
Лассаля. В противовес марксизму с его идеями классовой борьбы развивались идеи либерального реформизма М. Вирта, О. Михаэлиса.


24
Тема
4.3. Мировая система и процессы глобализации
современного
общества
Методические
указания
Рассматривая данную тему, следует дать понятие «мирового сообщества». Отметить, что мировое сообщество развивается и функционирует как целостная система. Развитие общих социальных институтов и международных организаций.
Место России в современном мировом сообществе.
Россия как субъект мирового сообщества. Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на современном этапе.
Проблема выбора пути развития.
Геополитическое положение России. Россия и Европейское сообщество. Влияние российского общества на социокультурные процессы в сопредельных странах. Современная Россия и мировая социокультурная динамика.
Переходя к третьему вопросу, необходимо уточнить понятие глобальных социальных процессов.
Социальные проблемы взаимодействия человека и природы. Социальная экология.
Демографические проблемы в современном мире и пути их разрешения. Экологический кризис. Социально-экономическая отсталость развивающихся стран.
Социально-экономические аспекты международной безопасности. Угроза военного насилия со стороны отдельных государств, конфессиональных и этнических групп. Война и международный терроризм в современном мире.
3. Методические указания к выполнению контрольной
работы
Подготовка, написание и оформление контрольной работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в котором необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать

25 материал, уточнить с научным руководителем (преподавателем социологии) план работы. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методологическом уровне и при необходимости - защитить ее.
Наиболее сложным и ответственным является
подготовительный
этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана.
Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывают наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к
составлению
библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования.
Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно- библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относятся: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря или дежурного библиотекаря.
Вся выявленная литература выписывается на специальные
библиографические
карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге.
Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании.


26
Самостоятельная
работа над литературой. Самостоятельная работа над документами, публикациями результатов социологических исследований и другой научной литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит прежде всего в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы.
После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от цели изучения, в данном случае - это усвоение содержания работы, выделение основных ее положений и умение кратко формулировать выводы. Поэтому самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:
1. Предварительное общее ознакомление с произведением.На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основные разделами (содержанием).
2. Работа над изучением текста.После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению.
Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать важную мысль автора, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.
3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги.
Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора.
Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения произведения.

27
В процессе чтения можно использовать любые формы записи
(подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи.
Необходимо указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере.
Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.
Проработав имеющуюся литературу по дисциплине, а также по теме своей контрольной работе, студент-заочник составляет план
своейработы, в структуру которой входит: введение, основная часть
(вопросы или разделы темы), заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается краткое обоснование тем,указывается ее актуальность и теоретическая значимость; отмечается состояние разработки проблемы в литературе, ставится цель и задачи исследования.
В основной части раскрывается содержание работы. На основе проработанного материала, изученных первоисточников, анализа различных подходов и направлений, полно и логично излагаются вопросы темы (как правило, 3-4 вопроса). При изложении материала важно основываться на теоретических и социологических фактах.
Однако нельзя чрезмерно использовать цитирование, устаревшие факты. Составляя текст контрольной работы, нельзя ограничиваться декларированием своих положений. Следует аргументировать, доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные первичные данные (источники, данные).
При изложении материала необходимо стремиться к самостоятельному, творческому стилю изложения каждого вопроса, избегая механического переписывания материалов из журналов и книг.
В заключении четко и кратко формулируются основные общие выводы, раскрывается связь рассматриваемой темы с современностью и практическая значимость проделанной работы.


28
В конце контрольной работы прилагается список использованной литературы.
В целом контрольная работа студента-заочника должна соответствовать рекомендованной теме, плану, целям и задачам.
4. Контрольные задания
Порядок
определения темы контрольной работы
Определение
темы контрольной работы. В ходе изучения курса
«Социология» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом:
Начальная буква фамилии студента
Номер темы контрольной работы
Начальная буква фамилии студента
Номер темы контрольной работы
А
1 или 31 или 61
П
16 или 46 или 76
Б
2 или 32 или 62
Р
17 или 47 или 77
В
3 или 33 или 63
С
18 или 48 или 78
Г
4 или 34 или 64
Т
19 или 49 или 79
Д
5 или 35 или 65
У
20 или 50 или 80
Е
6 или 36 или 66
Ф
21 или 51 или 81
Ё
7 или 37 или 67
Х
22 или 52 или 82
Ж
8 или 38 или 68
Ц
23 или 53 или 83
З
9 или 39 или 69
Ч
24 или 54 или 84
И
10 или 40 или 70
Ш
25 или 55 или 85
К
11 или 41 или 71
Щ
26 или 56 или 86
Л
12 или 42 или 72
Э
27 или 57 или 87
М
13 или 43 или 73
Ю
28 или 58 или 88
Н
14 или 44 или 74
Я
29 или 59 или 90
О
15 или 45 или 75
Примечание
: темы контрольных работ указаны в разделе «Перечень контрольных работ для курса «Социологи» (См. Приложение В)
5. Требования к оформлению контрольной работы
Требования
к
объему
,
оформлению
и
срокам
выполнения
контрольных
заданий (работ)
Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения
материала
в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую

29 литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план, который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы. План работы, как правило,
согласовывается
с преподавателем, читающим учебную дисциплину
«Социология».
В плане закрепляется структура студенческой контрольной работы, включающая: введение, основную часть, заключение. В план следует включать 3-4 вопроса, так как обилие вопросов не позволит студенту с достаточной глубиной их раскрыть.
Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, формулируются основные задачи работы.
Введение должно быть по возможности кратким (1-1,5 с.).
В основной части работы следует раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при социологическом анализе современного российского общества и т.д. В конце работы прилагается список
использованных
источников и литературы. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке, следует поместить в конце контрольной работы (реферата). Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.
После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения материала студент еще раз просматривает его и осмысливает. На этой стадии
завершается
процесс анализа и обобщения всех имеющихся в вашем распоряжении публикаций по теме контрольной работы.
Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано.
Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с
красной
строки.
Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль. Часто при записи прочитанного студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ.
Цитирование
широко распространено в студенческих работах (рефератах, контрольных работах) и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно