Файл: 1 Состояние и тенденции развития рынка гостиничных услуг в Москве.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конце 1999 г. гостинично-туристский комплекс столицы насчитывал свыше 170 гостиниц, в которых работали около 28 тыс. человек. Коэффициент загрузки на конец 1998 г. в среднем составил 0,55.

Заметную роль в сокращении спроса на гостиничные услуги играют постоянно возрастающая стоимость услуг проживания, питания, а также удорожание транспорта. Последнее сильно отразилось на объемах и дальности поездок - сократился поток экскурсантов.

В 1998 - 2000 гг. ситуация на гостиничном рынке значительно улучшилась. Одно из главных условий подъема гостиничного хозяйства - возрождение внутреннего, въездного и социального туризма.

Однако сегодня существует ряд проблем, которые препятствуют развитию Российской индустрии туризма:

· отсутствие качественной гостиничной инфраструктуры;

· практически отсутствует качественный туристический продукт;

· отсутствие качества сертифицированных гостиниц (в России

· сертифицированные гостиницы составляют всего 10-20 %)

· в российских регионах фактически не развит сектор дополнительных развлечений;

· для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров;

· низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке;

· существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста.

В российском туризме существует потребность «омоложения» кадров и качество подготовки молодых специалистов невысоко, «…зачастую нам легче взять специалиста с лингвистического или экономического факультета и переучить его, чем работать с выпускниками профильных вузов» - заявил директор по кадрам сети отелей «Мариотт» [11].

По подсчетам Национального статистического агентства, в 2006г. число 5-звездочных гостиниц в России сократилось с 23 до 18. В то же время в Москве уже построено или строится в настоящий момент 8 пятизвездочных гостиниц. Несомненно, что гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной отрасли страны в целом. В последние годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Если в 2004г. отели Москвы и Санкт-Петербурга генерировали более 80% дохода, то в 2005г. - уже только 70%. В настоящий момент совокупные доходы гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга не достигают показателя в 50% [20].


Можно отметить следующие общие характеристики российского гостиничного комплекса:

· До 2006 года наблюдается заметное сокращение числа российских объектов размещения на 300-700 в год. Например, в 2002 году их стало меньше на 724. Это объясняется закрытием и перепрофилированием в основном региональных гостиниц из-за их низкой рентабельности.

· В 2006 году гостиничным хозяйством РФ было обслужено 13,5 млн. чел., из них 11 млн. россиян. Что говорит о повысившейся внутренней деловой и туристической активности и слабой активности внешних туристов.

· Средняя продолжительность проживания в гостиницах составила 3,2 дня.

· 4.Среднегодовой коэффициент использования номерного фонда крайне низкий по стране: 33% - по стране, 37% - в городах, 11 % - в селе. Относительно благополучная ситуация в Москве - 56%, Санкт-Петербурге - 60%, Краснодарский край - 65%.

· В 34 субъектах РФ расходы по эксплуатации превышают доходы (Сибирь, Север России, Татарстан, Башкирия).

· Степень физического износа гостиничного комплекса - 80%.

· Более 61% гостиниц РФ - некатегорийные, около 2616. В остальных 39% преобладают 1-3 звездные гостиницы - около 1000, а по Москве 2-3 звездные. Отелей уровня 4-5 звезд в стране 109. (На 2006 г.)

· Общая доходность гостиниц РФ в 2006 г. составила 6,4 млд руб. При этом 55% этих доходов приходится на Москву.

· До 2002 года наблюдалась повышенная инвестиционная активность. В это время было построено большинство 4-5* отелей в Москве, Сочи, Владивостоке, Питере, Находке, Иркутске. Однако потом она практически полностью парализовалась за исключение Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас наблюдается ее восстановление, но отдается предпочтение проектам с 1-2 годовой окупаемостью - 2-3* гостиницам.

Все старые гостиницы Москвы, которые имеют минимальный набор предоставляемых услуг, при аттестации 2007г. получили категорию «три звезды». Но большинство из них весьма ограничивают перечень своих услуг, в которые входят лишь: ресторан, бар, парикмахерская, обмен валют. Если обратить внимание на архитектуру, то громоздкие мрачные здания этих отелей не привлекают внимания и не вызывают желания проживать в них.

Большинство гостиниц категории «четыре звезды» - это новые или отреставрированные здания. Эти гостиницы привлекают внимание внешней и внутренней отделкой, дизайном. В большинстве из них задействован капитал иностранных компаний, управление тоже, как правило, осуществляется иностранными специалистами. Они предлагают более обширный перечень услуг, чем предприятия категории «три звезды», и приближаются к международным стандартам. Как правило, все они имеют сауну, реже - бассейн, небольшие конференц-залы и бизнес-центры, рестораны, бары, салоны красоты и другие услуги, индивидуальные для каждого отеля. Эти предприятия составляют подавляющее большинство среди гостиничных предприятий нашего города.


В 2007 г. на гостиничном рынке Москвы продолжилось действие тенденций, формировавших деловой климат в этой сфере коммерческой недвижимости в последние два года: превалирование в сегментах с наиболее массовым спросом рынка продавца.

Среднерыночная заполняемость гостиниц верхнего сегмента в целом сохранила прошлогоднюю динамику, превысив прошлогодние показатели, та же картина и по ценовой составляющей предложения. В 2007 г. гостиницы верхнего сегмента подняли уровень загрузки до 77,8% (2006 г. - 70,24%). Среднерыночная цена услуг размещения в верхнем сегменте рынка поднялась до $336,32, что по сравнению с 2006 г. ($283,66) составило рост в 16%. Динамика доходности с номера также имела положительный вектор, составив увеличение по сравнению с прошлым годом на 17% (среднерыночный RevPar (доходность номера) в 2006 г. - $200,16; 2007 г. - $239,8).

В среднем рыночном сегменте динамика заполняемости также продолжила прошлогодний рост: 2006 г. - 78,2%; 2007 г. - 79,3%. Среднерыночный ADR (стоимость номера) по этой группе средств размещения по сравнению с прошлогодним показателем увеличился на 30% (2006 г. - $85,75; 2007 г. - $128,8). Динамика доходности на номер в среднем сегменте также имела положительный вектор, составив превышение над прошлогодним показателем почти на 30%.

По оценкам некоторых западных экспертов, отмечают в компании, подобные показатели характеризуют московский гостиничный бизнес как самый прибыльный в Европе. Появление в 2007 г. на рынке новых гостиничных объектов в верхнем и среднем сегменте малой и средней вместимости пока не восполнили имеющийся дефицит предложения. По оценкам HCD Group, дефицит текущего предложения составляет не менее 4 тыс. номеров [9]. Хотя главный город России ежегодно посещает более 2 млн. 500 тыс. туристов, и в московскую казну поступает порядка 1 млрд. долларов, гостиниц в городе катастрофически не хватает. По данным статистики, на конец 2005 года в столице было 175 гостиниц на 38,2 тыс. номеров и 68,1 тыс. мест. С тех пор ситуация в гостиничном секторе, к сожалению, существенно не улучшилась. Этому есть вполне закономерное объяснение. По темпам строительства Москва опережает практически все российские города. Но, несмотря на огромное количество сдаваемых готовых объектов, доля гостиниц среди них занимает очень скромное место. Активно развивается, прежде всего, жилищное строительство и возведение офисов. Отчасти это понятно - многие годы именно жилищный вопрос был острейшей проблемой в столичном регионе; по словам классика, именно "жилищный вопрос испортил москвичей". Поэтому такое интенсивное строительство жилья диктуется насущной потребностью рынка и приносит наибольший доход.


Кроме этого, Москва всегда была и остается крупнейшим деловым центром на территории всей Восточной Европы. Отсюда наблюдаемая на сегодня острая нехватка офисных помещений и соответственная реакция рынка по наращиванию строительства в данном секторе отрасли. Казалось бы, с наращиванием числа деловых контактов и увеличением числа туристов в Москве должен быть связан и бурный рост строительства гостиниц и гостиничных комплексов в городе, однако этого не происходит. Главная причина дефицита на рынке гостиничных услуг состоит в том, что строители и инвесторы, ориентированные на быстрое получение большой прибыли, неохотно берутся за строительство гостиниц в столице. Дело в том, что гостиницы среднего класса начинают приносить доход лишь через 5-7 лет после их возведения. Для сравнения, при строительстве жилых домов срок окупаемости составляет всего 1,5-2,5 года. Именно долгие сроки окупаемости, а также относительно невысокие доходы и тормозят развитие гостиничного бизнеса в столице.

Впрочем, нужно добавить, что сфера гостиничного бизнеса Москвы имеет достаточно неоднородную структуру. Так, говоря об остром дефиците на рынке гостиничных услуг, имеются в виду, прежде всего недорогие гостинцы, двух-трех звездной категории, тогда как в высшем ценовом секторе рынок уже близок к насыщению. Долгая окупаемость гостиничных объектов, специфическая, довольно затратная сфера управления и содержания гостиниц отпугивает многих потенциальных инвесторов от строительства гостиниц средней и нижней ценовых категорий.

На сегодняшний день московские власти обеспокоены создавшейся ситуацией на гостиничном рынке столицы и занимаются разработкой специальных мер по улучшению создавшейся ситуации. Так, еще в июле прошлого года заместитель мэра Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе заявил, что "сейчас разрабатывается постановление "О стимулировании развития гостиничного бизнеса в Москве", которое даст значительные льготы инвесторам при строительстве гостиниц". Данное постановление должно создать необходимые рамочные условия для развития гостиничного бизнеса в Москве. Власти города намерены предоставлять тем инвесторам, которые "захотят строить гостиницу, скидку в 50% на выкуп (у города) земли под строительство. Кроме того, пока будет вестись строительство, арендная плата будет составлять 1% (от кадастровой стоимости) в год. Такие же ставки сохранятся в течение трех лет после окончания строительства", - подчеркнул г-н Орджоникидзе.


Также городские власти будут возмещать часть платежей по процентным ставкам, если для строительства гостиницы инвестор решит привлечь кредит. "Кроме того, ни в одной городской гостинице не будет браться так называемая городская доля, как это принято при строительстве инвесторами жилья", - добавил Иосиф Орджоникидзе.

Согласно одобренной столичным правительством программе, к 2010 году планируется построить 224 гостиничных комплекса почти на 100 тыс. мест. Однако дефицит гостиниц в Москве продлится еще минимум 4-5 лет, и только после этого спроса должна наметиться стабилизация спроса и предложения. Отчасти ситуацию спасает то, что Москва, в отличие от большинства восточноевропейских столиц, представляет интерес для инвесторов и менеджмента. Тем не менее, по расчетам экспертов, в гостиничную индустрию России в ближайшие годы необходимо вложить не менее 5 млрд долларов, чтобы приблизить ее уровень к современным требованиям. И если инвестиционный климат будет достаточно стабилен, то эта планка отельерам окажется вполне по силам.

Вадим Прасов, генеральный директор издательства "Хоспителити" заявил, что на сегодняшний день имеется большая дистанция между тем, что декларируют власти Москвы и тем, что реально делается. Хотя и была разработана система льгот для инвесторов и найдены 320 площадок для строительства новых гостиниц, для строителей и инвесторов особенно остро стоит вопрос бюрократических проволочек в процессе строительства. Многочисленные согласования ведут, как правило, к тому, что все процессы идут очень медленно. Кроме того, не отрегулирована цена выхода на площадку: она одинаковая как для пятизвездного отеля, так и для трехзвездного. В такой ситуации понятно, что инвесторы отдают предпочтение более дорогим проектам. По словам г-на Прасова, к уже созданным льготам необходимо добавить так называемый принцип "единого окна", то есть максимально сократить количество ведомств и инстанций, проводящих экспертизы и выдающих разрешения различного рода для строительства гостиниц.

Заместитель директора Департамента оценки и консалтинга "Colliers International" Марина Смирнова заявила Стране.Ru о том, что ситуация на гостиничном рынке для инвесторов выглядит благоприятно: они имеют относительно быстрый возврат средств, в то время как потребителям ситуация представляется скорее неблагоприятной - они хотели бы большего разнообразия на гостиничным рынке и гостиниц по приемлемым ценами. По ее словам, имеется временная дистанция между заявлениями московского правительства и конкретным строительством объектов. Необходимо достаточно времени, чтобы проверить, насколько действенны сегодняшние меры правительства Москвы. К общим проблемам гостиничного строительства г-жа Смирнова отнесла нехватку участков, высокую стоимость строительства, а также дорогие земельные участки. В целом, по мнению г-жи Смирновой, хотя темпы гостиничного строительства в столице недостаточно высокие, однако рынок постепенно должен сам отрегулировать данную ситуацию в том смысле, что, если имеется повышенный спрос на недорогие гостиницы, то со временем они должны появиться [15].