Файл: Лекции v семестр теоретические основы спортивной тренировки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.
Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.
Между общей и специальной технической подготовкой спортсмена существует тесная связь. Если специальная подготовка вооружает спортсмена знаниями, умениями и навыками в области техники и избранного вида спорта, то общая подготовка дает знания, составляющие общетеоретическую основу спортивной деятельности, обогащает самыми разнообразными умениями и навыками. Тем самым общая подготовка, в силу взаимосвязи знаний, умений и навыков (так называемого переноса навыков), создает предпосылки для наибольшего технического совершенствования в избранном виде спорта.
Средствами практического решения задач совершенствования технического мастерства спортсменов являются соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений, специально-подготовительные и вспомогательные упражнения, различные тренажерные устройства и др.
В процессе технического совершенствования применяются словесные, наглядные и практические методы (методы расчленено-конструктивного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей, стандартно-повторного и вариативного упражнения), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки.
Процесс обучения и технического совершенствования может быть подразделен на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные и взаимообусловленные стадии:
-
базовая техническая подготовка; -
углубленное техническое совершенствование и достижение высшего спортивно-технического мастерства; -
сохранение спортивно-технического мастерства.
Процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы. В связи с этим в годичном цикле выделяют три этапа технической подготовки:
1.Поисковый;
2. Стабилизации;
3 Адаптивного совершенствования.
Техническая подготовка на первом этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного материала), улучшения ее предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.
На втором этапе техническая подготовка направленная на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.
На третьем этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости),надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.
Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствование технического мастерства являются:
1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;
2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.
Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств. Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой — важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.
2. Физическая подготовка
Физическая подготовка— это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка – это процесс, направленный на становление и формирование изменений функциональных свойств человека и основанных на них двигательных способностей, которые являются предпосылкой успешного решения двигательных задач в различных видах спорта (А.А. Тер-Ованесян).В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Общая физическая подготовка в системе спортивной тренировки решает следующие задачи (С.М. Вайцеховский):
1. Всестороннее развитие спортсменов, воспитание физических качеств.
2. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.
3. Улучшение волевой и моральной подготовки.
4. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.
Рисунок 21.2 Средства физической подготовки спортсмена
Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка - это процесс, направленный на становление, формирование и изменения функциональных свойств человека и основанных на них двигательных способностей, которые являются предпосылкой успешного выполнения конкретного спортивного упражнения в избранном виде спорта (А.А. Тер-Ованесян).
Специальная физическая подготовка в системе спортивной тренировки решает следующие задачи (С.М. Вайцеховский):
1. Совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта.
2. Преимущественное развитие тех видов двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в своем виде спорта.
3. Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения.
Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов — уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности, в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе, в-третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями, в-четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
3. Спортивно-тактическая подготовка
Под спортивной тактикой следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании.
Тактика может носить следующий характер:
1. Алгоритмическая тактика - строится на заранее запланированных действиях и преднамеренной реализации их (характерна для тяжелой атлетики, метаний, плавания, гребли и т. д.).
2. Вероятностная - преднамеренно-экспромтные действия, в которых планируется лишь начало, остальное зависит от складывающейся ситуации.
3. Эвристическая - экспромтное реагирование спортсмена в ходе соревнований (спортивные игры, велосипедные гонки).
Тактическая подготовка— это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя:
- изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов;
- освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;
- моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Результатом тактической подготовки является тактическая подготовленность, т.е.умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.
Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
В структуре тактической подготовленности следует выделять такие понятия, как тактические знания, умения, навыки.
Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.
Тактические умения — форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.
Тактические навыки — это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.
Тактическое мышление — это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:
-
создание целостного представления о поединке; -
формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; -
решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам, и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную.
Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.
Специальная тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Специфическими средствами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:
— установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;
— в упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы