Файл: Методические рекомендации по организации учебноисследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе на уровне начального общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе на уровне начального общего образования
1. Нормативно-методические аспекты организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе на уровне начального общего образования.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее - образовательные организации), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

При этом образовательные организации и педагогические работники свободны в определении содержания образования, выборе и использовании учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания (статьи 28 и 47 Федерального закона).

Ныне действующий федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (далее ФГОС НОО) определяет проекты в числе методов и форм освоения основной образовательной программы: «В процессе … освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)» (ФГОС НОО, п. 19.9).

В части создания материально-технических условий освоения основной образовательной программы учитываются и условия организации проектно-исследовательской деятельности: «Для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:<…> организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности» (ФГОС НОО, п. 22).


Примерной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (далее - примерная программа) также предусмотрена проектная деятельность обучающихся.

Кроме того, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации (статья 28 Федерального закона). Согласно примерной программе в процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Особенностью учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе является направленность на развитие метапредметных умений, на возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков самостоятельности в познавательной деятельности. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Основные результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе: сформированные умения наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации; слушать и слышать собеседника; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; проявлять самостоятельность в обучении; защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия (ПООП НО, п. 2.1.4). Выполнение учебных проектов способствует формированию начальных представлений о научном типе мышления, о ключевых теориях, о типах и видах отношений, а также овладению научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

С переходом начальной школы к работе по обновленным ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286, зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) значимость проектной деятельности для достижения образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего образования существенно возрастает. В обновленном ФГОС НОО проектная деятельность выступает: основной формой учебной деятельности,

развивающей универсальные учебные действия; частью программы формирования универсальных учебных действий; одним из требований к метапредметным результатам; составной частью требований к предметным результатам; а также оцениваемой формой учебной деятельности младших школьников.
2. Учитывая значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности для достижения образовательных результатов обучающихся в соответствие с ФГОС НОО, а также возникающие вопросы, затруднения педагогов в организации образовательного процесса с применением проектов и неоднократные обращения представителей родительской общественности с целью разъяснения нормативно-правовой основы проектной деятельности в начальной школе, рекомендуем следующее.
В общеобразовательных организациях:
- дополнить нормативную базу школы локальным нормативным актом, регулирующим организационно-методические, материально-технические условия реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по уровням образования, в том числе – на уровне начального общего образования;
- при создании преемственной концепции проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (1-11 классы) в образовательной организации руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами (НОО, ООО, СОО) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Обеспечить разграничение и согласование концептуальных подходов к организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся при реализации учебных программ (средствами урочной и внеурочной деятельности) и в работе с одаренными детьми по плану воспитательной работы;
- согласовать положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности (1-4 классы) с имеющимися в организации положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. При согласовании обратить особое внимание на недопущение применения к содержанию, результатам и оформлению учебных исследований и проектов в начальной школе показателей, не соответствующих возрастным возможностям младших школьников, уровню развития их учебной самостоятельности.

- для обеспечения целостного преемственного подхода в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (1-11 классы) в полной мере использовать профессионально-методическую инфраструктуру школы (методический совет школы, ШМО, сетевое взаимодействие, профессиональные сообщества, методические рекомендации ИРО и др.), а также полномочия и права органов общественного управления школой (советы родителей, ученические советы, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и пр.).
Педагогам на уровне начального общего образования:

- планировать и организовывать проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствие с ФГОС НОО, учитывая, что учебные исследования и проекты в начальной школе направлены, прежде всего, на развитие метапредметных умений, на возможность активизировать учебную работу детей младшего школьного возраста в процессе формирования базовых исследовательских умений и умений осуществлять совместную деятельность.
- обеспечить выполнение обучающимися индивидуальных и групповых проектных работ разного вида: разработка и создание моделей (материальных и/или информационных); подготовка и проведение мероприятий (акций); подготовка и проведение исследований; решение проблем (жизненных, практико-ориентированных учебных), подготовка информационных (обучающих) проектов [4] по всем предметам учебного плана, а также включая задания межпредметного характера. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на основе содержания нескольких. Так, например, в рамках освоения учебного предмета «Технология» обучающиеся под руководством педагогического работника выполняют элементарные коллективные или индивидуальные проекты. Обучающиеся учатся разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
- при отборе содержания информационных (обучающих) проектов, учебных исследований, отдавать предпочтение атрибутивному (изучение признаков, свойств, состояний и процессов, связанных с природным и социальным окружением ребёнка) и краеведческому подходам как наиболее эффективным для воспитания младших школьников и пропедевтики изучения естественно-научных предметов в основной школе (биология, физика, химия);

- обеспечить соответствие уровня операционной сложности выполняемых учениками проектов и предварительно освоенных предметных умений, необходимых для их самостоятельного выполнения.

Так, в соответствие с ФГОС НОО (2021) предметные результаты по математике должны обеспечивать приобретение учениками опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными; использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений (п. 43.4.).

Предметные результаты по технологии должны обеспечивать сформированность первоначальных представлений о материалах и их свойствах, о конструировании, моделировании; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды; сформированность умения безопасного пользования необходимыми инструментами в предметно-преобразующей деятельности (п. 43.8.).

Предметные результаты по учебному предмету «Окружающий мир» должны обеспечивать умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи; приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов (п.43.5.);

Предметные результаты по изобразительному искусству должны обеспечивать выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации (п. 43.7.).