Файл: Описание презентации Теория и методика игровой деятельности часть 1 по слайдам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Место игры в Конвенции о правах ребёнка Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Место игры в Конвенции о правах ребёнка: Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками
ЧАСТЬ 2 РАЗЛ И Ч Н Ы Е В И Д Ы И Г Р О В О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И Д О Ш КОЛ Ь Н И КО В И М Е Т ОД Ы И Х П С И ХОЛ О ГО — П Е Д А ГО Г И Ч Е С КО ГО С О П Р О В ОЖ Д Е Н И Я И О Р ГА Н И З А Ц И И С О С Т О Р О Н Ы В З Р О СЛ Ы Х : М Е Т ОД ОЛ О Г И Я И Г Р Ы В Д О Ш КОЛ Ь Н О М В О З РАС Т Е ( О Т 3 Д О 7 Л Е Т )
Виды игр по характеру педагогического процесса Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; Познавательные, воспитательные, развивающие; Репродуктивные, творческие; Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Виды игр по характеру игровой методики № п/п Видыигры Разновидностиигры 1 Творческие Сюжетно-ролевые; Режиссерские (на основе готового содержания: по мотивам сказок; сюжетам самостоятельно придуманным детьми); Игра-драматизация; Игра-имитация; Игры – предметные (строительным материалом, конструкторами, с природным материалом); 2 Игры с правилами Дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки); Подвижные (игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п. ; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д. ); развивающие; музыкальные; компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)
Классификация игры по содержанию, виду и организации По виду отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни индивидуальны, групповые, коллективныеигры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх -взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр:
Компоненты игры и ее структура как процесса ( по Д. Б. Элбконину) Роль как единица игры дошкольника Компонентыигры : игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы; сюжет игры — та сфера действительности, которая отражается в игре; содержание игры — имитация предметной деятельности взрослых. Структураигры: Роли, взятые на себя играющими; Игровые действия как средство реализации этих ролей; Игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; Реальные отношения между играющими; Сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Виды творческих игр Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: Сюжетно-ролевая игра : в «дом» , «семью» , «праздник» , «школа» , «магазин» , «библиотека» , «почта» , «транспорт» и т. д. Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Игры имитации , предполагающие имитацию поведения животных (курочки и петушки, игривые котята т. д. ) Игры драматизации на темы литературных произведений , кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков» , в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т. д.
Сюжетно-ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра — одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Социальная природа ролевой игры ребёнка В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, навыков общения, социальных установок, принятых в обществе форм поведения, вариантов жизненного стиля Социальная компетентность – способность взаимодействовать с окружающими людьми. Формируется у ребенка в ходе общения и совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Основноесодержание: Умение ориентироваться в социальных ситуациях; Умение общаться и взаимодействовать, ставить себя на место другого человека; Умение определять эмоциональные состояния других людей.
Условия формирования сюжетной игры Особенностиигры : Дети сами выбирают тему игры; Развивают сюжет; Распределяют роли; Подбирают нужные игрушки и атрибуты. Рольвзрослоговигре : Побуждает к игре; Тактически руководит игрой; Развивает фантазию детей; Сохраняет самодеятельность детей.
Функции и задачи педагога в организации и поддержке ролевой игры Функции: Активизирующая (побуждающая); Развивающая; Контролирующая. Задачи: Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей; Определить уровень игровых навыков и умений детей; Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог; Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры; Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх; Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.
Принципы не директивного руководства игрой Воспитатель побуждает детей к ведению разных ролевых диалогов: в начале года — в совместной игре с воспитателем, а во втором полу годии — в совместной игре со сверстниками; Воспитатель стимулирует детей включатся в разные ролевые диалоги, изменяя содержание диалога в зависимости от смены ролей, действуя в соответствии с новой игровой по зицией (диалоги по телефону в разных ролях — мамы, папы, бабушки, детей). Помогает переносить умение менять роли в совместную игру со сверс тниками; Воспитатель способствует сокращению предметных игровых дей ствий детей за счет обозначения части сюжета в речевом плане ( «Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогул ку» ); Воспитатель стиму лирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески), невоз можность достичь цели (корабль сбился с курса); Воспитатель развивает инициативу детей в создании игровой обстановки (уст раивает комнату для кукол, создает обстановку магазина, парикмахер ской, кабинета врача, гаража и т. п. ). Помогает при выборе и использовании разнообразных предметов- заместителей, воображаемых предметов.
Игровые умения Творческиеумения. В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1— 2 игровых события ( «Во что будем играть? Что произойдет? » ), распределять роли до начала игры. Воспитатель побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, к про явлению инициативы в придумывании игровых событий. Поощряет включение в игровой сюжет новых событий, ролей, творческий выбор предметов-заместителей и создание игровой обстановки. Способствует придумыванию детьми реплик игровых персонажей, использованию разных интонаций в ролевых диалогах. Появление игровой проблемы активизирует детскую фантазию, делает сюжет игры событийным Коммуникативныеумения. Воспитатель побуждает детей к прояв лению доброжелательности в игровом общении с партнерами-сверс тниками. Поощряет проявление инициативы в игровом взаимодейст вии со сверстниками. Дети учатся проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры