Файл: Питание детей до года. Сестринский процесс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Питание детей до года. Сестринский процесс

Введение


Актуальность исследования. Естественное вскармливание является физиологически адекватным способом питания новорожденного и грудного ребёнка, оказывая воздействие на его непосредственное и отдалённое здоровье, включая основы духовности (И.М. Воронцов, Е.М. Фатеева, 1998; А.Г. Лебедев, 2000). Последние годы характеризуются возрастанием интереса к проблеме грудного вскармливания (Т.Э. Боровик, К.С. Ладодо, Н.Н. Семёнова, 2011). Однако, несмотря на это, показатель естественного вскармливания остается низким. Ведущими причинами, приводящими к прекращению грудного вскармливания, по мнению ряда авторов, являются неготовность женщин к материнству, отсутствие знаний у женщин о преимуществах грудного молока, причинах гипогалактии, технике кормления ребёнка грудью (Е.М. Фатеева; В.А. Прошин, 2000). Во время беременности многие женщины не имеют твёрдого решения, будут они кормить ребёнка грудным молоком или нет (Л.В. Абольян, С.В Новикова, 2011). Значительная часть матерей переводят детей на искусственное вскармливание самостоятельно, не информируя врача, медицинскую сестру (Н.К. Перевощикова, Е.Д. Басманова, В.И. Коба, 2006). Знания о грудном вскармливании женщины в период беременности и лактации получают не только от медицинских работников, но и из других источников (знакомые, родственники, интернет и др.) (В.К. Юрьев; В.В. Юрьева, 2010). Данная ситуация возникла в результате неудовлетворённости населения качеством медицинских услуг, оказываемых в женских консультациях, детских поликлиниках (М.В. Гмошинская, 2008). Назрела необходимость в повышении качества услуг, оказываемых в родовспомогательных учреждениях и детских поликлиниках, беременным и кормящим женщинам по вопросам грудного вскармливания (Л.А.Брынза, 2010). Совершенствование сестринского дела заключается, в первую очередь, в повышении роли участковой медицинской сестры (Г.М. Злобина, 2004). Вместе с тем, для оказания квалифицированной помощи женщинам по вопросам грудного вскармливания участковая медицинская сестра должна владеть современной информацией по этому вопросу (А.З. Васильева, 2010). Обучение медицинского персонала, проводимое с частотой 1 раз в 5 лет, не может обеспечить должного уровня знаний по грудному вскармливанию (Н.В. Якимова, Л.Ф Молчанова, 2008). В связи с этим возникает потребность в дополнительном обучении участковых медицинских сестёр детских поликлиник. В доступной литературе мы не встретили работ, посвящённых изучению влияния повышения уровня знаний по организации и поддержке грудного вскармливания специалистов сестринского дела детской поликлиники на показатель естественного вскармливания у детей первого года жизни и их здоровья. Цель исследования: Сестринский процесс в организации вскармлевания детей первого года жизни. Задачи исследования: 1. Изучить особенности вскармлевания детей первого года жизни. 2. Рассмотреть сестринский процесс в организации вскармливания детей первого года жизни; 3. Проанализировать обучения женщин по вопросам грудного вскармливания Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Правила кормления грудью, расчет суточной и разовой потребности ребенка в питании, режим питания ребенка первого года жизни


Питание ребенка на первом году жизни называется «выкармливание» Выкармливание обеспечивает адаптацию малыша к внешнему миру и определяет рост и развитие детского организма.
Существует 3 основных вида вскармливания [3]:
естественное=натуральное=грудное;
искусственное;                            
смешанное.
Отсюда вытекает основное требование к рациональному  питанию — количество и качество принятой пищи должны отвечать нуждам организма [8].
Таблица 1.1
Основные принципы рационального вскармливания детей первого года жизни
Принципы естественного вскармливания -высшей нервной регуляции питания;
-сбалансированность питания (или корреляции пищевых веществ)
-вековая адекватность;
-постепенность;
-индивидуальность;
-полноценности пищевых продуктов.
 
Естественным называется такое выкармливание, когда ребенок на первом году жизни получает только материнское молоко. Тем не менее, если к введению прикорма, молоко составляет не меньше 4/5 от общего объема принятой пищи или ребенок получает донорское молоко, выкармливание тоже называется естественным [12].
Грудное выкармливание обеспечивается молочными железами матери при их нормальном функционировании. Грудные железы начинают развиваться у девочек в старшем школьном возрасте, окончательно формируются во время беременности.  
Этот вид питания является наиболее физиологичным, так как по своей структуре материнское молоко приближается в состав тканей ребенка. Материнское молоко содержит большой набор разных защитных факторов, которые поддержат организм и будут способствовать уменьшению заболеваемости малыша, ведь первые часы, дни и месяцы жизни являются наиболее важными и, одновременно, впечатлительным периодом жизни младенца [17].
Биологические преимущества грудного молока [4]:
1.Содержит специфические факторы защиты младенца от разнообразных инфекций и заболеваний (антитела, иммуноглобулины А, лимфоциты), способствует формированию собственной системы иммунитета.
2. Наличие неспецифических факторов иммунной защиты (лизоцима, макрофагов, нейтрофилов, комплемента, лактоферрина).

3. Отсутствие антигенных свойств;
4. Наличие бифидум-фактора, антистафилококкового фактора (фактора резистентности организма);
5. Наличие в женском молоке комплекса биологически активных веществ (гормоны, ферменты, ростовые факторы и тому подобное)
6. Грудное молоко всегда стерильно, идеальной температуры;
Качественные отличия женского молока [9]:
1. Преобладает мелкодисперсный белок (альбумин), соотношение в грудном молоке альбумина к казеину 4:1. В желудке ребенка белок грудного молока образует нежные мелкие хлопья, которые легко перевариваются. (В коровьем молоке соотношения альбумина к казеину 1:4, преобладает грубодисперстный белок (казеин) при переваривании образуется грубый сгусток, который задерживается в желудке до 4 часов).
2. Незаменимых аминокислот меньше, чем в коровьем, однако процент их усвоения более высок; грудное молоко содержит серосодержащую аминокислоту таурин с нейроактивными свойствами.
3. Высокое содержание ненасыщенных жирных кислот, сравнительно с коровьим молоком, высокая степень дисперсности.
4. Коэффициент усвоения жира достигает 95 % под воздействием липазы грудного молока ( в коровьем молоке усвоение жира снижено 60-80 %).
5. Преобладает b-лактоза (90 %), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий. Кроме того, b-лактоза принимает участие в синтезе витаминов группы В. В коровьем молоке содержится а-лактоза, свойства которой отличаются от b-лактозы.
6. Большое количество жирорастворимых витаминов (А, Д, Е);
7. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в 2 раза лучше, чем этих же элементов из коровьего молока. Содержание микроэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и тому подобное) в грудном молоке отвечает потребностям организма ребенка [7].
Преимуществами грудного кормления для мам является то, что оно стимулирует выработку окситоцина, гормона, под воздействием которого уменьшаются послеродовые кровотечения, ускоряется сокращение матки. Недавние исследования обнаружили, что женщины, которые кормят грудью, быстрее возвращаются к своей предыдущей массе, в них наблюдается задержанное возобновление овуляции с меньшей вероятностью забеременеть, улучшается возобновление минералами костей после родов, уменьшается риск рака яичников и предклимактерического рака груди [17].

Дети, которые вскармливаются грудью гораздо меньше болеют, потому мамы должны больше возможности уделить вниманию семьи, работе. Весомым фактором для семьи является и то, что благодаря грудному выкармливанию можно сэкономить значительную сумму из семейной сметы, не покупая дорогие высокоадаптированные смеси на протяжении первого года жизни малыша.
Правила естественного вскармливания [17]:
1. Перед каждым кормлением необходимо помыть молочную железу (по современным правилам при частому — за показами выкармливании это делается не каждого раза).
2. При удовлетворительном состоянии матери на второй день после родов вскармливания проводится в ее спокойном, уверенном состоянии, в  расслабленному сидячему (можно лежачему) положении. Тело ребенка необходимо прижать к телу матери, лицо направить к материнской груди. Поддержанные снизу глава и тело малыша должны быть в одной плоскости. Иметь в настоящее время должна ласково смотреть на малыша, любоваться им.
3.  При каждом выкармливании ребенок прикладывается только до одной молочной железы, чередуя их.
4. Сначала нужно сцедить несколько струй молока, потом приложить ребенка к груди. Малыш должен хорошо захватить ртом не только сосок, но и большую часть ареолы, плотно притронувшись к груди подбородком

Организация и методы работы медсестры в организации грудного вскармливания


Хороший план повышения уровня знаний беременных и кормящих женщин, членов их семей и общества в целом о проблеме грудного вскармливания требует сочетания различных путей и средств информации, которые могут привлечь внимание и вызвать интерес различных групп, включая подростков и молодежь, будущих родителей.
Ниже предложен перечень мероприятий, внедрение которых позволит повысить уровень знаний у населения:
1. Разработка и распространение памяток для населения, будущих и кормящих мам и членов их семей.
2. Подготовка информационных стендов для размещения в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике, детском стационаре.
3. Проведение образовательных лекций
4. Проведение тематических акций для населения, будущих и кормящих мам и членов их семей.
Информационные материалы могут выполнять несколько функций: повышение общего знания читателя; привлечение в ЛПУ, на обучающие курсы;
информированность участника о мероприятии. Необходимо тщательно оценить обоснованность
, полноценность и приемлемость информации, содержащейся в материалах и правильно определить целевую аудиторию.
Действия:
• Выбор тем для разработки памяток на основе знаний у населения и ваших приоритетов.
• Собрать и просмотреть подготовленные материалы из разных источников, определить, насколько они соответствуют вашим нуждам.
• Подготовить новые научно-обоснованные материалы, желательно с комментариями женщин, матерей и экспертов.
• Для каждого материала подготовить план раздачи или предоставления информации.
• Распечатать/размножить необходимое количество материалов.
• Распространить памятки среди целевой группы.
Подготовка информационных стендов для размещения в детской поликлинике:
• Выбор тем для разработки плакатов и других материалов на основе знаний населения и ваших приоритетов.
• Собрать и просмотреть подготовленные материалы из разных источников, определить, насколько они соответствуют вашим нуждам.
• Подготовить новые научно-обоснованные материалы, желательно с комментариями женщин, матерей и экспертов.
• Дизайн стендов
• Размещение стендов и плакатов в удобном и хорошо видном месте в ЛПУ.
Проведение образовательных лекций
Общественные группы, заинтересованные в работе с родителями по формированию культуры грудного вскармливания, могут быть включены в состав команды по поддержке кормящих матерей, оказанию им необходимой консультативной помощи, с планированием совместной деятельности

Содержание и формы гигиенического обучения женщин по вопросам грудного вскармливания


Обучение беременных женщин осуществляется посредством групповых занятий и индивидуальных бесед. В обучении беременных женщин принимают участие акушеры, педиатры, психологи, акушерки и медицинские сестры. Наиболее перспективной и эффективной формой занятий является семейная подготовка к рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи к активному участию в дородовой подготовке. Наряду с семейной формой подготовки к деторождению рекомендуется использование традиционных методов работы с беременными женщинами в «школах материнства», организуемых в женских консультациях.
Некоторые детские поликлиники также проводят на своей базе «школы материнства» или создают клубы для беременных женщин и матерей. Для активного привлечения будущих отцов, а также других членов семьи на эти занятия необходимо обеспечить доступную информацию о программах и времени проведения занятий.