Файл: Описание презентации Теория и методика игровой деятельности часть 1 по слайдам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические принципы проведения дидактических игр в соответствии с новыми требованиями ФГОС Модель образовательного процесса должна включать 3 части: Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие, сотрудничество, партнерство); Самостоятельная деятельность детей (создание интерактивной развивающей предметно-пространственной среды); Взаимодействие с семьей (взаимодействие, сотрудничество, партерство). Центральнаяпсиходидактическаятехнологиясегодня–эторазвивающеевзаимодействиеребёнкасо взрослымиисосверстниками, анетолькоодностороннеевоздействиенаребёнка. В ФГОС реализация деятельностного подхода рассматривается как развитие самой деятельности, основных ее компонентов (постановка цели, выбор средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, контроль) способствует развитию ее субъекта (деятеля) – ребенка. Развивать способности – значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. ( Н. Волков).
Игровые умения Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Игры с правилами — подвижные игры Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Подвижнаяигра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т. д.
Развивающее значение игры с правилом Дети учатся работать сообща, доверять другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты.
Произвольность и нормативная регуляция поведения как результат игр с правилами Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. Но игра должна оставаться игрой – увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определенных навыков и движений.
Классификация подвижных игр по правилам Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д. ), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. подвижные игры. Сюжетные Игра по правилам отражает в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Игровые образы: воробышек, автомобиль, волк, гусь. Несюжетные Игра по правилам спортивного характера. Примеры: Жмурки, Лиса в курятнике, Зайцы и волк
Критерии выбора игр с правилами для детей разных возрастных групп Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловушек» , а также игры-забавы; Детям старшего дошкольного возраста интереснее всего играть в такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и лидерство. В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. Но игра должна оставаться игрой – увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определенных навыков и движений.
Методика проведения подвижных игр Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка.
Игровые умения Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки» , надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения
, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
ЧАСТЬ 3 Психолого-педагогическое сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста Ц Е Л Ь – С О ЗД А Н И Е С О Ц И А Л Ь Н О — П С И ХОЛ О Г И Ч Е С К И Х У С Л О В И Й Д Л Я У С П Е Ш Н О Г О В О С П И ТА Н И Я , О Б У Ч Е Н И Я И РА З В И Т И Я Р Е Б Ё Н К А Н А К А Ж Д О М В О З РАС Т Н О М Э ТА П Е. О С Н О В Н А Я З А Д АЧ А З А К Л Ю Ч А Е Т С Я В П О С Т Р О Е Н И И С И С Т Е М Ы В Н Е Ш Н Е З А Д А ВА Е М О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И , Т О Е С Т Ь ТА К О Й Е Е О Р ГА Н И З А Ц И И , К О Т О РА Я О Б Е С П Е Ч И ВА Е Т Р Е А Л Ь Н О Е В О ЗД Е Й С Т В И Е Н А П Е Р Е С Т Р У К Т У Р И Р О ВА Н И Е В Н У Т Р Е Н Н Е Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И Р Е Б Е Н К А И Ф О Р М И Р О ВА Н И Е М О Т И ВА Ц И И Э Т О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И. И М Е Н Н О С П Е Ц И А Л Ь Н О Е Ф О Р М И Р О ВА Н И Е В Е Д У Щ Е Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И , Н А П РА В Л Е Н Н О Й Н А РА З В И Т И Е М О Т И ВА Ц И О Н Н О Й С Ф Е Р Ы Л И Ч Н О С Т И , П О З В ОЛ Я Е Т В С К Р Ы ВАТ Ь И И С П ОЛ Ь З О ВАТ Ь Р Е З Е Р В Ы П С И Х И К И К А К В О З РАС Т Н Ы Е В О З М О Ж Н О С Т И Р Е Б Е Н К А.
Педагогические задачи сопровождения игры детей дошкольного возраста 1. Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях. 2. Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию. 3. Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх. 4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обо гащать способы их игрового взаимодействия.
Методы управления игрой № Возраст детей Способ построения Особенности способа Задачи Приемы 1. 3 -4 Уделять больше внимания «предыстории игры» , подготовке к ней. Обеспечение связей между обучением и игрой. Формирование умения «играть рядом, не мешая другу, воспитание желания охотно играть вместе» , то есть развитие навыков совместной игры. Изучение игровых интересов детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществляет руководство ею. 2. 5 лет Обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе Обратить внимание, на развитие игры как деятельности и на формирование положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в игре.