Файл: Лекции v семестр теоретические основы спортивной тренировки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
планирования является обучающая программа, построенная на принципах программно-управляемого обучения и предлагающая возможно большую адаптивность работы с постепенным наращиванием сложности и трудности заданий.
Принцип методического динамизма и прогрессирования
Процесс обучения, оцениваемый по его реальным результатам, должен активно продвигаться вперед, не допуская стагнации, застоя на отдельных шагах работы. Последнее часто возникает не только по причинам принципиально неверного выбора средств и методов обучения, но и ввиду их однообразия, когда ранее эффективные методы, приемы работы в применении к меняющейся ситуации обучения теряют свою силу, но по инерции продолжают использоваться тренером. Это не только отдаляет конечный результат обучения, но и приводит к вредному заучиванию промежуточных учебных форм. Таким образом, правильно выстроенный процесс работы требует не только возможно более полной адекватности методологии обучения его текущим задачам, но и, как следствие, необходимой своевременной ротации методов, приемов, средств обучения.
Принцип функциональной избыточности и надежности
Успешный процесс обучения движениям (ограничен в спорте уровнем физической и функциональной готовности обучающегося) предполагает свободу варьирования их основных параметров, включая возможность уверенных действий в условиях повышенного напряжения, высокой или предельной мобилизации двигательных и психических ресурсов. Только при выполнении этого требования возможно достаточно гибкое управление движением, необходимое как условие поиска нужных форм двигательного действия. Данный принцип действует также в стадии эксплуатации ранее освоенного движения в практике, поскольку исполнение упражнения должно оставаться достаточно надежным в условиях утомления, в присутствии разнообразных сбивающих факторов.
Принцип прочности и пластичности
Связи, вырабатываемые как в процессе, так и в итоге обучения движению, должны в достаточной степени фиксироваться. Известно, что необходимым свойством сформированного двигательного навыка является автоматизация части действий. Вместе с тем чрезмерная степень автоматизации элементов навыка будет приводить к целому ряду его пороков: навык становится косным, плохо поддается коррекциям, развитию. Добиваясь достаточной прочности двигательного навыка, следует сохранять за ним и свойства необходимой пластичности, одно из средств достижения которой — вариативная тренировка. Прочность навыка следует отличать от его надежности, поскольку прочность есть характеристика степени сформированности центрально нервного механизма двигательного навыка, а под надежностью в данном случае мы понимаем лишь наличие функционального резерва двигательных, сенсомоторных и других качеств.
Принцип доступности и стимулирующей трудности
Упражнение должно быть достаточно легким, чтобы гарантировать свободную, непринужденную над ним работу, но одновременно достаточно трудным, чтобы бросать вызов способностям исполнителя, стимулируя его тем самым к полной мобилизации интеллектуальных, психических и физических возможностей.
Принцип индивидуализированного обучения в коллективе
Коллективное взаимодействие в коллективе спортсменов важно не только в связи с воспитательными моментами, но и потому, что это содействует полезному обмену информацией, важной для обучения, помогает организовать техническую взаимопомощь, применять групповые методы работы. Следует отметить также, что атмосфера соперничества, неизменно возникающая в коллективе спортсменов примерно равной квалификации, положительно сказывается на их отношении к работе, способствует более эффективному ее выполнению, повышению работоспособности.
Принцип формально-эвристического единства
Как всякий конструктивный, в идеале творческий процесс, обучение движениям должно опираться на двуединство традиций и новаторства. С одной стороны, тренеру важно знать все, что было ранее известно об обучении данному движению и уметь выбирать из этой информации главное, с другой — в отношении всего общепринятого должен существовать здоровый скепсис, разумная критика, без которых невозможно обновление.
Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства
Методика обучения движениям в норме основывается на достоверных научных данных, и в этом отношении должна быть рациональной. Практика прямо показывает, что очень многие затруднения в учебно-тренировочной работе объясняются недостаточным профессионализмом тренеров, их научно-методической неосведомленностью. В связи с этим особо следует отметить существование закономерностей самоорганизации движения, которые не только плохо изучены, но и в принципе исключают тренерский диктат, неразумное вмешательство в те элементы движения, действия, которые в процессе тренировки формируются самостоятельно и по законам, не известным обучающему.
Вопросы для контроля:
1.Перечислите специфические принципы спортивной подготовки
2. Что представляют специфические принципы спортивной подготовки?
3.В чем заключается принцип направленности на максимально возможные достижения?
4. Каким принципом следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период подготовки?
5. Чем обусловлено значение принципа углубленной специализации?
6. Охарактеризуйте принцип непрерывности тренировочного процесса
7. Назовите направления интенсификации тренировочного процесса согласно принципа единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам
8. Что представляет собой принцип доступности и стимулирующей трудности?
9. Почему важен принцип индивидуализированного обучения в коллективе в спортивной подготовке?
10. В чем заключается принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства?
Литература
ЛЕКЦИЯ № 3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ.
План:
Ключевые слова:техника,общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, тактика, тактические знания, тактическое мышление, тактические упражнения, общая и специальная физическая подготовка, психологическая подготовка, классификация средств и методов психической подготовки, мобилизующие, корригирующие ирелаксирующие упражнения.
1. Спортивно-техническая подготовка
Спортивная тренировка включает в себя следующие разделы: спортивно-техническую, физическую, тактическую, психическую и теоретическую подготовку. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.
Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень. Например, уровень проявления двигательных качеств, например, выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований.
Техническая подготовленность — степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы, тем эффективнее он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно провоцировать его к принятию неадекватных ситуационных решений.
В структуре технической подготовленности очень важно выделять базовые и дополнительные движения.
Базовые движения и действия составляют основу технической оснащенности данного вида спорта. Без них невозможна эффективная соревновательная борьба с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.
Дополнительные движения и действия — это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются прежде всего совершенством базовых движений и действий. На уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе.
Рисунок 21.1 Требования к технике спортсмена
В процессе технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1.Результативность техники - обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2.Эффективность техники - определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3. Стабильность техники - связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
4. Вариативность техники - определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
5. Экономичность техники - характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников - является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов).
Принцип методического динамизма и прогрессирования
Процесс обучения, оцениваемый по его реальным результатам, должен активно продвигаться вперед, не допуская стагнации, застоя на отдельных шагах работы. Последнее часто возникает не только по причинам принципиально неверного выбора средств и методов обучения, но и ввиду их однообразия, когда ранее эффективные методы, приемы работы в применении к меняющейся ситуации обучения теряют свою силу, но по инерции продолжают использоваться тренером. Это не только отдаляет конечный результат обучения, но и приводит к вредному заучиванию промежуточных учебных форм. Таким образом, правильно выстроенный процесс работы требует не только возможно более полной адекватности методологии обучения его текущим задачам, но и, как следствие, необходимой своевременной ротации методов, приемов, средств обучения.
Принцип функциональной избыточности и надежности
Успешный процесс обучения движениям (ограничен в спорте уровнем физической и функциональной готовности обучающегося) предполагает свободу варьирования их основных параметров, включая возможность уверенных действий в условиях повышенного напряжения, высокой или предельной мобилизации двигательных и психических ресурсов. Только при выполнении этого требования возможно достаточно гибкое управление движением, необходимое как условие поиска нужных форм двигательного действия. Данный принцип действует также в стадии эксплуатации ранее освоенного движения в практике, поскольку исполнение упражнения должно оставаться достаточно надежным в условиях утомления, в присутствии разнообразных сбивающих факторов.
Принцип прочности и пластичности
Связи, вырабатываемые как в процессе, так и в итоге обучения движению, должны в достаточной степени фиксироваться. Известно, что необходимым свойством сформированного двигательного навыка является автоматизация части действий. Вместе с тем чрезмерная степень автоматизации элементов навыка будет приводить к целому ряду его пороков: навык становится косным, плохо поддается коррекциям, развитию. Добиваясь достаточной прочности двигательного навыка, следует сохранять за ним и свойства необходимой пластичности, одно из средств достижения которой — вариативная тренировка. Прочность навыка следует отличать от его надежности, поскольку прочность есть характеристика степени сформированности центрально нервного механизма двигательного навыка, а под надежностью в данном случае мы понимаем лишь наличие функционального резерва двигательных, сенсомоторных и других качеств.
Принцип доступности и стимулирующей трудности
Упражнение должно быть достаточно легким, чтобы гарантировать свободную, непринужденную над ним работу, но одновременно достаточно трудным, чтобы бросать вызов способностям исполнителя, стимулируя его тем самым к полной мобилизации интеллектуальных, психических и физических возможностей.
Принцип индивидуализированного обучения в коллективе
Коллективное взаимодействие в коллективе спортсменов важно не только в связи с воспитательными моментами, но и потому, что это содействует полезному обмену информацией, важной для обучения, помогает организовать техническую взаимопомощь, применять групповые методы работы. Следует отметить также, что атмосфера соперничества, неизменно возникающая в коллективе спортсменов примерно равной квалификации, положительно сказывается на их отношении к работе, способствует более эффективному ее выполнению, повышению работоспособности.
Принцип формально-эвристического единства
Как всякий конструктивный, в идеале творческий процесс, обучение движениям должно опираться на двуединство традиций и новаторства. С одной стороны, тренеру важно знать все, что было ранее известно об обучении данному движению и уметь выбирать из этой информации главное, с другой — в отношении всего общепринятого должен существовать здоровый скепсис, разумная критика, без которых невозможно обновление.
Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства
Методика обучения движениям в норме основывается на достоверных научных данных, и в этом отношении должна быть рациональной. Практика прямо показывает, что очень многие затруднения в учебно-тренировочной работе объясняются недостаточным профессионализмом тренеров, их научно-методической неосведомленностью. В связи с этим особо следует отметить существование закономерностей самоорганизации движения, которые не только плохо изучены, но и в принципе исключают тренерский диктат, неразумное вмешательство в те элементы движения, действия, которые в процессе тренировки формируются самостоятельно и по законам, не известным обучающему.
Вопросы для контроля:
1.Перечислите специфические принципы спортивной подготовки
2. Что представляют специфические принципы спортивной подготовки?
3.В чем заключается принцип направленности на максимально возможные достижения?
4. Каким принципом следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период подготовки?
5. Чем обусловлено значение принципа углубленной специализации?
6. Охарактеризуйте принцип непрерывности тренировочного процесса
7. Назовите направления интенсификации тренировочного процесса согласно принципа единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам
8. Что представляет собой принцип доступности и стимулирующей трудности?
9. Почему важен принцип индивидуализированного обучения в коллективе в спортивной подготовке?
10. В чем заключается принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства?
Литература
-
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 -
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. Москва. – 2010. 210 с.
ЛЕКЦИЯ № 3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ.
План:
-
Спортивно-техническая подготовка -
Физическая подготовка -
Спортивно-тактическая подготовка -
Психическая подготовка -
Теоретическая подготовка
Ключевые слова:техника,общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, тактика, тактические знания, тактическое мышление, тактические упражнения, общая и специальная физическая подготовка, психологическая подготовка, классификация средств и методов психической подготовки, мобилизующие, корригирующие ирелаксирующие упражнения.
1. Спортивно-техническая подготовка
Спортивная тренировка включает в себя следующие разделы: спортивно-техническую, физическую, тактическую, психическую и теоретическую подготовку. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.
Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень. Например, уровень проявления двигательных качеств, например, выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований.
Техническая подготовленность — степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы, тем эффективнее он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно провоцировать его к принятию неадекватных ситуационных решений.
В структуре технической подготовленности очень важно выделять базовые и дополнительные движения.
Базовые движения и действия составляют основу технической оснащенности данного вида спорта. Без них невозможна эффективная соревновательная борьба с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.
Дополнительные движения и действия — это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются прежде всего совершенством базовых движений и действий. На уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе.
Рисунок 21.1 Требования к технике спортсмена
В процессе технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1.Результативность техники - обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2.Эффективность техники - определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3. Стабильность техники - связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
4. Вариативность техники - определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
5. Экономичность техники - характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников - является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов).