ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
модель OSI (модель взаимодействия открытых систем «Model of Open System Interconnections»). Модель была создана на основе технических предложений Международного института стандартов ISO (International Standards Organization).
Для обеспечения необходимой совместимости на каждом из семи возможных уровней архитектуры компьютерной сети действуют специальные стандарты, называемые протоколами.
Роль маршрутизатора в сети может выполнять как специализированный компьютер, так и специальная программа, работающая на узловом сервере сети.
ТЕМА 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
Вопросы для самопроверки:
Система (от греч. systema – целое, составленное из частей соединение) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
ПРИМЕРЫ СИСТЕМ:
Изучая различные технические и биологические системы, система управления, информационная система
Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются следующие:
Принцип интеграции заключается в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.
Принцип системности состоит в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.
Принцип комплексности заключается в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.
Итак, информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств и методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационная система определяется следующими свойствами:
любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
информационная система является динамичной и развивающейся;
при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения.
Задачи:
Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме – эффективный бизнес; в государственном предприятии – решение социальных и экономических задач.
Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
Информационная система должна обеспечивать производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информацией.
ЗАДАЧИ:
Внедрение информационных систем может способствовать решению следующих задач:
получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
обеспечению достоверности информации;
замене бумажных носителей данных на магнитные, а также использование системы электронного документооборота, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
предоставлению потребителям уникальных услуг;
отысканию новых рыночных ниш;
привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Функции:
Управление
Целевая функция управления – это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных и выходных переменных, параметров объекта управления и времени. Место информационной системы в процессе управления можно пояснить структурной схемой, приведенной на рис. 7.
вычислительную – своевременное и качественное выполнение обработки информации во всех интересующих систему управления аспектах;
коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты;
информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдача необходимой информации всех видов (научной, экономической, финансовой, технической и т.п.);
запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации;
следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации;
регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных (запланированных) значений;
оптимизирующую – обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта;
самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИВС для достижения вновь поставленных целей (в том числе для реализации цикла «исследование → разработка → внедрение → производство» с минимальными затратами ресурсов);
самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью обоснованного отбора лучших методов проектирования, производства и управления;
исследовательскую – обеспечение выполнения научных исследований корпоративных проблем, процессов создания новой техники и технологий, формирования тематики целевых программ комплексных научных исследований;
прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды;
анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта;
синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности;
контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции и услуг;
диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (в первую очередь технологического оборудования);
документирующую – формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов;
систему обработки информации.
Основная цель информационной системы – организация хранения, обработки и передачи информации.
Основной целью подсистемы «Управление материально-техническим снабжением» является оперативное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и хранение.
структура информационной системы приобретает вид: браузер – сервер приложений – сервер баз данных – сервер динамических страниц – web-сервер.
Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем.
Состав обеспечивающих подсистемболее стабилен и мало зависит от предметной области использования ИС:
Информационное обеспечение
Техническое обеспечение
Программное обеспечение
Математическое обеспечение
Лингвистическое обеспечение
Основные классификационные признаки ИС.
По масштабу
По способу организации
По характеру обработки информационные системы
По характеру использования результатной информации
По степени автоматизации:
По характеру информационных ресурсов
ТЕМА 6. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Вопросы для самопроверки:
документальная ИС – это единое хранилище документов с инструментарием поиска и отбора необходимых документов.
Документ – это порция информации, обладающая законченным содержанием и какого-либо рода уникальным идентификатором.
Наиболее распространенный тип документальных информационных систем – это информационно-поисковые системы, предназначенные для накопления документов и подбора документов, удовлетворяющих заданным критериям.
Основным элементом данных в документальных информационных системах является неструктурированный на более мелкие элементы документ.
Ключевые слова и словосочетания по-другому называются дескрипторами.
В состав типовой документальной ИПС входят четыре подсистемы:
1. Подсистема ввода и регистрации.
2. Подсистема обработки.
3. Подсистема хранения.
4. Подсистема поиска.
a – количество выданных релевантных документов;
b – количество выданных нерелевантных документов;
c – количество не выданных релевантных документов;
d – количество не выданных нерелевантных документов.
Приведем основные показатели эффективности документальных ИПС. Такими показателями являются полнота и точность информационного поиска.
Коэффициент полноты p, характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве релевантных документов:
p = a / (a + c).
Коэффициент точности n, характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве выданных документов:
n = a / (a + b).
Часто для удобства эти показатели измеряют в процентах. На практике часто используют лишь коэффициенты полноты и точности.
Очевидно, что обе эти характеристики зависят как от свойств поисковой системы, так и от правильности построения конкретного запроса и от субъективного представления пользователя о том, что такое нужная ему информация. ИСП тем лучше, чем больше полнота и точность, т.е. находит все нужные документы и ни одного лишнего. Однако улучшение одного из этих параметров приводит к ухудшению другого.
В идеале полнота информационного поиска и точность информационного поиска должны приближаться к единице, хотя на практике их значения колеблются в пределах от 60 до 90 %.
Другими показателями, характеризующими качество отобранных документов, являются:
Коэффициент шума e, характеризующий долю выданных нерелевантных документов во всем массиве выданных документов:
e = b / (a + b) = 1 - n.
Коэффициент осадка q, характеризующий долю выданных нерелевантных документов во всем массиве нерелевантных документов:
q = b / (b + d).
Коэффициент специфичности k, характеризующих долю не выданных нерелевантных документов во всем массиве нерелевантных документов:
Для обеспечения необходимой совместимости на каждом из семи возможных уровней архитектуры компьютерной сети действуют специальные стандарты, называемые протоколами.
-
Кто выполняет роль маршрутизатора в сети?
Роль маршрутизатора в сети может выполнять как специализированный компьютер, так и специальная программа, работающая на узловом сервере сети.
ТЕМА 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое система? Приведите примеры систем.
Система (от греч. systema – целое, составленное из частей соединение) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
ПРИМЕРЫ СИСТЕМ:
Изучая различные технические и биологические системы, система управления, информационная система
-
Сформулируйте общие принципы построения и работы управляющих систем.
Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются следующие:
Принцип интеграции заключается в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.
Принцип системности состоит в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.
Принцип комплексности заключается в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.
-
Дайте определение информационной системы.
Итак, информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств и методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
-
Перечислите основные свойства информационной системы.
Информационная система определяется следующими свойствами:
любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
информационная система является динамичной и развивающейся;
при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения.
-
Перечислите задачи и функции ИС.
Задачи:
Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме – эффективный бизнес; в государственном предприятии – решение социальных и экономических задач.
Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
Информационная система должна обеспечивать производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информацией.
ЗАДАЧИ:
Внедрение информационных систем может способствовать решению следующих задач:
получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
обеспечению достоверности информации;
замене бумажных носителей данных на магнитные, а также использование системы электронного документооборота, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
предоставлению потребителям уникальных услуг;
отысканию новых рыночных ниш;
привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Функции:
Управление
Целевая функция управления – это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных и выходных переменных, параметров объекта управления и времени. Место информационной системы в процессе управления можно пояснить структурной схемой, приведенной на рис. 7.
вычислительную – своевременное и качественное выполнение обработки информации во всех интересующих систему управления аспектах;
коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты;
информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдача необходимой информации всех видов (научной, экономической, финансовой, технической и т.п.);
запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации;
следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации;
регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных (запланированных) значений;
оптимизирующую – обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта;
самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИВС для достижения вновь поставленных целей (в том числе для реализации цикла «исследование → разработка → внедрение → производство» с минимальными затратами ресурсов);
самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью обоснованного отбора лучших методов проектирования, производства и управления;
исследовательскую – обеспечение выполнения научных исследований корпоративных проблем, процессов создания новой техники и технологий, формирования тематики целевых программ комплексных научных исследований;
прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды;
анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта;
синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности;
контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции и услуг;
диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (в первую очередь технологического оборудования);
документирующую – формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов;
систему обработки информации.
-
Назовите основную цель функционирования ИС.
Основная цель информационной системы – организация хранения, обработки и передачи информации.
Основной целью подсистемы «Управление материально-техническим снабжением» является оперативное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и хранение.
-
Опишите структуру ИС.
структура информационной системы приобретает вид: браузер – сервер приложений – сервер баз данных – сервер динамических страниц – web-сервер.
Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем.
-
Перечислите основные подсистемы информационной системы и назовите их назначение.
-
Опишите структуру обеспечивающей части ИС.
Состав обеспечивающих подсистемболее стабилен и мало зависит от предметной области использования ИС:
Информационное обеспечение
Техническое обеспечение
Программное обеспечение
Математическое обеспечение
Лингвистическое обеспечение
-
По каким принципам классифицируются ИС?
Основные классификационные признаки ИС.
По масштабу
По способу организации
По характеру обработки информационные системы
По характеру использования результатной информации
По степени автоматизации:
По характеру информационных ресурсов
ТЕМА 6. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Вопросы для самопроверки:
-
Что называется «документальной информационной системой»?
документальная ИС – это единое хранилище документов с инструментарием поиска и отбора необходимых документов.
-
Что называется «документом»?
Документ – это порция информации, обладающая законченным содержанием и какого-либо рода уникальным идентификатором.
-
Какой тип документальных информационных систем наиболее распространен?
Наиболее распространенный тип документальных информационных систем – это информационно-поисковые системы, предназначенные для накопления документов и подбора документов, удовлетворяющих заданным критериям.
-
Что является основным элементом данных в документальных информационных системах?
Основным элементом данных в документальных информационных системах является неструктурированный на более мелкие элементы документ.
-
Что такое дескриптор?
Ключевые слова и словосочетания по-другому называются дескрипторами.
-
Что входит в состав документальной ИПС?
В состав типовой документальной ИПС входят четыре подсистемы:
1. Подсистема ввода и регистрации.
2. Подсистема обработки.
3. Подсистема хранения.
4. Подсистема поиска.
-
Какие критерии оценки документальных систем?
| Выданные | Не выданные |
Релевантные | а | c |
Нерелевантные | b | d |
a – количество выданных релевантных документов;
b – количество выданных нерелевантных документов;
c – количество не выданных релевантных документов;
d – количество не выданных нерелевантных документов.
Приведем основные показатели эффективности документальных ИПС. Такими показателями являются полнота и точность информационного поиска.
Коэффициент полноты p, характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве релевантных документов:
p = a / (a + c).
Коэффициент точности n, характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве выданных документов:
n = a / (a + b).
Часто для удобства эти показатели измеряют в процентах. На практике часто используют лишь коэффициенты полноты и точности.
Очевидно, что обе эти характеристики зависят как от свойств поисковой системы, так и от правильности построения конкретного запроса и от субъективного представления пользователя о том, что такое нужная ему информация. ИСП тем лучше, чем больше полнота и точность, т.е. находит все нужные документы и ни одного лишнего. Однако улучшение одного из этих параметров приводит к ухудшению другого.
В идеале полнота информационного поиска и точность информационного поиска должны приближаться к единице, хотя на практике их значения колеблются в пределах от 60 до 90 %.
Другими показателями, характеризующими качество отобранных документов, являются:
Коэффициент шума e, характеризующий долю выданных нерелевантных документов во всем массиве выданных документов:
e = b / (a + b) = 1 - n.
Коэффициент осадка q, характеризующий долю выданных нерелевантных документов во всем массиве нерелевантных документов:
q = b / (b + d).
Коэффициент специфичности k, характеризующих долю не выданных нерелевантных документов во всем массиве нерелевантных документов: