Файл: Питание детей до года. Сестринский процесс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С момента постановки беременной женщины на учет она постоянно находится в контакте с медицинскими работниками, регулярно посещая женскую консультацию или во время дородовых патронажей. Каждое такое общение с женщиной также может быть использовано для проведения индивидуальных бесед по подготовке к грудному вскармливанию.
Программа обучения беременных женщин по вопросам грудного вскармливания должна включать следующие темы:
- Преимущества грудного вскармливания для ребенка.
- Преимущества грудного вскармливания для матери.
- Важность раннего прикладывания младенца к груди в родильном зале.
- Знакомство с работой акушерского стационара, в котором планируются роды.
- Важность совместного пребывания матери и ребенка в акушерском стационаре и дома.
- Важность грудного вскармливания по требованию ребенка.
- Важность грудного вскармливания по требованию ребенка.
- О вреде использования сосок и пустышек.
- Техника кормления грудью (расположение и прикладывание ребенка к груди).
- Важность исключительно грудного вскармливания в течение 6 месяцев и продолжения грудного вскармливания до того возраста, когда ребенок сам откажется от груди.
- Как обеспечить достаточное количество молока.
- Помощь матерям после выписки из родильного дома.
Отметка об обучении заносится в индивидуальную и обменную карту беременной женщины. Для контроля проводимого обучения беременной женщины может быть использована форма «Контрольный лист навыков по грудному вскармливанию: дородовая подготовка беременных женщин», куда заносятся сведения о теме и дате проведения группового занятия или индивидуальной беседы, выдаче письменных материалов.
После рождения ребенка сведения о характере вскармливания новорожденного поступают в женскую консультацию из родильного дома в выписном эпикризе. В день выписки из родильного дома или на следующий день участковая медсестра осуществляет патронаж ребенка и матери на дому. Позже родившие женщины самостоятельно посещают женскую консультацию. Все эти контакты с матерью необходимо использовать для консультирования по грудному вскармливанию и оказания необходимой помощи.
Действия
• Разработка плана действий по организации обучения беременных женщин.

• Выделение помещения для проведения обучения беременных женщин.
• Оборудование помещения необходимой техникой и наглядными материалами.
• Разработка программы обучения беременных женщин.
• Разработка анкеты для оценки уровня знаний женщин после прохождения обучения.
• Подготовка пакета обучающих и раздаточных материалов.
• Составления графика проведения занятий.
• Разработка системы привлечения беременных женщин.
• Разработка журнала для регистрации даты проведения, темы занятий и присутствующих на занятиях.
• Внесение в индивидуальную карту беременной и обменную карту информации о прохождении обучения.
Поддержка кормящих матерей после выписки домой
Поддержка матерей в кормлении грудью заключается в консультировании матерей по вопросам сохранения исключительно грудного вскармливания в течение первых шести месяцев жизни и продолжения грудного вскармливания до 2-х лет и более, осуществляется медицинскими сестрами, педиатрами и врачами специалистами во время послеродовых патронажей и посещений детской поликлиники матерью с ребенком (членами семьи).
Для всесторонней поддержки матерей после выписки домой и последующей оценки показателей грудного вскармливания детей, а так же качества работы подразделения в целом необходимо предпринять следующие изменения:
1

Предложения по участию медицинской сестры по организации грудного вскармливания


Реализация подходов к поддержке грудного вскармливания требует тесной взаимосвязи и последовательного участия трех основных звеньев родовспоможения и детства - женских консультаций, родильного дома и детских поликлиник. Ведущую роль в становлении и поддержке полноценной лактации играет при этом психологическая установка женщины и окружающих ее лиц на грудное вскармливание, которую обозначают как «доминанту лактации». Под термином «доминанта лактации» понимают стойкую убежденность женщины в неоспоримых преимуществах грудного вскармливания перед искусственным и уверенность в том, что она сумеет кормить ребенка грудью, несмотря на различные трудности. Выработка доминанты лактации - основного фактора, определяющего длительность лактации, - должна осуществляться у беременных женщин в женской консультации: во время приема врача-акушера, а также на занятиях в школе материнства. Эта работа должна обеспечить женщине в период непосредственно после родов, а также позднее, после выписки из родильного дома, уверенность в своих возможностях сохранить грудное вскармливание, несмотря на имеющиеся трудности. Это особенно важно при наличии первых симптомов гипогалактии, а

также при развитии трещин, нагрубания молочных желез (лактостаза), нередко возникающих на первых этапах лактации. Информацию о пользе грудного вскармливания, его неоспоримых преимуществах перед искусственным вскармливанием, сведения о преимуществах свободного вскармливания, условиях становления и сохранения полноценной лактации женщина должна получать на всех этапах ее обращения в ЛПУ родовспоможения и детства, начиная с периода беременности - от врача-акушера и акушерок в женской консультации, затем - от врача-акушера и акушерок родильного дома, врача- педиатра и медицинских сестер палат «мать – дитя», участкового врача-педиатра и участковой медицинской сестры детской поликлиники. Следует отметить, что в соответствии с Положением о патронаже участковая медицинская сестра детской поликлиники дважды за период беременности должна осуществить патронаж на дому беременной женщины. В ходе патронажа медицинская сестра должна проинформировать женщину о преимуществах грудного вскармливания и обучить основным приемам кормления малыша грудью и ухода за грудной железой [24]. Обучение технике и практике грудного вскармливания, основным методам сцеживания молока, уходу за молочными железами должно также проводиться на занятиях в школе материнства при женской консультации или детской поликлинике и продолжаться в родильном доме и детской поликлинике.
Следует подчеркнуть, что в первые дни после родов женщине особенно необходима помощь в освоении техники грудного вскармливания. Эту помощь обязаны осуществлять врач- акушер, акушерка и молочная сестра послеродового отделения, врач-педиатр и детская сестра. Индивидуальные рекомендации по питанию женщины должны даваться врачом-акушером в женской консультации; коррекция питания должна проводиться в родильном доме, а затем в детской поликлинике, особенно при наличии симптомов пищевой непереносимости у ребенка, находящегося на естественном вскармливании (кожные высыпания, дисфункция кишечника)

Заключение


Проблема питания кажется легкой только в ее названии. В действительности главной задачей перед родителями и врачами для нормального развития ребенка в течение всей дальнейшей жизни является полноценное питание в грудном возрасте, в педиатрии называется вскармливание. Именно в этом периоде отмечается наиболее интенсивное увеличение массы и длины тела, формирование внутренних органов и систем, иммунологического статуса. Необходимым компонентом полноценности этих процессов является поступление в организм всех основных ингредиентов и дополнительных элементов с пищевыми продуктами. Рациональное питание, соответствующее
физиологическим потребностям организма ребенка, наряду с правильным воспитанием и уходом обеспечивающая гармоническое развитие личности, повышает иммунитет. Единственной пищей, лучше приспособленная самой природой потребностям младенца, является материнское молоко. Важную роль в организации грудного вскармлевания имеет медсестра. Консультирование по вопросам вскармливания и ухода за ребенком — это двустороннее общение между матерью/родителями и медицинским работником. Целью диалога является выяснение всех беспокоящих проблем, предоставление врачом исчерпывающей и подробной информации в доступной форме. Медицинская сестра - связующее звено между семьей, где воспитывается ребенок и врачом педиатром. Поставленые задачи решены,цель данной работы достигнута.

Список литературы


Абольян, Л. В. Российская национальная школа и роль лечебно-профилактических учреждений в охране и поддержке грудного вскармливания: обзор литературы / Л. В. Абольян, Л. В. Казакова // Обществ. здоровье и профилактика заболеваний. – 2016. - № 3. – С. 55-63. Абольян, Л. В. Современные подходы к грудному вскармливанию ребенка / Л. В. Абольян, Н. З. Зубкова // Лечащий врач. - 2018. - №1. - С.30-33. Вскармливание здоровых детей первого года жизни : методическое пособие. - Кемерово: ИД «Медицина и Просвещение», 2016. - 24 с. Зуева, Е. А. Школа молодых родителей / Е. А. Зуева, М. А. Либинтов. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с. Кешишян, Е. С. Вскармливание детей первого года жизни / Е. С. Кешишян, И. И. Рюмина. - М.: Медкнига, 2017. - 45 с. Кешишян , Е. С. Вскармливание детей первых двух лет жизни: проблемы грудного вскармливания, прикорм, вскармливание на втором году жизни, консультирование родителей : пособие для врачей/ Е. С. Кешишян . - М.: Медкнига, 2018. - 35 с Ладодо, К. С. Рациональное питание детей раннего возраста / К. С. Ладодо. - М.: Миклош, 2017. - 280 с. Майданник, В. Г. Некоторые проблемные вопросы естественного вскармливания детей первого года жизни с позиций доказательной медицины / В. Г. Майданник, И. С. Смиян // Педиатрия. – 2017. - № 1. – С. 56-63. – Библиогр.: 32 назв. Научно-практическая программа «Оптимизация вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» / Т. Э. Боровик, К. С. Ладодо, Г. В. Яцык и др. // Педиатрия. – 2018. - № 4. – С. 75-79. Новый подход к оптимизации вскармливания недоношенных детей / Т. Э. Боровик, О. Л. Лукоянова, В. А. Скворцова и др. // Педиатрия. – 2016. - № 6. – С. 77-80. – Библиогр.:6 назв. Оптимизация вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации / Т. Э. Боровик, К. С. Ладодо, Г. В. Яцык и др. // Справочник педиатра. - 2018. – N 4. - C. 38-45. Организацияработы по охране и поддержке грудного вскармливания в ЛПУ родовспоможения и детства / Л. В. Абольян, И. Я. Конь, Е. М. Фатеева, М. В. Гмошинская // Справочник фельдшера и акушерки. – 2016. - № 12. – С. 50-68. Отчет о проведении рабочего совещания национальных экспертов по программе ВОЗ/ЮНИСЕФ «Десять шагов успешного грудного вскармливания» / Л. И. Ильенко, О. В. Качалова, Е. Б. Николаева, Т. А. Букина // Педиатрия. – 2016. - № 1. – С. 76-78. Оценка и предложения по изменению статистики грудного вскармливания в Российской Федерации / В. Е. Ломовских, Т. К. Бердикова, Е. Ю. Врублевская и др. // Вопр. дет. диетологии. – 2015. - № 3. – С. 49-53. – Библиогр.: 8 назв. Перевощикова, Н. К. Опыт работы с беременными и кормящими женщинами по сохранению и поддержанию грудного вскармливания / Н. К. Перевощикова, Е. Д. Басманова, В. И. Коба // Рос. педиатр. журн. – 2016. - № 2. – С. 56-59. – Пропаганда, поощрение и поддержка грудного вскармливания в детской поликлинике / Н. С. Черных, Т. М. Вакулова, И. А. Салина и др. // Мать и Дитя в Кузбассе. – 2017. - № 3. – С. 32-34. – Библиогр.: 7 назв. Рациональное вскармливание недоношенных детей (современные принципы) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2016. - №2. – С.21-38. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации / И. Я. Конь [и др.] // Вопр. дет. диетологии. - 2016. - N 2. - C. 5-8. Рекомендации по питанию детей грудного и раннего возраста (программа Start Healthy - Расти здоровым с первых дней) / Н. Бате, К. Кобб, Д. Двайер и др. // Вопр. дет. диетологии. - 2016. - N 3. - C. 61-74. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка первого года жизни / Ж. И. Войцеховская [и др.] // Пробл. управления здравоохранением. - 2018. - N 1. - C. 71-74. Роль групп поддержки грудного вскармливания в пропаганде принципов рационального питания детей / И. А. Тишевской [и др.] // Вопр. дет. диетологии. - 2018. - N 4. - C. 68-72. Руководство для врачей по здоровому питанию грудных детей и детей раннего возраста // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2018. - № 3. – С. 13-23; № 4. – С. 37-42; № 5. – С. 24-30. Яворская, О. В. Актуальные организационные проблемы поддержки грудного вскармливания в РФ / О. В. Яворская // Вопр. дет. диетологии. – 2017. - № 2. – С. 37-43. – Библиогр.: 54 назв. Яворская, О. В. Психогигиенический подход к поддержке грудного вскармливания - основа новой организационной формы оптимизации питания детей грудного возраста/ О. В. Яворская // Урал. мед. журн. - 2018. - № 8. - С. 56-65.